Конспект урока по хоровому сольфеджио «Понятие лада и знакомство с ритмическими конструкциями»


Евстафьева Татьяна Юрьевна.
Педагог дополнительного образования.
ГБОУ ДОД ДДЮТ «На
Ленской».
«Понятие лада и знакомство с ритмическими конструкциями».
Предмет: Эстрадно – хоровой вокал.
Учащиеся: 8 – 9 лет.
Цель занятия: Развитие слуха у обучающихся, освоение начальных
навыков хорового сольфеджио, понятия ритма.
Задачи:
1.Обучающие
1. Учить ориентироваться в мажорной гамме, освоить понятие ступений
и тоники.
2. Учить пению в унисон, пению элементов двухголосия.
3. Учить понятию интервал.
4.Ознакомление с понятием длительностей: четверть и восьмая.
2.Развивающие
1. Развитие унисонного пения
2. Развитие гармонического слуха (начальный этап)
3.Развитие умения сочинять мелодии на собственные ритмические
конструкции.
Воспитательные
1. Воспитывать умение работать в коллективе
2. Уметь дослушать товарища, не перебивая
3. Тянуться за сильными учениками, помогать слабым
Методы работы на занятии:
1.Словесный, групповой, показ.
Основные содержательные блоки:
1.Вступление – рассказ об устройстве мажорного и минорного
ладов; знакомство с четвертями и восьмыми, распевка.
2.Блок звуковысотных упражнений, творческих заданий на основе
полученных знаний о ладах.
3.Упражнения направленные на работу с ритмом, ряд творческих
ритмических заданий.
4. Разучивание нового вокального материала.
5. Работа с выученным материалом. Работа над художественной
выразительностью.
6. Подведение итогов занятия, поощрение учащихся.
Ожидаемые результаты.
Освоение понятия лада и простейших ритмических конструкций,
осознание радости творчества, при постижении азов музыкальной
грамоты, стремление к яркой выразительности при исполнении
музыкального материала
Форма занятия: открытый урок.
План-конспект занятия
п./п.
Вид деятельности занятия (раздел)
I
Вступление:
Рассказ о музыкальных странах: мажоре и миноре; об устройстве мира гамм:
королеве 1 ступени, её помощниках 3 и 5 ступенях.
Знакомство с ритмическими конструкциями, состоящими из четвертей и
восьмых.
Распевка, пение учебно-тренировочного материала, вокальных упражднений.
II
Задания по теме хоровое сольфеджио
1. Пение гамм без названия нот, а с названием ступеней.
2. Пение устойчивых ступеней по руке(5 пальцев, 1,3,5 пальцы –
устойчивые ступени)
3. Творческое задание: сочинение песни из устойчивых ступеней с
обязательным возвращением в тонику
4. Соотнесение ступеней с нотами, пение гамм, исходя из полученных
знаний
5. 5.Устный музыкальный диктант: игра устойчивых ступеней
определение их на слух и их пение .
III
музыка и ритм.
Игра музыкальных отрывков (Полька Рахманинова, Полонез Шопена, Полька
Шостаковича) – определение сильной и слабой доли (хлопаем сильную и топаем
слабую долю, потом наоборот).
Сочиняем ритмические конструкции, исходя из условия: четверть – Та, восьмые
Ти-Ти.
Чтение детских стихов, под сочиненные детьми ритмы,
Чтение стихов в ритме одни дети стихи читают, другие определяют
длительности.
-
IV
Пение произведений:
-разучивание «Оранжевой песенки»
-со слогами мелодию
-со словами
-с прохлопыванием ритма.
-пение с ярким образным представлением сюжета песни
V
Исполнение выученного репертуара. Работа над художественным образом:
Мы маленькие дети (Энтин, Крылатов)
VI
Подведение итогов занятия:
-краткий опрос детей по теме:
ХОРОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО
-повторение истории про музыкальные города.
- нарисовать запомнившихся музыкальных героев урока.
Перечень использованной методической и педагогической литературы:
1. Образовательные программа по эстрадно-хоровому вокалу
«ФантаZёры»
2. «Музыкальная азбука» Л. Н. Алексеева (1 класс)
3. «Нотная азбука» Н. Кончаловская
4. Е.Альбова, Н. Шереметьева «Вокально-хоровые упражнения»
5. «Музыкальный Санкт-Петербург» Е.А. Сухарникова
6. Фонопедические методы развития голоса. Емельянов.