Конспект урока по музыке во 2 классе "Рождественский балет П.И. Чайковского "Щелкунчик"


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа
Конспект урока по музыке
во 2 классе
«Рождественский балет
П.И. Чайковского «Щелкунчик»
подготовила
учитель музыки
Поддубная Алла Владимировна
г. Лабытнанги
2015
Тема: Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»
Цель:
1. Познакомить детей с музыкой Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик»
и основным содержанием балета;
2. Воспитывать любовь к музыке;
3. Развивать образное мышление, музыкальное воображение, слух, чувство ритма,
внимание.
План:
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний, проверка ЗУНов
2.1 Кроссворд
2.2. Беседа о П.И.Чайковском и балете «Щелкунчик»
3. Знакомство с сюжетом. Слушанье музыки. Анализ
4. Вокально-хоровая работа
5. Д/з: Нарисовать наиболее запомнившиеся сцены из сказки-балета «Щелкунчик»,
повторять песню.
7. Итог урока. Самооценка. Оценка учителя.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Уважаемые юные музыканты, танцоры, певцы- ученики урока Творчества. Сегодня
нам предстоит новая встреча с музыкой.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с особым видом искусства соединяющем
в себе музыку и танец.
Как называется этот вид искусства?
(Балет)
2. Актуализация знаний, проверка ЗУНов
2.1 Давайте вспомним основные понятия, характеризующие этот вид искусства.
Разгадывание кроссворда:
1. Большой танцевальный вечер (Бал)
2. Сольный танец в балете (Адажио)
3. Какой танец на балу исполняла Золушка? (Вальс)
4. Как называется торжественный выход балерины? (Антре)
5. Как называется литературный текст, кратко пересказывающий содержание
балета. (Либретто)
1.Б
А
Л
2.А
Д
А
Ж
И
О
3.В
А
Л
Ь
С
4.А
Н
Т
Р
Е
5.Л
И
Б
Р
Е
Т
Т
О
Ну вот, на кроссворде появилось слово «Балет» и мы продолжим наш урок.
Вспомните еще определение, что такое балет?
Большой музыкальный спектакль
Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир балета, и я приглашаю вас в театр.
В театре на входе нас встречают красочные афиши, билетеры предлагают
программки, из которых мы можем узнать краткое содержание балета, познакомится с
составом актеров и списком сотрудников всех театральных цехов, принявших участие в
подготовке спектакля. (Доска оформлена афишами, у каждого ребенка программка со
структурой и описанием каждого действия балета)
О чем же будет наш спектакль? О чем вам рассказали афиши?
(Этот спектакль будет о Щелкунчике)
Правильно, ребята. Сегодня мы познакомимся с рождественским балетом-сказкой
П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Еще совсем свежи у нас с вами воспоминания о самых чудесных праздниках зимы.
Много радости подарили детям и взрослым пушистые елочки, украшенные огоньками,
народные гуляния, колядки, приуроченные к светлому празднику - Рождества Христова.
Этот, всеми любимый праздник, вдохновил многих поэтов, писателей, музыкантов на
создание великих шедевров в изобразительном искусстве, музыке, литературе.
Балет «Щелкунчик»- это музыкальная поэма о высокой любви, верной дружбе, о
борьбе с силами зла.
2.2 Беседа о П.И.Чайковском
Давайте вспомним, что вы знаете о композиторе П. И. Чайковском?
(Русский композитор, родился в г. Воткинск, автор «Детского альбома»)
П.И. Чайковский- основоположник русского классического балета. Он произвёл
настоящий переворот в балетной музыке. Он приблизил её к симфонической.
Оставаясь в основе своей танцевальной, она приобрела драматическую
выразительность, непрерывное симфоническое развитие. Танцы отражают единую
линию развития сюжета.
Основой для балета «Щелкунчик» послужила сказка немецкого писателя Э.Т.
Гофмана об удивительных приключениях девочки Маши, которые приснились ей после
весёлого праздничного вечера новогодней ёлки.
Композитор П.И. Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к сказке
своей волшебной палочкой музыканта, и она сразу ожила, наполнилась радостью
настоящего праздника.
Балет состоит из двух действий.
3. Знакомство с сюжетом. Слушанье музыки. Анализ
Сегодня на уроке мы познакомимся с главными героями, послушаем музыку
основных сцен.
А вы, как настоящие ценители искусства будете создавать свои творческие
шедевры – создавать карту личного восприятия музыки.
Это поможет охарактеризовать услышанную музыку и лучше запомнить её.
Я вас приглашаю в таинственный мир музыкальной сказки.
Балет начинается с увертюры или, по-другому, со вступления. Увертюра это
инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом балета.
В ходе прослушивания мы будем работать с таблицами:
Выражает ли музыка увертюры новогоднее, рождественское настроение?
Слушание Увертюра из балета «Щелкунчик» -П.И. Чайковского
Как звучала музыка?
Сказочно, таинственно, игриво, радостно, тихо, волшебно, танцевально.
Далее используется «Обучающе-развивающая программа» из серии «Музыка и
живопись для детей» П. Чайковский «Щелкунчик».
Действие 1
«Праздник у елки», волшебство новогодней елки
DVD -Диск «Обучающе-развивающая
программа» из серии «Музыка и
живопись для детей»
Новогодний вечер 1м.30сек
Необычный подарок –
История Щелкунчика – 50 сек
Мыши -1м.
На новогодний праздник в дом
Штальбаумов собираются гости. Среди них
и Дроссельмейер, крестный отец Мари
и Фрица детей Штальбаумов.
Он приготовил им чудесный подарок
забавного Щелкунчика.
Дети с нетерпением ждут, когда им,
наконец, покажут елку и праздничные
подарки. Желанный миг наступает: перед
всеми предстает нарядная елка.
Неожиданно в костюме волшебника
появляется не узнанный детьми
Дроссельмейер. Способность незнакомого
гостя оживлять игрушки приводит детей
в восторг, но, как и все таинственное,
невольно вызывает страх. Чтобы рассеять
его, Дроссельмейер снимает маску, и дети
узнают в нем своего любимого крестного.
Мари хочется поиграть с чудесными
ожившими куклами, но... их уже унесли.
В утешение Дроссельмейер дарит Мари
Щелкунчика. Нескладный, смешной
человечек очень нравится ей.
Брат Мари Фриц, шалун и насмешник,
нечаянно ломает игрушку. С нежностью
Мари утешает своего покалеченного
любимца и бережно укачивает его. Фриц
с друзьями, надев маски мышей, дразнят
огорченную Мари. Из соседней комнаты
возвращаются гости. Последний
церемонный танец (гросфатер) и все
уходят.
Увертюра
Сражение
Марш
Танец
шоколада
Танец
чая
Танец
Феи
Драже
Характер
мелодии,
настроение
Образы
Ночь. Комната, где стоит елка, освещена
лунным светом. Она кажется таинственной,
полной волшебных тайн. Превозмогая
страх, Мари пришла сюда проведать
«больного» Щелкунчика. Она обнимает
и убаюкивает его.
И в это время появляется... Дроссельмейер.
Это уже не просто добрый крестный, это
чародей. По мановению его руки все вокруг
преображается: стены раздвигаются, елка
начинает расти. Вместе с ней оживают
и растут игрушки.
Вдруг из-под пола появляются мыши
во главе со своим Мышиным королем.
Куклы в ужасе и смятении. Только
находчивость и храбрость Щелкунчика
спасает всех: выстроив оловянных
солдатиков, он смело ведет их на битву
с мышиным войском. Однако силы
не равны. Щелкунчик остается один против
Мышиного короля и всей его свиты. Мари
в отчаянии: ее любимцу грозит опасность.
Но Дроссельмейер протягивает ей горящую
свечу, она кидает ее в мышей, и те в испуге
бросаются врассыпную.
Поле битвы пустеет. Лишь один
Щелкунчик неподвижно лежит на полу.
Мари вместе с куклами спешит на помощь.
И случается чудо... Перед Мари
прекрасный юноша Щелкунчик-принц.
Он идет ей навстречу.
Исчезают стены дома. Мари и ее друзья
оказываются под куполом звездного неба,
около сказочной елки.
В волшебном хороводе кружатся легкие
снежинки. Мари и Щелкунчика-принца
манит к себе, как прекрасная мечта, звезда,
мерцающая на верхушке елки. Они садятся
в волшебную ладью и устремляются
к вершине. Куклы следуют за ними.
Как и во многих других сказках, в этой сказке силы добра вступят в единоборство с
силами зла.
Кто олицетворяет в сказке добро?
Кто олицетворяет в сказке зло?
Действие 2
В Конфетенбурге
Вторая часть балета происходит в волшебном царстве сладостей Конфетенбурге.
И для каждого жителя Конфетенбурга композитор Петр Ильич Чайковский написал
свою особую музыку.
Танец шоколада. Слушание и анализ
Для всеми нами любимого шоколада Чайковский сочинил «Испанский танец», потому
что тогда считалось, что самый лучший на свете шоколад к нам приводят из Испании.
Давайте послушаем «Испанский танец» из балета «Щелкунчик». Представьте себе людей,
одетых в красочные испанские наряды. Главную тему танца исполняют медные духовые
инструменты. Музыка словно переносит нас в знойную страну Испанию. Мелодия танца
здесь упругая, четкая, громкая. Давайте послушаем ее и подчеркнем звучание сильных
долей - сделаем в нужных местах негромкие хлопки в ладоши.
Для всеми нами любимого шоколада Чайковский сочинил «Испанский танец», потому
что тогда считалось, что самый лучший на свете шоколад к нам приводят из Испании.
Давайте послушаем «Испанский танец» из балета «Щелкунчик». Представьте себе людей,
одетых в красочные испанские наряды. Главную тему танца исполняют медные духовые
инструменты. Музыка словно переносит нас в знойную страну Испанию. Мелодия танца
здесь упругая, четкая, громкая. Давайте послушаем ее и подчеркнем звучание сильных
долей - сделаем в нужных местах негромкие хлопки в ладоши.
Танец чая. Слушание и анализ.
Всех, кто попадает в город Конфетенбург, угощают всякими сладостями с чаем. А
чай в нашу страну был давным-давно завезен из Китая. Поэтому в балете есть «Китайский
танец», который по-другому называют «Танец чая». Послушайте, как русский композитор
передает в музыке восточные особенности. Музыка звучит в высоком регистре, главную
мелодию исполняют флейты. Сама музыка острая, четкая. Будто куклы, танцующие ее, все
время подпрыгивают.
Танец феи Драже. Слушание и анализ.
После того, как перед Машей выступили почти все сладости, Щелкунчик решил
ее познакомить с хозяйкой сказочного сахарного дворца. Ее зовут фея Драже. В сказке
Щелкунчик сказал так: «Уважаемая фея Драже, вот мадмуазель Штальбаум, моя
спасительница. Не брось она в нужную минуту свой башмачок, меня загрыз бы противный
мышиный король». На что фея Драже воскликнула: «О, благородная мадмуазель Мари,
спасительница нашего царственного брата! Кто может сравниться с вами по красоте и
достоинствам?»
Танец феи Драже в этом балете выделяется, прежде всего, особенным звучанием
оркестра. Когда композитор Петр Ильич Чайковский был во Франции, он услышал там
необычный музыкальный инструмент, который называется челеста. Это инструмент, на
котором играют, нажимая клавиши, обладал холодноватым, прозрачно-серебристым
тембром. Специально для партии феи Драже по просьбе Петра Ильича Чайковского
инструмент был привезен в Россию. Когда челеста звучит в музыке феи Драже, кажется,
будто мы слышим мелодичный перезвон колокольчиков, переливы фонтанов сладких
напитков, блеск разноцветных леденцов и сверкание драгоценностей. Эта музыка
настолько нежная и восхитительная, что, кажется, будто бы, благодаря ей, можно не только
услышать, но и увидеть все волшебства города Конфетенбурга.
Работа с таблицами. Сравнение и характеристика
Балет Чайковского - лучшее произведение, написанное для детей. Самое главное,
что герои наделены человеческими чувствами. Они действуют, думают, радуются и
страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов или пения как в
драме или опере, а посредствам танцев под прекрасную музыку.
Крепкая дружба и отвага помогли героям сказки победить силы зла. Именно об этом
говорится в песне, которую учили на прошлом уроке.
5.Вокально-хоровая работа
В. Шаинский, М. Пляцковский «Ты, да я, да мы с тобой»
6. Оценки за урок
7. Д/з будет для вас творческое:
Нарисовать наиболее запомнившиеся сцены из сказки «Щелкунчик»
7. Итог урока (1мин.).
Какое произведение П.И. Чайковского произвело переворот в балетном
искусстве?
- Балет «Щелкунчик»
Что явилось новшеством для балета?
Танцы отражают единую линию развития сюжета.
Рефлексия
А сейчас я хочу узнать, с каким вы настроением уходите сегодня с урока искусства?
Если вам урок понравился, при выходе из класса поставьте на нотный стан красную нотку,
если чувствуете неудовлетворение – синюю нотку. До свидания!
Список использованной литературы
1. Н. Владыкина-Бачинская. П. И. Чайковский/ Н. Владыкина-Бачинская.-3-е
издание.-М.: Музыка,1989.
2. Ю.Я. Вайнкоп, И.А. Гусин. Краткий биографический словарь композиторов.-
Л.: Музыка,1979
3. Моррис, Нейл Музыка и танец/Нейл моррис.-М.: Астрель: АСТ,2002 .- Серия
(«Всё обо всём»)
4. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке/Д.Б. Кабалевский.-М.:
Просвещение,1981
5. Т.А. Курушина. Музыка 1-6 классы: творческое развитие учащихся.
Конспекты уроков/Т.А. Курушина.- Волгоград: Учитель,2009.-87 стр.
6. Е.Н. Арсенина. Музыка. 1-4 классы: анализ произведений, ритмические игры,
творческие задания/авт.-сост. Е.Н. Арсенина.-Волгоград: Учитель,2011.-151с.
7. 7. Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.-М.: ВАКО,2010.-288с.-
(Мастерская учителя)
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. П. И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года».Обучающе-развивающая
программа. Серия «Музыка и живопись для детей».2001Alisa Group.
2. Фонохрестоматия В.В. Алеев. Музыка 2 класс.