Конспект урока "Музыкальный портрет" 5 класс

1
Урок музыки в 5 классе подготовила учитель музыки МБОУСОШ №12
муниципального образования Усть-Лабинский район Краснодарского
края Сметанина Анна Михайловна
Тема урока: «Музыкальный портрет»
Цели урока: углубить представление учащихся о многогранных связях музыки и
живописи.
Задачи: научить детей чувствовать музыкальность и живописность художественных
образов; закрепление понятий характер, интонация, темп, динамика, образ. Сопоставить
произведения музыки и живописи, подчеркнуть, что музыка не была написана к картине, а
картина не была написана к музыке. Развитие эмоций, фантазии, воображения учащихся
при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений.
Методы: беседа, диалог, словесное рисование, сравнение.
Музыкальный материал: М.П.Мусоргский из фортепианной сюиты «Картинки с
выставки» пьеса «Гном», М.П.Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»,
Г.Струве слова Иры Исаковой «Музыка».
Зрительный ряд - репродукции картин: И. Репин «Протодьякон», В.Васнецов
«Алёнушка», В. Гартман «Гном».
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технология: интегрирование музыки и живописи.
ХОД УРОКА.
На доске – тема урока «Музыкальный портрет».
Портрет композитора М.П.Мусоргского.
Слова для определения характера звучания музыки (молодецкая, мощная, могучая,
добрая, нежная, светлая, залихватская, буйная, густая, яркая).
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. СРАВНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ВАРЛААМА ИЗ ОПЕРЫ
МУСОРГСКОГО С КАРТИНОЙ И.РЕПИНА «ПРОТОДЬЯКОН».
Перед вами портрет великого русского композитора М.П.Мусоргского, создавшего много
прекрасных произведений. На примере этих произведений мы еще раз коснемся темы
музыкальный портрет.
- Кто может объяснить, что такое музыкальный портрет?
-Дети…(Это портрет характера героя, в нем неразрывно слиты выразительность и
изобразительная сила интонаций музыкального языка).
Когда эта картина появилась на выставке передвижников, известный музыкальный критик
В.Стасов, увидел в персонаже этой картины один из самых истинных, глубоко
национальных русских типов. «Варлаамище» из пушкинского «Бориса Годунова» - так
определил он колоритную фигуру, изображенную на портрете. Точно так же Мусоргский,
увидев «протодьякона», воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище».
Так что же позволило этим двум глубоким и метким наблюдателям уподобить
изображение литературному и музыкальному образу? Наверное, то, что каждому из
произведений присуща одна особенность ярко и достоверно словом, музыкой,
изображением показать характер человека.
Между Варлаамом и Протодьяконом есть, конечно, общее, связанное не только с
характером. Протодьякон духовный чин, старший дьякон (дьякон помощник
священника при совершении церковной службы). Варлаам монах, бежавший из
2
монастыря и загулявший в корчме. Он подобен персонажу Репина огромный, пузатый, с
седой бородой. А главное, что сближает два этих самостоятельных образа
необузданность нрава и грубость натуры, склонной к обжорству и разгулу.
Послушайте, как в опере Мусоргского поет Варлаам свою знаменитую песню «Как во
городе было во Казани».
СЛУШАНИЕ В ОПЕРНОМ ЗВУЧАНИИ.
- Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии?
- Дети…(выбирают на доске подходящую характеристику)
- Каковы особенности музыки?
- Дети…(буйная, нарочито громкая, с резкими тембрами сопровождения)
- Какой тембр голоса у певца, исполняющего эту партию?
- Дети…(низкий, насыщенный, густой)
- Что можно сказать о манере исполнения?
- Дети…(Артист всегда старается подчеркнуть самое важное в характере героя –
властность, жестокость, грубость в исполнении).
Попробуем спеть главную интонацию мелодии песни. Постарайтесь передать основные
черты характера Варлаама в своём исполнении.
РАЗУЧИВАНИЕ.
Песня Варлаама не была написана Мусоргским к картине Репина. Протодьякон и Варлаам
самостоятельные образы, которые изображали подобные и характерные для Древней
Руси типы монахов и попов. И в музыкальном и живописном портрете чувствуется образ
властного, жестокого, с разбойничьим норовом и богатырско-кабацким размахом
человека.
3.МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ИЗ СЮИТЫ «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»
М.П.МУСОРГСКОГО «ГНОМ», РИСУНКИ ВИКТОРА ГАРТМОНА.
Если музыкальные изображения Варлаама были опосредованы словесным текстом, то в
следующем произведении музыкальный портрет осуществляется без помощи слов.
- Посмотрите на рисунок Гартмона, что вы можете сказать об этом персонаже?
- Дети…(очень маленький человечек, в фигуре болезненность, луна – одиночество, в
глазах боль и тоска).
«Гном» из фортепианного цикла М.Мусоргского «Картинки с выставки» - музыкальный
портрет маленького сказочного существа, выполненный с огромной художественной
силой.
А теперь послушаем музыкальное изображение этой картины.
М.МУСОРГСКИЙ «ГНОМ» ИЗ ЦИКЛА «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ».
- Какие чувства вызывает у вас пьеса?
- Дети…(глубокое человеческое страдание).
- Какие краски использовал композитор художник, чтобы создать фантастический образ
Гнома?
- Дети…(регистровые, динамичные, темповые, мелодичные).
- Какие изобразительные моменты передает музыка?
- Дети… (хромающую походку, угловатые прыжки).
Сквозь хромающую походку и угловатые прыжки фантастического уродца неожиданно
проглядывает глубокое страдание – уже совсем не сказочное, живое, человеческое.
3
Музыка резко меняет свой характер: изломанные, причудливые ритмы и скачки, имеющие
ярко изобразительный характер, уступают место нисходящему движению аккордов,
звучание которых проникнуто интонацией щемящей тоски, боли одиночества.
«Гном» - уже не простая иллюстрация картины В. Гартмона, это значительное развитие и
углубление образа, о котором в своей короткой пьесе композитор успел сказать так
многое.
Музыка – сказочная страна, в которой мы с вами еще только прислушиваемся,
присматриваемся к происходящему, только-только начинаем понимать и анализировать
услышанное.
«Послушай: музыка вокруг,
она во всем, в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
раскаты грома, звон капели,
птиц несмолкаемые трели
среди зеленой тишины…»
М. Ивенсен.
И о нашем желании увидеть и услышать музыку мы поем в песне Струве «Музыка».
4. РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ «МУЗЫКА» Г. СТРУВЕ, СЛОВА ИРЫ ИСАКОВОЙ.
Задачи вокально-хоровой работы:
Кантилена
Крепкое дыхание
Четкая дикция
Создание лирического образа.
- Какова мелодия в первой фразе?
Дети…(Волнообразная, мягкая, напевная, повествовательная т.к. речь идет о наших
желаниях).
- Конец второй фразы – вопрос (показ, исполнение, звук округлый, собранный).
- А сейчас исполним весь куплет, попробуйте спеть так, словно ваши души переполняет
красота.
- Какими чувствами наполнился класс и ваши души во время звучания песни?
- Дети…(нежностью, любовью к музыке).
5. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Любовь к музыке присуща не только музыкантам, но и простым слушателям. И не только
у музыканта в душе может звучать какая-то мелодия, мы с вами тоже способны если не
сочинить пьесу, то хотя бы попытаться внутренним слухом уловить мелодический
рисунок. Практически на каждом уроке вы даете словесное описание прослушанной
музыке. Сегодня я предлагаю вам услышать и обрисовать словами музыку, которая по
вашему созвучна картине В.Васнецова «Алёнушка».
- Ребята, если бы вы сочиняли музыку к этой картине, то какой жанр выбрали? (симфония,
песня, концерт, марш, опера, пьеса…)
- Дети…(пьеса)
4
- Какая музыка, по-вашему, должна охарактеризовать этот портрет? Не пропустите
«важные мелочи» на картине (шелест листвы, журчание воды…)
- Дети…(мягкая, грустная, медленная, тихая).
6. ИТОГ УРОКА.
- Вы сегодня почувствовали себя творцами?
- Дети…(да!)
- Значит, вы сумели выразить свои чувства, эмоции, фантазию. Что помогло вам в этом?
- Дети (музыка и картины).
Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем
представить то, о чем нам рассказывает композитор, а с помощью внутреннего слуха
озвучить то, что нам изобразил художник.
Молодцы! Очень хорошо поработали. Спасибо. Урок окончен.