Конспект занятия по творческому музицированию в подготовительной группе "Удивительный мир звуков"


1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
социально-личностному направлению развития детей №18 «Улыбка»
(МБДОУ «Детский сад №18 «Улыбка»)
Конспект занятия по творческому
музицированию в подготовительной группе
«Удивительный мир звуков»
подготовила
музыкальный руководитель
Сивкова Галина Игоревна
г.Ханты-Мансийск
2015
2
Цель:
игровое обучение совместному исполнению музыки.
Задачи:
создать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей
каждого из инструментов и исполнительских приёмов;
развивать звуковую фантазию, воображение, тембровый слух, чувство темпа и
ритма в ассоциативных играх;
привлечение детей к творческому импровизационному музицированию;
развивать способности детей к организованной игре в ансамбле под управлением
дирижера;
вызвать эмоциональный отклик, помочь детям ощутить радость творчества.
Оборудование:
Детские музыкальные инструменты (металлические): металлофоны, глокеншпили,
треугольники разной величины, колокольчики, бубенцы; (деревянные): ложки, коробочка,
ксилофон, клавесы, маракасы, многотоновый барабан, бубен.
Предметы и посуда из стекла и хрусталя (фужеры, вазочки, фигурки).
Наглядность: иллюстрация струнной группы симфонического оркестра, партитура пьесы
«Танец Анитры», Э.Грига, ритмические карточки.
Сюрприз от Анитры: природные и искусственные камни («сокровища горного
короля»).
Ход занятия.
Звучит кантиленная мелодия (фортепьяно)
В зал входят дети, останавливаются в кругу в центре.
Приветствие детей. Приветствие гостей.
Музыкальный руководитель:
Ребята, сегодня мы с вами совершим погружение в удивительный мир звуков,
который нас окружает. Их много и они такие разные! Шуршат под ногами листья, вьюга
воет за окном, журчит ручей, щебечут птицы, тоненько пищит комар и нежно поёт
скрипка…
Представьте, что произойдёт, если все звуки вдруг исчезнут и наступит тишина…
Закройте ладонями уши… А теперь откройте. (Тихо звучит скрипка и замолкает)
Почти всё, что окружает нас – звучит. И каждый звук может быть музыкой! Нужно
только постараться её услышать.
Давайте подойдем к оранжевому столу.
Из чего сделаны эти предметы? (Из стекла). Послушаем, какие красивые волшебные
звуки они издают (касаюсь палочкой). Они очень хрупкие, с ними нужно быть
осторожными. Среди стеклянных звуков есть и королевские особы это звуки
хрустальные. Их голоса так переливаются, что их хочется долго слушать. Возьмите палочки
и осторожно извлеките звуки и прислушайтесь. ети экспериментируют со звуками).
Как вы думаете, делают ли музыкальные инструменты из стекла? (Нет, стекло
очень хрупкое). Стеклянные звуки переселились в некоторые металлические инструменты,
звук у которых звонкий, переливающийся. (Ударяю палочкой по валдайскому колокольчику,
3
треугольнику). Звук глокеншпиля тоже похож на колокольчик, но из него можно извлечь
много разных звуков: лёгкое staccato, glissando. (Играю на глокеншпиле). Поиграйте на этих
инструментах так, чтобы их звук был похож на стеклянный. (Дети играют на
металлических инструментах).
Ребята, давайте прибавим к нашим инструментам звучание хрустальных бокалов и
сыграем нежную, хрупкую мелодию Дмитрия Шостаковича. (Звучит фрагмент пьесы.) Это
«Вальс-шутка».
Состав оркестра: 4 музыканта с хрустальными бокалами, 1 треугольник, 4 колокольчика, 1
металлофон и двое с бубенцами.
(Дети выбирают по желанию инструменты, помогаю выстроить группы
инструментов, обращаю внимание детей, что я дирижер. Играют те инструменты,
которым укажет дирижер)
Дети исполняют «Вальс-шутку», Д.Шостаковича (1.50)
Аплодисменты.
Молодцы! Спасибо музыкантам. А теперь аккуратно поставьте бокалы на поднос и
положите инструменты на стол.
Ребята, давайте подойдем к зеленому столу.
Из чего сделаны эти музыкальные инструменты? (Из дерева). Какой звук у
деревянных инструментов? Трескучий, сухой. Назовите эти инструменты. (Ложки,
трещотка, коробочка, ксилофон, тон-блок).
Я хочу представить вам новый инструмент из дерева, который называется
«многотоновый барабан». Каждая из деревянных пластин звучит по-своему. Звук
извлекается деревянным молоточком, вращающимся внутри. Послушайте. (Демонстрирую
звучание инструмента). Какой у него звук? Таинственный, загадочный. Сегодня мы
обязательно используем его в оркестре, но чуть позже.
(Беру в руки клавесы) А это – клавесы, деревянные палочки из бука. Ими мы
отстукиваем ритм. Возьмите клавесы и станьте в круг.
Игра с ритмическими карточками
(Последний ритм звучит так - О О оо О).
Внимание, ребята! Сейчас этот ритм будет звучать в маршевой музыке итальянского
композитора Россини. Характер марша воинственный и торжественный. Темп быстрый.
Давайте сыграем его вместе.
«Марш» из оперы «Вильгельм Телль», Дж.Россини (фрагмент) (0.37)
Замечательно! (собрать клавесы в коробку).
Мы сыграли нежный вальс, ритм военного марша. И я приглашаю вас на польку. «Шумная
полька» - так называется игра-танец с бубенцами и маракасами. Разбирайте инструменты и
скорее в круг: бубенцы, маракасы, бубенцы…Внимание, вступление.
«Шумная полька», французская народная мелодия (1.34)
Спасибо. Это было очень ритмично и музыкально. Положите аккуратно
инструменты и проходите к стульчикам, присаживайтесь, отдохните.
(взять многотоновый барабан и поставить на столик с инструментами
4
для «Танца Анитры»)
(Дети рассаживаются на стульчики перед фортепьяно).
Активное слушание.
Сегодня я расскажу вам о девушке по имени Анитра, дочери горного короля, которая
была чудо как хороша, играла на цитре и прекрасно пела необыкновенным голосом.
Она была волшебницей, понимала язык зверей и птиц и даже умела колдовать. Отец
Анитры день-деньской проводил в горах, добывая драгоценные камни невиданной красоты.
А по вечерам скучал в одиночестве, потому что ни один путник не рискнул бы заглянуть в
ту далёкую пещеру. А сколько там было сокровищ!
Иногда Анитра выходила на горную тропу и пела своим чудесным голосом, зажигая
на кустах и деревьях волшебные огоньки, чтобы завлечь путников в гости. Усталые путники
думали, что звуки доносятся из деревни вот и огоньки светятся уже совсем рядом… Но
попадали они в гости к горному королю, где их ждал замечательный ужин и танец
очаровательной волшебницы Анитры.
Давайте послушаем музыку норвежского композитора Эдварда Грига.
«Танец Анитры», Э.Грига (1.24)
Какие инструменты вы услышали в оркестре? (Скрипку,виолончель). Правильно.
Композитор решил, что исполнять эту музыку будет только струнная группа
(скрипки, альты, виолончели и контрабас). Но эти же инструменты звучат здесь совсем по-
другому. Нам кажется, что звучит большой разноголосый оркестр с экзотическими
инструментами. А на самом деле оркестр очень маленький. Иллюзия множества
инструментов возникает потому, что композитор применил разные приёмы
звукоизвлечения.
Плавное движение смычка по струнам - legato, короткое, отрывистое касание
смычком - staccato, и ещё один приём - pizzicato то есть игра не смычком, а щипком,
пальцами.
К струнным инструментам добавлен один ударный — треугольник, очень высокий
звенящий звук. Кажется, будто звенят украшения танцующей Анитры.
Танец изящный, грациозный.
(Далее идет диалог с детьми. Что они узнали из рассказа об Анитре? Она играет на цитре,
зажигает волшебные огоньки. Зачем? Чтобы заманить путников. А путников все нет.
Что же делает Анитра? Она колдует. Поднимается сильный ветер. Анитра
волшебница. Как она может остановить ветер? Дети предлагают разные варианты,
выбираем 2 раза хлопнуть в ладоши. Попутно подбираем, какие инструменты подойдут
«зажигать волшебные огоньки», «колдовать», изображать порыв ветра).
Рассмотрим партитуру.
Пьеса начинается небольшим вступлением. (4 тихих удара треугольника)
1-е проведение.
Анитра играет на цитре (4 легких «глиссандо» снизу вверх)
Зажигает волшебные огоньки (треугольники – ти-ти-ти – ТА)
Колдует (легко звенят бубенцы)
5
Поднимается ветер (шумят маракасы), который она останавливает
хлопком в ладоши (удары большого бубна).
Послушаем музыку и сыграем её жестами. (Дети «играют» на воображаемых
инструментах. Если были ошибки, разбираем, что не получилось и как надо).
Возьмите инструменты и давайте исполним 1-ю часть пьесы.
«Танец Анитры», Э.Грига. Фрагмент (22 такта) 0.22
Рассмотрим партитуру. 2-е проведение
Анитра играет на цитре (4 легких глиссандо снизу вверх)
Зажигает волшебные огоньки (4 раза звенят колокольчики)
Колдует (звучит многотоновый барабан)
Поднимается ветер (шумят маракасы+ 3 «глиссандо» металлофона снизу-вверх),
который она останавливает
хлопком в ладоши (удары большого бубна).
( металлофон вместе с ним ударяет пластины Си(1) Ми(2).
Сыграем с аккомпанементом.
«Танец Анитры», Э.Грига. Фрагмент (23–38 такты)
Танец Анитры это музыкальный портрет. Музыка показывает не только красоту
и изящество Анитры, но и её характер — весёлый, шаловливый и непостоянный.
Ну, что ж, оркестр готов. Ребята, мы с вами на сцене, а в зале настоящие зрители!
Наш выход!
(Объявляю)
Эдвард Григ. «Танец Анитры».
Исполняет оркестр «Музыкальный дилижанс».
Поклон.
Аплодисменты.
Спасибо, ребята! Вы молодцы! А теперь, маленький сюрприз от волшебницы
Анитры – драгоценные камни горного короля - в подарок юным оркестрантам.
(Дети разбирают камешки на память о занятии, прощаются, выходят из зала).
Список использованной литературы
6
1. Алексеева Л.Н., Тютюнникова Л.Н. Страна чудес. Музыка / Учебно-наглядные
материалы для детей старшего дошкольного возраста. М.:1998. -121 с.
2. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. М.,1997 272с.
3. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом!: Сто секретов музыки для детей: Вып.1: Игры
со звуками. Учебное методическое пособие. М., 2003. – 100с.
4. Тютюнникова Т.Э. Весёлая шарманка. М.:2007. -90 с.