Методическая разработка "И.С. Бах. Маленькая прелюдия №7 e-moll"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Клетнянская ДШИ»
Клетнянского района Брянской области
Бах. Маленькая прелюдия №7 e-moll.
Методическая разработка
подготовила
преподаватель по фортепиано
Воронова Лариса Николаевна
п.г.т. Клетня
2015
Развитие полифонического слуха и полифонического мышления
является одним из важнейших моментов воспитания музыкальной культуры
учащихся. Уже с первых шагов обучения ученики проходят пьесы старинных,
русских и советских композиторов, в которых есть элементы полифонии. Если
ученик с первого класса получает правильные пианистические навыки, то и
полифонический репертуар он воспринимает и исполняет осмысленно и
содержательно.
В результате работы над такими произведениями у учеников
накапливаются нужные навыки, позволяющие перейти, в средних и старших
классах, к изучению более сложной имитационной полифонии, в частности, к
полифонии И.С.Баха.
Прелюдия построена на имитации. Она имеет мелодически
завершенную тему – мягкую, задушевную, глубокую, лирическую. Исполняет
ее гобой в нижнем голосе тихо и ровно. На всем протяжении прелюдии «поет»
засурдиненная виолончель, legato в обоих голосах не очень слитное и вязкое,
как бы расчлененное. Каждый звук «пропевается» ясно, отчетливо, раздельно.
Прелюдия артикулируется приемом «восьмушки», за исключением
противосложения в верхнем голосе (т. 3-6). Три звена нисходящей секвенции
в противосложении представляют собой три синкопированных хореических
мотива.
Артикулируются они как обычные хореические мотивы – глубоко и
значительно пропетый звук зилиговывается со вторым, нежным, тихим,
плавно уходящим вместе с движением руки вверх, которая переносится и
глубоко погружается на первую четверть следующего мотива и т.д. Динамика
секвенции начинается с piano, возрастает с каждым восходящим мотивом,
приводя в такте 6 к вершине – кульминации I части.
Для усиления кульминация или каданса Бах почти всегда сгущает и
уплотняет полифоническую ткань прибавлением дополнительных голосов,
что надо понимать как явное указание композитора увеличивать звучность.
Этот прием часто используется в инвенциях и особенно в ХТК.
В данной прелюдии мы находим его в восходящей секвенции, в верхним
голосах (т.3-5) и в заключающем прелюдию кадансе.
В соответствии со сказанным в нотном тексте необходимо исправить
динамические рекомендации: в первом кадансе заменить редакторское dim. на
forte. После каданса наступает обычная смена регистра. Вторая часто
начинается piano (в левой руке – pianissimo).
Форма этой пьесы старинная, двухчастная, с элементами
трехчастности. Вторая часть начинается в параллельном мажоре (т.11).
Возвращение в т.3 от конца главной тональности создает ощущение
трехчастности, всегда имеющейся в старинной двухчастной форме.
В предыдущем такте в двух верхних голосах встречается сложный
полифонический момент триоль одновременно с дуолью. Он успешно
преодолевается при условии, если учить двумя руками контрастной
динамикой: верхний голос в правой руке – forte, нижняя левая рука – piano.
Чтобы быстрее овладеть полиритмией, следует также некоторое время
считать каждую восьмушку триоли как четверть. Тогда вторая восьмая дуоли
(ми) четко произносится на счет «и» (после си).
Список использованной литературы
1. 1 И. Браудо. Об изучении клавирных сочинений Баха в
музыкальной школе.
2. И. Кушнарев. Полифония.
3. В. Милич. Воспитание ученика – пианиста.