Конспект урока "Музыка на мольберте. Композитор - художник"

Тема: Музыка на мольберте. Композитор – художник.
Цель:
Развивать образное мышление обучающихся посредством художественных и
музыкальных произведений.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальное произведение
М.К.Чюрлениса симфоническая поэма «Море», наблюдать в музыкальных произведениях
примеры содружества несколько видов искусства; получат возможность развивать
вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки
(звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), исполнение песни «Я рисую этот
мир», муз. А.Ермолова.
Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают
необходимость самосовершенствования; оценивают результаты деятельности.
Метапредметные (универсальные учебные действия).
Познавательные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно
слушают; строят речевые высказывания; анализируют и делают выводы.
Регулятивные: формулируют проблему (тему) урока и цель своей деятельности в рамках
урока; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии
с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою
деятельность и деятельность сверстников на уроке.
Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения; умеют конструктивно
взаимодействовать в парной работе; слушать друг друга.
Организация пространства: фронтальная, самостоятельная работа.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, магнитофон, музыкальный материал:
М.К.Чюрленис симфоническая поэма «Море», песня «Я рисую этот мир» муз. А. Ермолов;
презентация.
Ход урока
1. Включение в учебную деятельность.
Звучит музыка А. Ермолова «Я рисую этот мир», дети входят в класс.
Музыкальное приветствие.
Психологический этюд «Солнышко».
1. Постановка учебной задачи.
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Герман Гессе, швейцарский писатель
Ребята, постарайтесь найти в этом эпиграфе взаимосвязь двух видов искусства: живописи
и музыки (звук основа музыки, цвет основа живописи). Автор стремиться понять, как
цвет выражается в музыке и наоборот, как музыка выражается в цвете.
Каким образом музыка и живопись передают одни и те же явления? (музыка в звуках,
живопись – красками).
3. Самоопределение к деятельности.
Ребята отгадайте загадку:
Стоит за кульманом чертежник.
А перед чем стоит художник?
(мольберт)
Может кто-нибудь скажет, что за тема урока нас ждет сегодня? (ответы)
Молодцы, я вам предлагаю нашу тему урока назвать «Музыка на мольберте.», а в конце
урока мы вместо многоточия добавим вторую часть темы.
Как вы думаете, что узнаем сегодня на уроке? (ответы)
Мы познакомимся с творчеством литовского композитора, послушаем фрагмент одного из
многочисленных музыкальных произведений и попытаемся узнать, что он нам хотел в нем
рассказать.
4. Работа по теме.
Краткая справка о художнике и композиторе (искусствовед - школьник).
- Родился Микалоюс на юге Литвы в Варене 22 сентября 1875 года. Детские годы прошли
в живописнейшей местности Друскининкай, где отец служил органистом в костёле.
Первые уроки музыки Чюрлёнис получает от отца, и к семи годам свободно музицирует.
С детских лет он глубоко чувствует красоту литовской природы, полную нежных красок,
все её разнообразные оттенки. В восемнадцать лет Чюрлёнис поступает в консерваторию
в Варшаве, учится по классу композиции и фортепиано, оканчивает с отличием в 1899
году.
Симфоническая поэма «В лесу» (1901г.) первое большое сочинение. По жанру это
пейзажная картина, лирической темой которой является жизнь литовской природы.
В 1901 году Чюрлёнис поступает в Лейпцигскую консерваторию. В эти годы сочиняет
полифонические пьесы, начинает заниматься живописью. Переход к живописи произошел
у Чюрлёниса в силу творческих склонностей, проявлявшихся в ранней юности. Он был
одинаково способным к музыке, к живописи и выражал себя в разное время с разной
интенсивностью в этих областях.
Первые картины написаны в 1903 году «Музыка леса», триптих «Рекс». Картина
«Музыка леса» напоминает нам о симфонической поэме «В лесу». Образы картины
рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу музыка;
прямые стволы сосен струны; летящий мимо деревьев ветер музыкант, который
колеблет звучащие струны.
В начале 20-го века утверждался принцип взаимопроникновения и взаимодействия
искусств, стала характерной тенденция к расширению традиционно замкнутых границ
видов и жанров. В 1904 году в Варшаве открывается Школа изящных искусств, куда и
поступает Чюрлёнис. Преподавание в школе резко отличалось от принятых
академических традиций. Учащимся предлагалось заниматься не столько детализацией
изображения, сколько передачей настроения, характера, движения живой натуры.
Путешествие на Кавказ принесло художнику много новых впечатлений и дало толчок его
художественному сознанию. Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. Результатом стали
симфоническая поэма «Море» и циклы картин «Сотворение мира», «Знаки Зодиака». В
этот период композитор пишет фортепианные пьесы, записывает и обрабатывает
литовские народные мелодии. В Вильнюсе и Каунасе выставляются картины Чюрлёниса,
среди них циклы, посвященные временам года Весна», «Лето», «Осень») и первые
живописные сонаты «Соната Солнца», «Соната Весны». В 1909 году художник
переезжает в Петербург, становится участником выставок, получает признание среди
авторитетных искусствоведов того времени, как огромный, оригинальный талант. 10
апреля тяжелая болезнь сводит в могилу выдающегося художника и музыканта, не
дожившего до 35 лет.
После кончины художника устраиваются выставки его работ в Москве, Вильнюсе,
Петербурге; его картины выставляются на второй международной выставке
импрессионистов в Лондоне. На концертах начинают играть его музыку, о нем пишут
статьи и книги.
Работа по картинам.
- Чюрлёнис глубже, чем кто-либо другой, чувствовал музыку в природе, и поэтому
ритмический, симфонический и вообще музыкальный момент выражен в его картинах с
большим мастерством и силой. В своё время много было сказано и написано о том, что
художник своими картинами хотел выразить музыку, а красками стремился передать
музыкальные звуки.
Картина «Соната моря».
Вопросы:
1. Что привлекает ваше внимание на первой картине «Сонаты моря» - «Аллегро»?
2. Что вы можете сказать о деталях картины?
Через всю картину проходят светлые, гармоничные тона. Искусствовед Генрих
Альтшуллер так рассказывает о картине М.К.Чюрлёниса: «На первой картине, на одном
пространстве три картины. Первая вид на побережье с высоты птичьего полета; виден
берег, видны дальние холмы, деревья на этих холмах очень маленькие с большой
высоты. Вторая глазами человека, зашедшего у берега в воду; на расстоянии вытянутой
руки – волны, тени птиц, силуэты рыб, плавающих у побережья. Это совсем другой взгляд
на тот же участок моря и берега. И третья картина подсистемы моря. Море состоит из
капелек, и по всей картине идут желтые капли моря.
Картина, особенно не на репродукции, а в натуре, она потрясающа. Система обладает
свойствами, которые не имеют ее части. Вроде, все просто в отдельности, а результат
магический, чарующий. Меня удивило, почему капельки желтые. Потом в Каунасе я
общался с музыковедами, литературоведами, художниками, и неизменно задавал этот
вопрос. «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».
Вторая картина «Сонаты моря» - «Анданте».
Вопросы:
1. Каково ваше впечатление о картине?
2. Что вы можете сказать о деталях картины?
3. Какова «динамика» произведения?
Картина пронизана мягким сиянием двух солнечных светил. Они, как две манящие
звезды, приковывают к себе внимание зрителя. В центре картины затонувший корабль
на ладони морского царя. Состояние покоя художник передает пастельными красками.
Третья картина «Сонаты моря» - «Финал».
Вздымающаяся огромная волна развернута как гигантская пасть какого-то чудовища.
Чюрлёнис заставил ее как бы окаменеть. Он заставил окаменеть и пену. И получился
новый художественный эффект: не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски
застывшей лавы сейчас обрушатся на человека. У подножия громадной волны
маленькие кораблики. На фоне волны видны четкие инициалы художника: «М К», как
символ победы человека и творца над силами природы.
5 . Динамическая пауза.
Часто в своём воображение мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте
сейчас попробуем превратиться в птицу – чайку.
Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы
прекрасны. Закройте глаза. Давайте подышим как чайка вдох, выдох. После вдоха
говорите про себя: «Я чайка». Потом выдохните. Вдох. «Я чайка», - выдох. Вдох. «Я
чайка» - выдох. Шея чайки вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-
крылья. А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и резко выпрямитесь вдох и о,
чудо. Мы взлетели.
Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое,
мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и
свободно.
Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох,
выдох. Под нами, как зеркало блестит море. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая
красивая, гордая птица. Вдох, выдох.
Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, ещё ниже… вот уже совсем близко
лес, поле, дома, люди.
И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим
крылья.
Был замечательный полёт! ( Присаживайтесь).
6. Продолжение работы по теме.
Задание:
Итак, перед вами находятся вопросы к прослушиванию произведения. Озвучьте их,
пожалуйста.
1. Что услышали в музыке?
2. Какие музыкальные инструменты звучали?
3. Менялось ли состояние моря?
4. Как менялось?
Во время звучания произведения, а оно будет длиться около 6 минут, вы можете делать
пометки, которые вам пригодятся при ответе.
♪ М.Чюрлёнис симфоническая поэма «Море»
1. Что услышали в музыке? Менялось ли состояние моря? Как менялось? (сначала
море было спокойным, потом бушующим)
2. Какие музыкальные инструменты звучали? (ответы)
Верно, все инструменты здесь важны, но особая роль отведена струнным-смычковым
инструментам (это какие инструменты). Они то нежно поют свою песнь, то
взволнованно предупреждают о буре. Так же композитор ввел в оркестр арфу, как на ней
играют? (играют перебором струн кончиками пальцев). Арфе нет равных в передаче
образов движения воды.
Вспомним, каким было море? (тихим, спокойным, а потом взволнованным)
Как вы определили, что море из спокойного превратилось в бушующее? (тихо – громко)
Верно, произошло изменение динамики силы звука и постепенное увеличение
количества звучащих инструментов.
Молодцы. Композитор назвал свое произведение симфоническая поэма «Море». Из
какого вида искусства он позаимствовал жанр поэма? (литература).
Т.е. в данной симфонической поэме мы видим слияние 3 видов искусства, каких? (музыка,
литература, живопись).
Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с симфонической поэмой «Море», картины
соната «Моря» какое состояние моря изобразил на них Чюрлёнис?