Классный час "Путешествие в мир музыки"

1
Классный час «Путешествие в мир музыки»
Цель: познакомить учащихся с международным праздником «День музыки»,
воспитывать культуру работы в группе, дружеские отношения; прививать интерес к
музыкальному искусству.
Оборудование: записи музыкальных произведений.
Ход классного часа
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня замечательный день
Международный день музыки. Этот день с 1975 года по решению Всемирной
организации ЮНЕСКО ежегодно проводится 1 октября. Одним из основателей этого
дня был Д. Д. Шостакович – великий композитор – классик XX века.
Чтец: О, музыка – дыхание небес!
В крови моей печаль сонаты «Лунной»
И «Аппассионаты» гордый блеск, и гимнов гнев, торжественный и юный!
Люблю я слушать, в негу погружась,
Романсов пылких вздохи огневые,
Я знаю над собой симфоний власть,
И джаз влечет меня в часы иные….
Ведущий: Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она
может доставлять удовольствие или, напротив, вызывать сильное душевное
беспокойство. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой
невозможно описать словами.
В этот прекрасный день я приглашаю вас окунуться в мир звуков и мелодий,
исполненных на разных инструментах.
Человеком придумано и создано много музыкальных инструментов, каждый из
которых неповторим и звучит по-своему. И сегодня мы с вами познакомимся с
некоторыми из них.
Ведущий подходит к роялю: 200 лет назад итальянский мастер Бартоломео
Кристофори из города Флоренция изготовил инструмент, в котором при помощи
клавиш и молоточков извлекались как громкие звуки форте, так и тихие пиано
(показывает на инструменте). Инструмент назвали фортепиано.
Чтец: Фортепьяно — что такое?
Это таинство большое,
Разных клавиш разговор,
Черно-белый вечный спор.
2
В черных клавишах бемоли
И диезы звонко спорят.
В белых — чистые тона,
Ровная у них стена.
Нрав у белых — величавый,
Короли они по праву.
Черных это возмущает,
Им величья не хватает.
Ноты в разнобой звучат,
Подчиняться не хотят.
Примиренье наступает,
Если музыкант играет.
Утихают мигом споры,
Клавиш вечные раздоры.
Всем дана одна работа,
Служат музыке все ноты
(Звучит пьеса. Д. Кабалевский – «Клоуны»)
Ведущий: А этот инструмент, на котором сейчас была исполнена пьеса – родственник
фортепиано и зовут его – рояль, что означает «королевский». Предшественником
рояля был клавесин. Он царил в музыкальном мире в XVII XVIII
веках. От клавесина рояль унаследовал свою внешность и сердце — клавишный
механизм. Правда, сердце клавесина билось иначе: от щипка струн перышками. А у
рояля…
Чтец: Мы сегодня увидали
Городок внутри рояля.
Целый город костяной,
Молотки стоят горой.
Блещут струны жаром солнца,
Всюду мягкие суконца,
Что ни улица — струна
В этом городе видна. (Звучит пьеса)
Ведущий: Ребята, на пианино и рояле можно играть и в 4-е
руки, то есть ансамблем и сейчас вы услышите фортепианный
ансамбль.
(Звучит пьеса в исполнении ансамбля пианистов. Мардасов
«Лунная дорожка»)
Ведущий: Следующая группа инструментов – это струнно-смычковые.
Что же это за инструменты? Это скрипка и виолончель. А почему они так называются?
Струнными потому, что у них есть струны. А смычковыми – потому что звук
извлекается с помощью смычка, который сделан из деревянной трости и конского
волоса.
Скрипка известна с XVI века. Ее изготавливали разные мастера.
Наиболее известные из них кремонские мастера Антонио
Страдивари, Никколо Амати, Джузеппе Гварнери. У каждого
мастера был свой секрет изготовления скрипки. Поэтому каждая
скрипка имеет свой неповторимый голос, свою
индивидуальность.
3
Чтец: Словно легкие капельки или снежинки
Начинают волшебно владеть тишиной…
(Звучит пьеса на скрипке. Брамс – «Колыбельная»)
Чтец: Футляр мне мама подарила,
Я с радостью его открыла.
Под бархатистым покрывалом
Там мирно скрипочка дремала.
А к скрипке тоненький смычок
Прижался, будто бы сынок.
Колки у скрипочки как ушки,
Блестят на маленькой макушке.
Четыре светлые струны
Слегка различной толщины
Натянуты на ушки эти,
Изящней скрипки нет на свете.
Я скрипку нежно подняла,
К струне смычок я поднесла,
И ... даже страшно описать,
Принцесса стала скрежетать.
Мне сразу стало так тоскливо,
Как жизнь порой несправедлива.
Но рядом мамочка стояла,
Она тихонько прошептала:
«С задачей справиться не смог
Неопытный сынок-смычок.
Научится он в школе петь
И прекратит тогда скрипеть!»
Ведущий: А сейчас послушайте, чему научился смычок в школе.
(Звучит скрипка. Бом – «Непрерывное движение»)
Ведущий: Ребята, посмотрите на скрипку. Она маленькая и голос у нее,
какой? ... Правильно, высокий, нежный. А сейчас, мы послушаем
виолончель – это «бабушка» нашей маленькой скрипки.
Чтец: Виолончель исходит в томном стоне,
Гудит, жужжит, как шмель в июньский зной.
(Звучит пьеса в исполнении виолончелиста. Евлахов «Романс»)
Ведущий: Следующий инструмент, с которым мы познакомимся это флейта. Каких
только превращений не претерпел этот древнейший инструмент! Его изготавливали из
тростника и бамбука, из костей убитых животных, из дерева. Даже из камня. Он
принимал разные формы. Сначала были флейты, похожие на наши детские игрушки-
свистульки, потом появились более сложные.
Чтец: Флейта — это звук волшебный,
Это голос сокровенный,
Это счастье и покой,
Это разговор с душой.
Это сердца излиянье,
Добрых сил в него вливанье,
Это крылья красоты,
Голос веры и мечты.
Флейта — сказочная фея,
Открывающая двери
4
В мир духовный и хрустальный
И таинственно печальный.
(Звучит пьеса в исполнении флейтиста. П.Чайковский – «Сладкая греза»)
Ведущий: Много веков назад в теплой стране Испании отважные р