Постановка рук и постпостановочный процесс

Постановка рук и постпостановочный процесс
Всем начинающим учителям фортепиано известно, что обучение
первоклассников надо начинать с постановки рук. Однако о содержании
этого понятия у многих из них существует весьма смутное и противоречивое
представление. И нередко постановка рук превращается чуть ли не в
«консервацию» их движений.
От ученика требуют, чтобы он добился «точного» положения рук и
пальцев на клавиатуре, «нужной» высоты локтя и кисти и т.п. Почти по
рецепту Э. Баха, который в своей книге «Современная фортепианная
техника» требовал: «Локти нужно держать немного наружу, предплечье чуть
повернуть вовнутрь; благодаря этому обе кости предплечья локтевая и
лучевая не лежат более так, как это было при доселе требовавшемся
нормальном положении…» и т.п.
Подобное сведение понятия «постановка» скорее всего подходит к
содержанию понятия «постановка» в области изобразительного искусства.
На стол ставят графин, стакан, нож, и постановка «Натюрморт» готова.
Освоение или преодоление любых трудностей (больших, малых,
звуковых, технических, стилевых и т.д.), любой новой для ученика фактуры
подразумевает выработку и новых форм движения его рук, а мера
целесообразности выработанных движений определяет степень выполнения
задач также и постановочного характера.
Возьмем в качестве примера третий такт этюда №3 Черни-Гермера. В
этом такте фактура фигурации на третьей четверти создает для рук и пальцев
ученика довольно трудную ситуацию: им надо преодолеть скачки ре-соль-
фа-соль. Дело даже не только в самих скачках. Ситуация для рук и пальцев
ученика осложняется еще и тем, что «ре» исполняется длинным третьим
пальцем, а «соль» - коротким первым. Инстинктивное желание найти
необходимые движения руки для преодоления этого скачка у учеников
наступает обычно после того, как они сыграли третьим пальцем «ре».
Позиция руки при после) исполнении первых двух четвертей этого такта
такова, что третий палец «играет», располагаясь в середине той части белой
клавиши («ре»), которая ограничена ее передним краем и воображаемой
поперечной линией переднего края черных, а первый палец «висит», в
лучшем случае, над самым краем клавиатуры, а то и за ее пределами. При
таком расположении длинного третьего пальца на клавише «ре» взять легато
«соль» коротким первым пальцем возможно лишь при использовании двух
приемов:
1. После взятия «ре», опираясь на третий палец, резко согнуть его и
одновременно рывком продвинуть всю руку вперед, к черным
клавишам, чтобы создать удобную позицию короткому первому
пальцу для взятия им «соль».
2. После взятия «ре» прижать локоть «к себе», вывернуть кисть влево
и вперед, приблизив тем самым первый палец к клавише «соль».
Первым приемом ученики пользоваться не умеют, поэтому обычно в
этом месте (и в подобных местах) они используют второй – прижимают
локоть к себе.
Иногда даже одно неверно исполненное произведение со
специфической фактурой, требующей определенных приемов игры,
сыгранное учениками без «учета» этой особенности с помощью «старых»
навыков и с использованием лишь «старой» постановки рук, без выработки
новых, соответствующих данной фактуре форм движений, может сыграть
роковую роль и привести (причем надолго) к скованности, зажатости и
прочим бедам.
И если мы с нашей позиции вернемся к маленькому четырехтактовому
этюду Черни-Гермера №3 и постараемся правильно ответить на вопрос: «Для
чего задается ученику этот этюд?» - то в ответе должна быть освещена вся
значительность проблемы постановки рук. Ибо:?
1. Выделить в шестнадцатых партии правой руки) скрытую
мелодию, т.е. найти и закрепить такие движения, посредством
которых возможно будет сыграть соседствующие звуки с разной
динамикой, то громко, то тихо, то с опорой, то без это не что иное,
как компонент общей проблемы постановки рук.
2. Играя шестнадцатые правой рукой легато, суметь исполнить
«аккорды» левой рукой естественными, свободными, совершенно
независимыми от правой руки движениями, точно выдерживая и
меру звучания и длительности этих «аккордов» - все это относится к
той же проблеме
3. В третьем такте посредством заранее продуманного
соответствующего движения руки найти место третьего пальца на
клавише (сравни №№147 и 151), исполнить скачок с «ре» на «соль»
так, чтобы не прижимать локоть к себе разве это не еще один из
компонентов той же проблемы постановки рук? Если нет, то что же
тогда означает «постановка рук» и где и когда эту проблему надо
ставить и решать?!
Ну а если «да», то почему ее не решать уже в этом этюде? Почему
оставлять решение этой проблемы на потом? И когда настанет время этого
«потом»?
1986
Использованная литература
Заргарян Я.С. Заметки о фортепианной педагогике // Ереван, «Луйс»,