Конспект открытого занятия "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья" 6 класс

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования детей «Юность»
ст. Новоджерелиевской муниципального образования
Брюховецкий район
Конспект открытого занятия
на тему:
«Обучение детей с ОВЗ игре на балалайке»
Подготовил:
концертмейстер
С. В. Середников
Ст. Новоджерелиевская
2017г.
Тема урока: «Особенности обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья»
Раздел программы: « Инструментальное творчество»
Год обучения: 2 год обучения.
Тип занятия: Практическое занятие.
Методы: продуктивный, словесный, практический, наглядно-
демонстрационный.
Формы работы: индивидуальная.
Цель урока: - поделиться опытом работы с педагогами центров
дополнительного образования, по обучению детей с ограниченными
возможностями здоровья игре на музыкальных инструментах.
Задачи урока:
1. образовательная
- поэтапное освоение различных приемов игры, способствующих развитию
исполнительского мастерства и музыкальности;
2. развивающая
- овладеть музыкально-аналитическими навыками для умения
самовыражения.
3. воспитательная
- воспитание внимания, сосредоточенности, умения слушать и запоминать.
Музыкальный материал:
Упражнения Генриха Шрадика, Р.Н.П. «Во саду ли в огороде», «Светит
месяц», Аз. Иванов «Полька»
Оборудование:
Русский народный инструмент Балалайка
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Освещение темы «Мастер-класса».
3.Теоретическая часть: строй балалайки, звукоряд, приёмы звукоизвлечения,
гриф инструмента.
4. Практическая часть: игра упражнений, музыкальных произведений.
5. Совместный анализ теоритического материала и исполнения
произведений.
6. Подведение итогов занятия.
Ход урока:
1. Организационный момент (подготовка воспитанника к работе).
- психологическая настройка;
- активизация внимания.
2. На современном этапе происходит изменение отношения российского
общества к лицам с ограниченными возможностями, в частности к лицам с
нарушениями зрения. Этот процесс отражается в создании для них равных с
другими гражданами возможностей участия в жизни общества и активное
включение в общественно-полезную деятельность, в разработке новых
технологий обучения и воспитания.
Человеческая природа постоянно стремится к наиболее целостному контакту
с окружающим его миром. Человек, лишённый или почти лишенный одного
из своих органов восприятия, вынужден сталкиваться с необходимостью
восполнить этот недостаток посредством усиленного развития других
органов. Так, недостающему органу зрения помогают два других слух и
осязание. Разумеется, их активная работа не в состоянии подменить собой
зрение, поэтому они всякий раз вынуждены обращаться к поддержке
аналитической деятельности ума.
Ни один вид инвалидности так не влияет на психику человека, как
потеря зрения. Педагог, работающий с незрячими и слабовидящими детьми
должен уметь корректировать учебный процесс с учетом различных
особенностей нарушения зрения, а также сопутствующих заболеваний.
Основной задачей образовательных учреждений является психолого-
педагогическая реабилитация детей, имеющих ограниченные возможности.
Один из важнейших аспектов решений данной проблемы заключается в
развитии творческих способностей учащихся с ограниченными
возможностями. Вовлечение незрячих и слабовидящих детей в игровую
творческую деятельность способствует формированию предпосылок их
активной социальной роли, умению полноценно решать свои социальные
проблемы. Несомненно, одним из факторов в решении этих задач у незрячих
детей являются занятия музыкой.
Музыка непосредственно связана с этим миром, передает, отражает,
отрабатывает весь спектр звуковой информации, окружающей человека.
Музыкальное развитие незрячих детей чрезвычайно полезно. Взамен
утраченного зрения у них активизируется деятельность других органов и
центров нервной системы, происходит процесс компенсации зрения,
который, благодаря музыкальным занятиям, носит комплексный характер,
незрячий человек начинает активно познавать мир, взаимодействовать с ним,
более комфортно, уверенно чувствовать себя в любой, даже незнакомой
обстановке.
Музыкальные занятия положительно влияют на психику слепого
ученика, развивают эмоциональную сферу, формируют гармоничное,
правильное мироощущение. Для того чтобы приобщить ребенка к
музыкальному искусству, необходимо, прежде всего, воспитать у ребенка
любовь к музыке. Следовательно, воспитание эмоциональной отзывчивости
является одной из первоочередных задач преподавателя, которая должна
превратить обучение детей в любимое ими занятие и дать всем стимул для
овладения сложными процессами игры на музыкальном инструменте.
Компенсирующее значение приобретают музыкально-слуховое
внимание, тактильная моторика, память, активная деятельность центральной
нервной системы. Регулярные музыкальные занятия обостряют, повышают
слуховое внимание. Ребенок начинает хорошо различать источник звука, его
тембр, динамику, высоту, объем, выразительность. По «музыкаленной»
информации, поступающей из окружающего мира, ученик составляет его
слухозрительный пейзаж.
Считается, что слепота отрицательно сказывается на двигательной
активности ребенка. Однако техника движений может быть заметно
восстановлена. Достигается это регулярными, осмысленными занятиями,
освоением звукоряда на грифе инструмента, аппликатурных формул,
внутренним «слышанием» и «видением» звуков, звуковых комплексов.
Исполнительство, игра на инструменте может оказаться компенсаторным
фактором, так как способствует интеграции незрячего ребенка в здоровый
коллектив
За последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей с
патологией зрения. Эти дети нуждаются не только в медицинской коррекции
зрительных нарушений, но и в педагогической коррекционной работе по
сохранению и развитию функций сохранных анализаторов и коррекции
вторичных отклонений. Индивидуальная модифицированная-
коррекционная программа ‹‹Сказ›› игра на народных инструментах Центра
дополнительного образования для незрячих детей ‹‹Юность›› имеет
художественно-эстетическую направленность, построена по принципу
постепенности и последовательности и включает в себя три взаимосвязанных
направления – обучение, воспитание и развитие.
В начальный период обучения, очень важно следить за правильной
посадкой и постановкой рук воспитанника за инструментом.
С первых уроков и на протяжении всего обучения необходимо
добиваться красивого, полного звучания инструмента. Для получения
качественного звука руки должны быть свободными, без чрезмерного
напряжения мышц. Мягкость, чистота и полнота звука – основные
требования на всех этапах обучения. При разучивании произведения
необходимо знакомить ученика с музыкальными терминами, поясняя их
значение.
Продвижение учащегося во многом зависит от правильной
организации самостоятельной подготовки к уроку в условиях центра
дополнительного образования и дома. Очень важно научить учащегося
рационально использовать время, отведенное для подготовки к следующему
занятию с преподавателем.
Наряду с основной формой занятий, каким является урок,
преподаватель имеет широкий спектр приемов и методов организации
учебно-воспитательного процесса. К ним можно отнести и исполнение
педагогом произведений изучаемых в классе, что позволит ученику
более наглядно понять характер этих произведений.
Большую пользу приносит прослушивание и просмотр аудио и видео
записей выдающихся исполнителей.
На протяжении обучения должна проводиться планомерная и
систематическая работа над всеми важнейшими видами музыкально-
технического развития учащегося, включая выразительное исполнение
(качественное звучание, ритмическая точность и динамика); развитие
различных видов техники; освоение разнообразных приемов игры на
инструменте.
Исполнительские навыки ученика необходимо развивать по всем
перечисленным направлениям последовательно с самого начала обучения,
тщательно прорабатывая отдельные элементы технических приемов.
В процессе занятий следует добиваться гармоничного технического и
художественного развития учащихся. Для этой цели могут быть
использованы произведения более легкие по трудности.
Большое воспитательное значение имеет и классный концерт для
родителей. На этих концертах проверяется и степень готовности ученика, и
его эстрадная выдержка, и его возможность показать себя как исполнителя.
Участие учеников в различных фестивалях, смотрах, конкурсах и как
солистов, и в составе ансамбля или оркестра формируют их в настоящих
маленьких музыкантов.
Огромное значение в формировании эстетических вкусов учащихся
имеет посещение с ними концертов, театров с дальнейшим обсуждение
услышанного и увиденного там.
3. Теоретическая часть: строй балалайки, звукоряд, приёмы звукоизвлечения,
гриф инструмента.
4. Практическая часть: игра упражнений, произведений.
- работа над техническим материалом (исполнение упражнений для беглости
пальцев с осмыслением звуковых и двигательных задач.
-исполнение произведений с остановками и целиком.
5. Совместный анализ исполнения.
- определение положительных моментов и недостатков в исполнении
обучающимися музыкального произведения.
6. Подведение итогов занятия:
- как прошел урок? Со всеми ли задачами справились на уроке?
Список использованной литературы:
1.Ноты упражнений Генриха Шрадика;
2.Ноты Р.Н.П. «Во саду ли в огороде », «Светит месяц», Аз. Иванов
«Полька».
2. Индивидуальная модифицированная-коррекционная программа «Игра на
народных инструментах для незрячих детей ».
3.Андрющенко Г. Учебное пособие. Школа-самоучитель игры на балалайке(с
хрестоматией).С.-Петербург-2002г.
4.Глейхман В. Хрестоматия балалаечника(младшие классы Д.М.Ш.)М.-1996г.
5.Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке.М.-1990г.
6.Зверев А. Учебное пособие. Букварь балалаечника Л.1988г.
7.Илюхин А.С. Самоучитель игры на балалайке.М-1955г.
8.Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных
инструментов в России.М.-2008г.
9.Пересада А. Справочник балалаечника.-1977г.
10.Щербак В. Хрестоматия балалаечника(младшие классы Д.М.Ш.)М.-1996г.
11.В.Зажигин. Сборник-Альбом для детей выпуск-1;1986 г.
12.П.Нечепоренко, П. Мельников. Школа игры на балалайке.М.-1988 г. и др.
13.Интернет ресурсы: методические статьи и разработки по теме:
«Особенности в обучении детей с ограниченными возможностями
здоровья».