Роль концертмейстера в классе хореографии

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства
«Эдельвейс» Приморского района
Статья
«Роль концертмейстера в классе
хореографии»
Подготовила:
Леонтьева Н.В.
Концертмейстер
высшей
категории
г. Санкт-Петербург
2019 г.
«Танец зависит от музыки, без ритмической основы танец был
бы неясным, нестройным. Необходимо, чтобы жесты танцующих
соответствовали каденциям музыкальных инструментов и нельзя, чтобы ноги
изображали одно, а инструменты другое».
Т.Арбо.
Профессия концертмейстера увлекательная и непростая. Современный
концертмейстер является универсальным специалистом и поэтому он должен
владеть как общими, так и специализированными знаниями в музыкальной среде.
А так как он владеет большим диапазоном знаний и навыков, то он востребован в
музыкальных учебных заведениях, в ДМШ, ДШИ на вокальном, хоровом,
струнно-щипковом, хореографическом отделениях.
Какими же навыками должен владеть концертмейстер?
Это читка нот с листа, подбор по слуху, транспонирование, работа в
ансамбле. Чтобы стать профессиональным концертмейстером, нужно много и
упорно учиться. Я бы еще добавила практический опыт работы: выступления с
солистами на концертах, экзаменах, конкурсах различного уровня.
Концертмейстер несет ответственность за окончательный результат, поэтому
наша профессия считается трудной, требует много сил и внимания. Это не просто
музыкант, он организатор, педагог, психолог. Главное качество общая
музыкальная одаренность. Она предполагает наличие музыкального слуха,
чувства ритма, артистизма, образного мышления, фантазии. А мобильность,
скорость, активность наиболее важные качества для профессиональной
деятельности концертмейстера.
Имея большой опыт работы концертмейстера по классу вокала, с хором и
инструменталистами, стала проводить параллель работы концертмейстера в
хореографии по классическому танцу. Концертмейстер у вокалистов должен
чувствовать дыхание вокалистов и дышать вместе с ними. Концертмейстер у
инструменталистов должен помогать в фразировке, цельности исполнения.
Концертмейстер в классе хореографии должен своей игрой направлять учащихся
не только на правильное, точное исполнение упражнения, но и на побуждение его
к эмоционально окрашенным, четким, синхронным, согласованным движениям.
Музыка не должна являться просто фоном к исполнению движения.
Чтобы стать хорошим концертмейстером в классе хореографии, недостаточно
быть хорошим пианистом, необходимо умение общаться, способность передать в
каждом произведении свое отношение и настроение под каждый элемент
движения в хореографии. Далеко не каждый превосходный концертмейстер
может заниматься таким сложным и серьезным делом. Для этого необходимо
иметь некоторые врожденные, естественные способности, которые практически
невозможно приобрести, поскольку даже усердно занимаясь и прикладывая
огромные усилия, не всегда удается развить в себе концертмейстерские
способности.
Пианист должен иметь творческие способности и богатую фантазию,
неограниченное восприятие, которое позволяет увидеть все задуманное вместе с
хореографом, как единое целое: движение, позы, постоянно меняющуюся картину
и это все вместе должно быть гармонично. Таким образом, чтобы быть настоящим
концертмейстером в классе хореографии надо иметь и артистические
способности, и творческое мышление, знать свое искусство в совершенстве,
безупречно владеть техникой. Настоящий концертмейстер имеет за плечами
богатый опыт, который очень многое почерпнул когда-то у своих учителей.
Пианист должен творить, потому что в собственном творении всегда
присутствует частица личности автора, пусть не всегда получается идеально, но
оригинальное всегда интереснее.
Работая в классе хореографии, концертмейстер должен иметь высокий
уровень общей культуры, он должен знать историю танца и музыки, должен
иметь представление о нравах и обычаях различных народов в те или иные
времена.
Когда хореограф слушает прекрасные мелодию, божественные звуки, его
посещает вдохновение и это вдохновение он пытается выразить в танце.
Концертмейстер же, как музыкант, помогает доступными ему выразительными
средствами, передать настроение в музыке на тот или иной сюжет. Между звуком
и движением не должно быть никакого несоответствия, у зрителя должно
возникать ощущение, что музыка и танец является единым целым. Все детали
должны гармонировать с движениями танца, с его сюжетом, с музыкальным
сопровождением.
Задача пианиста на уроке на уроке классического танца озвучивание
упражнений, их музыкальное оформление. Это предполагает необходимость
определенных методических знаний. Если в балетный класс приходит пианист, не
имеющий опыт работы в области импровизации, то преподавателю
балетмейстеру придется набраться терпения и помочь концертмейстеру
разобраться с построением урока, объяснить смысл и характер каждого
классического танца. Здесь могут возникнуть сложности не только технического,
но и психологического характера. В основу данных взаимоотношений надо
положить следующий тезис: пианист в своей профессии не меньший мастер, чем
балетный. Если в балетном спектакле балетмейстер целиком подчиняется музыке,
передает ее содержание и форму, то на уроке происходит обратное явление:
музыка должна по своей форме подчиняться движению. В повседневной классной
работе концертмейстер творчески участвует в процессе урока и в музыкальном
воспитании учеников, умело подбирая музыкальную литературу в тех случаях,
когда задание педагога требует готовой музыкальной формы.
Учебный материал каждого класса насчитывает несколько десятков
движений. У каждого движения есть своя интонационно-ритмическая основа, есть
свой жанр, темп, характер. Это все должно найти отражение в музыкальном
сопровождении, иначе нарушится взаимосвязь выразительных элементов музыки
и танца, что приводит к несогласованности звучания и движения.
В настоящее время существует обилие разнообразного нотного материала
для концертмейстеров и это проблема, потому что этот материал нужно
правильно разместить в репертуарной папке, а потом еще и быстро найти нужные
страницы во время занятия! А ведь как не хочется играть одну и ту же музыку из
урока в урок. Тем более, что есть огромное желание познакомить учеников как
можно с большим количеством классических произведений мирового балетного
репертуара и не только!
Нарабатывая концертмейстерский опыт по классическому танцу, я стала
понимать специфику движений и начала подбирать музыкальные примеры. Я
поняла, что можно играть любую музыку: эстрадную, джазовую, обработки
народных песен, песни из м/ф и к/ф, польки, марши, вальсы. Главное, чтобы
сохранился основной характер, который подчеркивает то или иное движение. Но
для музыкального сопровождения урока танца обычно широко используется
балетная, танцевальная, оперная и симфоническая музыка. Чем больше,
разнообразнее исполнительский репертуар концертмейстера, тем плодотворнее
его деятельность. Урок хореографии представляет собой своего рода калейдоскоп,
мозаику хореографических комбинаций, разных по характеру, технике
исполнения и видами. По традиции урок начинается с экзерсиса. Экзерсис—это
ряд разнообразных движений, которые развивают мускулатуру ног, их
выворотность, постановку корпуса, рук и головы, координацию движений. Эти
упражнения располагаются в порядке возрастающей трудности и повторяются по
одному разу с каждой ноги для развития техники учащихся.
В повседневной практике занятий утвердился следующий порядок
упражнений у станка:
1. Поклон;
2. Demi-grand plie;
3. Battement tendu;
4. Battement tendu jete;
5. Rond de jamb par terre;
6. Battement fondu;
7. Battement frappe;
8. Rond de jamb en l’air;
9. Grand battement;
10. Adagio.
Вторая часть урока Allegro посвящена работе на середине зала, а также
прыжкам и различным турам.
Музыкальный материал в младших и старших классах отличается.
Музыкальные примеры в младших классах должны быть простыми, их
содержание и характер логически завершенными, понятными, гармонически
ясными и эмоционально окрашенными. Желательно подбирать такие
произведения, в которых отсутствует большой затакт, так как учащимся очень
важно услышать сильную долю, ведь с нее начинается каждое движение.
В старших классах музыкальный язык усложняется:
ритмический рисунок становится более разнообразным и сложным;
темпы ускоряются;
ускоряется метрическая пульсация: счет идет не на каждую долю,
объединяются 2-3 доли на «раз»;
увеличивается объем исполняемого фрагмента;
преобладают произведения с более насыщенной гармонией, с отклонениями
и модуляционными переходами;
усложняется музыкальная фактура;
используется затакт.
Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо
постоянно пополнять и разнообразить. Постоянное звучание на уроках одного и
того же марша или вальса ведет к механическому выполнению упражнений
танцующими. Но здесь есть и другая крайность: слишком частая смена
сопровождения рассеивает внимание учащихся.
Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения
существуют следующие методы работы:
1. Наглядно-слуховой( слушание музыки во время показа движений педагога);
2. Словесный ( педагог помогает понять содержание музыкального произведения,
пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);
3. Практический ( конкретная деятельность в виде систематических упражнений).
В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность
научить детей выделять в музыке главное: передавать движением различный
интонационный смысл (ритмическое, мелодическое и динамическое начало).
Все это можно делать на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в
танцевальных этюдах.
Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония,
эмоциональное исполнение, взаимопонимание танцовщиков и концертмейстеров-
все это помогает выполнять урок классического танца с максимальной отдачей.
Естественно, что такая работа приносит соответствующие плоды.
Пианисты должны знать ряд правил, придерживаться которых на уроке
классики очень важно:
1. Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком. Урок
продолжается полтора часа и такой «звук» не пойдет во благо никому;
2. Пианист должен знать точный перевод каждого движения и характер его
исполнения т.к. вся балетная лексика идет на французском языке;
3. Урок классики строится на импровизационном материале т.к. урок классики
это живое взаимодействие музыки и пластики. Нотный материал можно
использовать в некоторых комбинациях, таких как adagio,allegro, танцевальные
комбинации на середине зала;
4. Музыкальное сопровождение должно прививать ученикам эстетические
навыки, а также осознанное отношение к музыке. Оно приучает слышать
фразу, разбираться в характере музыки, динамики и ритме;
5. Все комбинации должны строиться с учетом музыкальной фразы ( тактовой
квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с ней. Музыкальные фразы
могут быть малые и большие: четыре такта, восемь, шестнадцать, тридцать два
и т.д. «Неквадратность» построения музыкальных произведений создает
дополнительные сложности;
6. Не следует засорять аккомпанемент обилием лишних звуков—трелей,
форшлагов, арпеджио. Особенно это важно в младших классах, музыка
является своеобразной подсказкой: одно движение одна нота, два движения –
две ноты;
7. Важно обращать внимание на акценты т.к. одни движения выполняются на
сильную долю, другие – из-за такта.
Это общие рекомендации, предваряющие непосредственную работу над
музыкальным материалом для урока классического танца.
От мастерства концертмейстера зависит многое: его вдохновение и
приподнятое настроение обязательно передается ученикам, и тяжелый балетный
труд становится легче, приносит радость от общей слаженной работы.
Список использованной литературы:
1. Баранова Т. Танцевальная музыка эпохи Возрождения// Музыка и хореография
современного балета. Выпуск 4.-М., 1982.
2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. 2002г.
3. Котов Д. Трудный хлеб концертмейстера// Сов.балет.1987г №1 стр 28-29.
4. Ревская Н.Е. Классический танец. Изд. « Композитор» СПб 2004г.
5. Ладыгин Л. Первый помощник балетмейстера.1983г Схема и образ.