Выступление на педсовете

Моей главной задачей да и целью в целом во внеурочной
деятельности является-организация хорового пения в школе.
Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и
действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве
музыкального инструмента выступает человеческий голос,
пользоваться которым могут почти все дети. Воспитательные
возможности хорового пения огромны. К.Д. Ушинский писал:
«Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В
песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто
оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее
труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня
несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и
несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце»[1].
При работе с хоровым коллективом необходимо учитывать возраст
детей, их вокальные возможности, психологические особенности,
характер.
В состав хора я принимаю всех желающих.
Важнейшим этапом формирования состава хора является
прослушивание его участников.
При прослушивании я стараюсь определить качество голоса (тип,
диапазон), наличие музыкального слуха, чувства ритма,
музыкальную память, а также выяснить музыкальную подготовку:
знание нотной грамоты, владение каким-либо музыкальным
инструментом, опыт пения в хоре.
Всё это я делаю на уроках музыки. Пока поём в унисон. Это тоже
очень не просто . Здесь каждый должен звучать по тембру , ритму,
темпу, по интонации.
Все занятия, особенно на первом этапе, подчинены главной цели:
постараться увлечь детей хоровым пением, коллективным
творчеством, самой музыкой. Для достижения этой цели особенно
важна творческая атмосфера в коллективе. Я стараюсь вызвать
интерес к разучиваемой песне. Очень важно воспитать у детей и
любовь к самому процессу совместного пения.
Мой принцип построения занятий с хором:
- разнообразие задач и способов достижения результатов
(частая смена заданий и видов деятельности);
- повторение и закрепление навыков предыдущих занятий;
- наиболее трудный материал в начале урока;
- периодическая смена структуры урока (вместо распевания -
беседа о композиторе, или прослушивание нового)
Так же необходимым условием формирования вокально-хоровых
навыков является правильный подбор репертуара. Чтобы он:
- носил воспитательный характер;
- был высокохудожественным;
- соответствовал возрасту и пониманию детей;
- соответствовал возможностям данного исполнительского
коллектива;
- был разнообразным по характеру, содержанию;
- каждое произведение должно двигать хор вперёд в
приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.
Прежде чем приступить к разучиванию произведения я провожу
беседу о его содержании и характере, сообщаю краткие сведения
о композиторе и авторе литературного текста. Формы
ознакомления с произведением – различны, мы прослушиванием
новое произведение в исполнение высококвалифицированного
хорового коллектива (запись), если такой возможности нет, то я как
руководитель хора показываю его самостоятельно. Это помогает
хористам освоить музыкальную фактуру и возможности
вслушиваться в гармоническое окружение мелодии
Учить произведение мы стараемся по заранее намеченным частям,
причём разделяем их в связи со строением музыкальной речи и
литературного текста, что бы была определенная завершенность.
Стараемся переходить от одной части к другой лишь тогда, когда
предшествующая часть освоена. Но если партия трудна,
разучивание песни продолжается, но к закреплению трудного
места возвращаемся, после ознакомления со всем произведением.
2
Концертно-исполнительская деятельность важнейшая часть
творческой работы хорового коллектива. Она является
логическим завершением всех репетиционных и педагогических
процессов.
ПОКАЗ ФОТОГРАФИЙ,ВИДЕО.
Вывод: хоровое пение, как область музыки - искусство уникальных
возможностей. Моя задача как хормейстера, приобщить учащихся
нашей школы к хоровому пению. Ведь хоровое пение это тяга к
самовыражению души человека.