Способы развития пианистических навыков учащихся в процессе работы над техникой в классе фортепиано


Управление культуры города Курска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №1 им. Г.В. Свиридова»
города Курска
Методическая разработка
по теме:
«Способы развития пианистических навыков учащихся в
процессе работы над техникой в классе фортепиано»
Выполнила: преподаватель
композиторского отделения
Званская Ася Викторовна
Курск 2015
Содержание
Введение.................................................................................................................................. 3
Глава I. Организация пианистических движений музыканта-исполнителя в классе
фортепиано............................................................................................................................. 4
1.1. Анатомо-технические особенности строения руки……………………………. 4
1.2.Участие кисти руки при работе над техникой………………………………….. 5
Глава II.Работа над техникой на примере предварительных упражнений............ 8
2.1. Развитие моторики пальцев с помощью гимнастических упражнений……… 8
2.2. Развитие технических навыков при помощи игровых упражнений…………. 9
Заключение............................................................................................................................ 14
Список литературы............................................................................................................. 15
Введение
«В нашей профессии невозможно
что-то найти раз и навсегда».
Г.М.Цыпин
За три века существования фортепиано, плюс предфортепианный клавесинный период,
игре на этом инструменте посвящены сотни методических пособий, научно
исследовательских работ. Говорят, что нужно заниматься сознательно, вдумчиво это
правильно, но несколько односторонне. Говорят о вреде механических упражнений верно,
но, без зубрежки не проживешь.
Техническое развитие пианиста должно проходить в единстве с музыкальным
развитием, то есть, ясное представление музыкальной задачи определяет соответствующие
формы игровых движений.
В эмпирический
1
период к. ХVIII-н.ХIХ вв. культивировалась игра«изолированными»
пальцами при почти неподвижной кисти.Анатомо-физиологическое направление в теории
пианизма призывалок выработке ощущения свободы, гибкости движений, использованию
весаруки. Однако, оторванность от художественной стороны исполнительскогоискусства,
отрицание упражнений и гамм, попытки бессознательныеприродные процессы
искусственно превратить в сознательные не могли датьположительных результатов этого
направления.
Во второй половине Х н. ХХ вв. в психотехнический период,представители
«умственной техники» Й.Гофман, Ф. Бузони, поставили воглаву угла роль сознания и
подчинение пианистических движений осознаниюмузыкально-художественных целей.
Нам следует применять всё лучшее из каждого предыдущего периода:воспитание
самостоятельности пальцев эмпирического периода;использование веса руки, её свободы и
гибкости из анатомо-физиологического направления; умственную технику
психофизическойшколы.
Главная причина зажатости, скованности аппарата искусственностьигровых приёмов.
Рациональный выбор, правильное их использованиеприводит к достижению желаемой
цели в результате тренировки, доведенной до автоматизма вязь сознательного и
подсознательного).
1
Эмпиризм (от греч. empeiria «опыт») философское учение, признающее чувственный
опыт единственным источником знаний. (Словарь иностранных слов.М., «Сирин», 1996 .)
Глава I. Организация пианистических движений музыканта-
исполнителя вклассе фортепиано
1.1 Анатомо-технические особенности строения руки
«В любом движении принимает
участие вся рука».
С.И.Савшинский
При всём многообразии индивидуальных особенностей строения рук, их объединяет
целостность и изменчивость. «Единство руки, пишет С.И.Савшинский, выражается
в том, что всееё звенья существуют как части целого, и в каждое действие
активно,реактивно или пассивно вовлекается весь организм. Состояние любого
звенанемедленно сказывается на состоянии всего игрового аппарата»(31).
Изменчивость руки это способность руки к росту, развитию,«приспосабливаемости»,
растяжению, то есть «воспитуемость» руки.«Ставить руку», организовывать движения руки
ученика хочетсядобавить: «ставить голову», организовывать слух) одна из
важнейших,интереснейших педагогических задач.
Третий тезис (из шести) Л.В. Николаева гласит: «Пианисту нужноработать над постановкой
рук так же, как певцу над постановкой голоса».<…> Разумеется, когда я говорю о
постановке рук, я имею в виду принципы их движения, изменчивые формы движущихся
рук, а не их статическое положение»(27).
К.Н.Игумнов советует: «Почти всякое положение руки может быть оправдано, если только
оно достаточно удобно, соответствует строению руки, рельефу музыкальной ткани,
главное, не нарушает единства движения»(23).
Можно ли на приёмных экзаменах в детских музыкальных школах и детских школах
искусств определить строение и тип пианистической руки юного музыканта? И какая рука
наиболее «подходящая» для фортепианной игры? На эти вопросы в методике давно
существуют ответы.
В своей книге «Пианист и его работа» С.И.Савшинский пишет: «По внешнему виду, если
только это нормальная рука, невозможно определить её пианистическую
«одарённость»(31). Тем более это относится к детской руке, которая в процессе роста и
развития может измениться до неузнаваемости».
«Для пианиста, − пишет Й.Гофман, − форма руки куда важнее, чем форма его пальцев, ибо
рука служит пальцам основанием и источником силы, кроме того, она осуществляет
полный контроль над ними. Изучая руки и пальцы узнаменитых пианистов, вы встретите
большое разнообразие форм пальцев, вто время как их руки (кисти) обычно широки и
мускулисты»(14).
Не стоит преподавателю расстраиваться из-за незавидных рук учащихся. Бывают
ученики с хорошими (от природы) руками маломузыкальны. А ученики с узкой,
малорастяжимой кистью, со «срезанными»подушечками пальцев или короткими пальцами,
оказываются, болеемузыкальны. Руки их поддаются воспитанию, развитию,
оказываютсяловкими и подвижными. Решающим фактором становится иннервация
2
нервно-двигательное свойство пианистического аппарата.
При формировании обобщенных навыков техники необходимо учитывать индивидуальное
строение рук (величину, растяжку, силу, приспосабливаемость).
Лучшая рука это рука поддающаяся воспитанию, развитию, укоторой хорошо развиты
ладонные мышцы, ловкая, приспосабливаемая, асамое главное чуткая и отзывчивая на
звуко-творческую волю исполнителя.Постановкой руки, кисти, организацией её движений
приходится заниматьсяпериод обучения в ДМШ, ДШИ. Особенно после длительного
перерывав занятиях, после летних каникул, заметен рост рук, их изменение.
Растёт,изменяется ребёнок – растут, изменяются его руки.
Как и любое физическое действие, фортепианная игра осуществляетсяс определёнными
мышечными усилиями.
Исполнение музыки требует наэлектризованности и, следовательно, напряжения. Не
освобождать играющего от напряжения следует, а перемещать напряжение в более
выгодные для музыки и рук места.
Часто ученику сильно давят на клавиатуру, перегружают суставыруки. Запястье, кисть
сковываются, «зажимаются». «Зажимается» рука и вслучае стремления играть
изолированными «независимыми» пальцами,кистью. В этой ситуации помогает уточнение
конечной цели физическогодействия, доведение усилий до струны. Педагог объясняет,
показывает, какнапряжение передаётся из пальца в палец, как «освобождается» уже
отыгравший палец. В воздухе или на крышке фортепиано полезно делатьупражнения на
чередования напряжения и освобождения(провисание,распускание) кисти. В поле зрения
педагога находятся: наклон, высота, свод,расширение-сужение, напряжение-освобождение,
растяжение кисти. Здесь не обойтись без специальных упражнений, которые педагог,
творчески относящийся к своей работе, найдет среди уже существующих. И сможетсам
составить их для конкретного ученика, учитывая его индивидуальные способности.
1.2. Участие кисти руки при работе над техникой
Изучая по нотам произведение, у пианиста возникают музыкальныепредставления,
художественные цели. Они в процессе занятий на инструменте автоматически связываются
с определенными двигательныминавыками, двигательными динамическими стереотипами.
В соответствии смузыкальным образом находится приём, помогающий воплощению
звуковойзадачи.
Рассмотрим некоторые кистевые приёмы и технические формулы.Во время игры кисть не
должна «застывать» в позиции, а быть гибкой,пластичной, подвижной. Пясть то собранная
(узкая), то растянутая (широкая)на разных интервалах.
2
Иннервация (лат. in «внутри» и nervus «нерв») снабжение какого-либо органа ли ткани
нервными элементами (нервными волокнами, клетками), обеспечивающими их связь с
центральной нервной системой. (Словарь иностранных слов.М., «Сирин», 1996 г.)
В своей книге «Работа над фортепианной техникой» Е.Я.Либерман пишет: «Собранная
рука ловкая и подвижная; растянутая – в значительной степени теряет эти качества»(20).
Педагогу нужно обращать внимание ученика на то, чтобы послешироких интервалов на
более узких «собрать» кисть, не оставляя пальцы
«растопыренными».
Упражнение №1 (А.Корто):
Чередование широкого и узкого положения кисти в этюдах К.Черни является
профилактикой «переигрывания» рук, стимулирует развитиепианистического аппарата.
Для развития пианистического аппарата упражнения на растяжку обязательны даже для
учащихся с большими руками, не говоря о маленьких.
«Большое значение, пишет С.И.Савшинский , приобретает работа межкостных и
червеобразных мышц пясти. Они управляют растяжением кисти и пальцев, а в комбинации
с работой сгибателей и разгибателей участвуют в ударных движениях несколько
отведенных пальцев»(31).
Упражнение №2 (Н.К.Метнера):
«Изобретательность в работе, пишет Е.Я.Либерман, касается не толькоспособов
упражнения, но и способов игры: «высокой» или «низкой» кистьюиграется такой-то
отрывок; «длинными» или «короткими» пальцами, сбольшим или меньшим размахом руки
и так далее»(20).
Ротация колёсико», «кружок»). Вращение кисти вокругвертикальной оси внешне
происходит почти незаметно, так как происходит«внутри» кисти.
По словам Л.Н.Оборина: «Стандартный принцип звукоизвлечения – круговое движение.
Это одна из естественных манер»(29).
Пронация-супинация это вращение кисти вокруг воображаемой оси,проходящей
через 3-й палец. Этим движением в быту