Интегрированный урок "«Чувства добрые я лирой пробуждал…» Образ музыканта, певца в мифологии, музыке, живописи" 4 класс

1
«Чувства добрые я лирой пробуждал…» Образ музыканта, певца
в мифологии, музыке, живописи.
Интерактивные методы обучения как средство формирования УУД.
Интегрированный урок в 4 кл. (Мифология + Музыкальная литература)
Кузнецова Татьяна Викторовна, преподаватель
музыкально-теоретических и эстетических дисциплин
МОУДОД «ДШИ №17» г. Саратова
Филимонюк Марина Леонидовна, преподаватель
музыкально-теоретических дисциплин
МОУДОД «ДШИ №17» г. Саратова
Цели урока
Доказать соответствие мифологического словесного образа музыканта,
певца образу аудиальному и визуальному.
Стимулировать постоянную мыслительную деятельность учащихся,
направленную на добывание новых и осмысление ранее накопленных
знаний.
Задачи урока
учить выделять главное, делать и представлять выводы, оценивать
и сопоставлять факты, сравнивать, прививать навыки работы в группах;
формировать умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;
создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой
компетенции через осмысление знаний путём рефлексии;
использовать интерактивные методы обучения – кластер, INSERT,
синквейн, карточки-символы.
Тип урока: урок рефлексии.
Вид урока: интегрированный урок
Оборудование:
мультимедиа проектор, экран, компьютер, электронная презентация;
магнитофон, диск CD;
тексты INSERT, карточки-символы «Музыкальные инструменты», карточки
«Средства выразительности», кластеры учащихся;
распечатанные нотные тексты;
доска с таблицей «Музыкальные инструменты»;
песочные часы.
2
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Слайд 1: Тема урока «Чувства добрые я лирой пробуждал…»
Образ музыканта, певца в мифологии, музыке, живописи.
II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Преподаватель: Ребята! Темой нашего урока мы взяли строчку из
стихотворения великого русского поэта А.С.Пушкина «…чувства добрые я
лирой пробуждал». Образ музыканта, певца в мифологии, музыке, живописи.
Заинтересовала вас тема?
Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить, размышлять? (Ответы
детей)
Надеюсь, ваши предположения оправдаются.
III. Актуализация знаний (мифология).
Преподаватель: Предлагаю вам вспомнить древнегреческих мифологических
героев - богов и простых смертных, связанных с музыкой, искусством.
Слайд 2: Аполлон с кифарой. Мрамор. Римская работа II в.
Рим, Ватиканские музеи.
Ответы детей: Аполлон – бог пения и игры на музыкальных инструментах,
покровитель поэзии.
- Что у него в руках? (Кифара.) Как его называют в этом случае?
(Кифаред – имя Аполлона, играющего на кифаре; он в длинной одежде
в лавровом венке.)
Слайд 3-4: Кифара. Лира.
Певцы-кифареды. Краснофигурные вазы.
- Что это за инструменты? (Кифара - струнный щипковый музыкальный
инструмент древних греков, самая важная в античности разновидность
лиры. Кифара имела деревянный корпус с 2 стойками, соединёнными наверху
перекладиной и 4 струны; позже число струн достигло 7, затем постепенно
18. Имеет глубокую полость, использующуюся как объёмный резонатор.
Певцы-кифареды аккомпанировали себе на кифаре во время пения.
Применялась и как сольный инструмент.)
Слайд 5: Лира. Муза, играющая на лире.
Преподаватель: Перед вами древнегреческая лира. Вспомните, кто её
изобрёл? (Гермес вестник богов. Бог торговли. Покровитель путников.
Лира сделана Гермесом из панциря черепахи, а стойки — из рогов антилопы.
Гермес натянул вместо струн жилы быков Аполлона. Струн было семь.
После того как лира была готова, Аполлон настроил ее и подарил Орфею,
3
сыну музы Каллиопы. Орфей натянул еще две струны, и их стало девять, в
честь девяти муз.)
Слайд 6: Аполлон и музы на Парнасе. Худ. Симон Вуэ. 1640
- Кто изображён на этой картине?
- Кто такие музы? (Богини искусств, поэзии, науки. Их было девять.
Спутницы Аполлона.)
- Когда Аполлон изображён с музами, как его называют? (Мусагет.) Что
значит это имя? (Бог-покровитель муз.)
- Где изобразил художник Вуэ героев своей картины? (На горе Парнас.)
- Что такое Парнас? (Парнас - горный массив в Греции. В древнегреческой
мифологии Парнас считался местом обитания Аполлона и муз. У подножия
Парнаса находился город Дельфы со знаменитым храмом Аполлона.)
Преподаватель: Скажите, что это за музыкальный инструмент?
Слайд 7: Флейта (название не указано)
Ответы детей: Флейта.
- Кто из мифологических героев связан с этим инструментом? (Афина -
считалась покровительницей музыки, изобрела флейту, научила людей
играть на ней.)
Слайд 8: Афина Паллада. Скульптура в садах Петергофа.
- Кто такая Афина? Назовите её основные функции. (Афина богиня
мудрости, покровительница женских ремёсел, богиня справедливой войны
(Афина Паллада - потрясательница копья).
Слайд 9: Флейта Пана (название не указано)
- Как называется этот инструмент? (Флейта Пана многоствольная
флейта.)
- Кто на ней играл? (Пан)
Слайд 10: Пан. Худ. М.Врубель. 1899
- Кто такой Пан? (Пан бог лесов и рощ, защитник пастухов и стад).
Изображался бородатым человеком с козлиными ногами и рожками.
Он изобрёл и играл на свирели-сиринге (другое её название - флейта Пана).
- Вспомните, почему этот инструмент в древности называли свирель-
сиринга?
Слайд 11: Пан и Сиринга. Худ. П.П.Рубенс. 1617-1619
(Сиринга – нимфа, в которую влюбился Пан. Испугавшись бога-пастуха,
Сиринга бежала от него, превратившись в тростник, из которого Пан
сделал себе свирель.)
Преподаватель: Ребята! Вспомните имя ещё одного греческого бога,
связанного с музыкой, игрой на музыкальных инструментах. (Дионис)
Слайд 12: Дионис.
Ответы детей: Дионис – бог виноградарства и виноделия; он и его свита
играют на авлосе.
4
Слайд 13: Двойной авлос. Краснофигурные вазы.
- Что это за инструмент? (Авлос - духовой инструмент, предшественник
современного гобоя и кларнета. Очень часто музыкант играл на двух
авлосах одновременно тогда звучала двухголосная музыка. Авлос был
непременным атрибутом во время занятий гимнастикой, принято было
и танцевать под авлос в сопровождении ударных инструментов.)
- Кто сопровождает Диониса в его странствиях? (Свита вакханок (менад),
играющих на бубнах, тимпанах, кимвалах – ударных инструментах.)
Слайд 14: Вакханка, играющая на кимвалах. Неизв. художник, 1778
- Какие ударные инструменты вы видите на картине? (Кимвалы, бубен,
тимпан.)
IV. Работа с текстом. Метод INSERT. Работа в группах.
Слайд 15: Работа с текстом. Метод INSERT.
Группа 1. Аполлон.
Группа 2. Дионис.
Группа 3. Пан.
Преподаватель: Дальше мы работаем в группах. У каждой группы на столе
небольшой текст (Приложение 1), в котором рассказывается об Аполлоне,
Дионисе и Пане. Вы должны быть очень внимательны при чтении. На работу
вам даётся 1 минута (отсчёт по песочным часам).
Обсуждение в группах. Пометки в карточках.
Выступление с результатами работы.
V. Таблица музыкальных инструментов. Карточки-символы
«Музыкальные инструменты».
У доски по одному представителю от групп.
На доске - карточки с названием музыкальных инструментов и карточки-
символы «СЩ» (струнные щипковые), «ДД» (деревянные духовые), «МД»
(медные духовые), «У» (ударные).
Задание - распределите их по некой общности и обозначьте её.
СЩ
ДД
МД
У
лира
кифара
флейта
авлос
свирель-сиринга
тимпаны
бубны
кимвалы
Обсуждение в группах. Три представителя
от каждой группы работают у доски.
- Объясните, почему вы поступили именно так? (Три основные группы
древнегреческих музыкальных инструментов явились предшественниками
современных инструментов симфонического оркестра.)
Преподаватель: Итак, что мы видим? Боги, такие разные по функциональной
принадлежности, все создают музыкальные инструменты и играют на них.
5
Как вы это объясните? (В др.Греции музыка, искусство занимали важное
место в жизни каждого человека.. Музыка сопровождала человека повсюду.
На всех этих музыкальных инструментах играли простые люди.
Инструменты они делали сами своими руками..)
VI. Кластер-размышление «Орфей. Какой он?»
Преподаватель: Что мы знаем о музыкальном кластере? (Диссонантное
созвучие, образованное нажатием сразу многих клавиш ладонями.)
Слайд 16: Кластер-размышление «Орфей. Какой он?»
У вас было домашнее задание в группах - составить кластер на тему «Орфей.
Какой он?». Зачитайте свои кластеры.
Каждая группа зачитывает свой кластер.
Составим общий портрет Орфея (внешность, возраст, характер, мера таланта
и др.)
Размышления учащихся.
VII. Постановка проблемного вопроса.
Преподаватель: Мы, простые люди увидели Орфея таким. Как его видели
композиторы, художники? Соответствует ли мифологический образ Орфея
образу музыкальному и живописному? Вы сами будете искать ответы на этот
вопрос.
Преподаватель: Вспомним сюжет мифа об Орфее. Кто он ? (Сын речного
бога Эагра и музы Каллиопы; изобрёл музыку и стихосложение; играл на
лире. Ученик Аполлона.).
Слайды 17-18: Орфей. Краснофигурная ваза.
Орфей. Римская мозаика.
Анализ слайдов (сюжет,
настроение, состояние Орфея.)
- Как вы думаете, что нам ближе и понятнее - живопись или музыка?
(Живопись.) Почему?
Мы пойдём не по лёгкому пути, а от образа Орфея в музыке к его
живописному воплощению. Мы должны выяснить, как композитор видит
этот образ.
VIII. Работа в группах. Карточки «Средства выразительности».
Преподаватель: Начнём с наших карточек «Средства выразительности».
Слайд 19: Работа в группах. Карточки «Средства выразительности»
Группа 1. Мелодия.
Группа 2. Лад. Динамика.
Группа 3. Ритм.
Преподаватель: Охарактеризуйте средства выразительности, использованные
композитором К.Глюком в арии Орфея из оперы «Орфей и Эвридика».
Работаем в группах.
Музыка: К.Глюк. Ария Орфея «Потерял я Эвридику» из III д. (1,22)
6
Обсуждение в группах (запись на карточках).
Выступление с результатами работы.
1 группа. Мелодия (Светлая, нежная, лирическая, кантиленная, спокойная.)
2 группа. Лад. Динамика (Мажор, р-тихо, нет ярких динамических
оттенков.)
3 группа. Ритм (Ровный, напоминает колыбельную.)
Преподаватель: - Как вы думаете, о чём эта ария?
- По характеру она должна быть трагической, а она какая? (Светлая печаль,
мажорный лад и т.д.). Почему?
Преподаватель: К.Глюк увидел Орфея таким. Интересно, соответствует он
хотя бы одному из ваших кластеров? (Ответы детей.)
В сравнении - слушаем арию Орфея из рок-оперы Александра Журбина
Продолжаем работу с карточками «Средства выразительности».
Музыка: А.Журбин. Ария Орфея «Потерял я Эвридику» из рок-оперы
«Орфей и Эвридика». Ч.II, №17.
Обсуждение в группах (запись на карточках).
Выступление с результатами работы.
Преподаватель: Посмотрите на ваши карточки. - Что вы видите? (Средства
выразительности повторяются)
- Какой вы можете сделать вывод? (К.Глюк и А.Журбин видят Орфея
одинаково.)
IX. Тест на развитие слуховой памяти.
Слайд 20: Три нотных текста из оперы К.Глюка «Орфей и Эвридика»:
1 Мелодия; 2 – Ария Орфея; 3 Хор и пляска фурий.
Преподаватель: Перед вами на слайде три нотных текста (фрагменты)
из оперы Глюка «Орфей и Эвридика». Слушая незнакомую вам музыку,
определите, что звучит и найдите на слайде нотный текст, соответствующий
этой музыке.
Музыка: «Пляска фурий» из оперы К.Глюка «Орфей и Эвридика»
Обсуждение в группах.
Ответы.
- Кто такие фурии в опере Глюка?
(Злые демоны царства мёртвых; в римской мифологии богини мщения,
обитающие в подземном царстве; соответствуют греческим эриниям.)
- Какие они? Что они делают? (Злобные, неумолимые, страшные,
враждебные живым людям.)
- Как вы думаете, почему Орфей должен был встретиться с фуриями?
- Вспомните, в ваших кластерах присутствуют подобные черты характера?
Преподаватель: Таким Орфея увидели композиторы. От образа героя в
музыке мы переходим к его живописному воплощению.
Музыка: К.Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» (фон)
Показывается слайдовый ряд с вопросом:
7
- Каким Орфей показан на этой картине?
Слайд 21: Орфей в царстве мёртвых. Худ. Ильяс Файзуллин, 1992
Слайд 22: Орфей, ведущий Эвридику. Худ. Камиль Коро, 1861
Слайд 23: Орфей и Эвридика. Худ. Х..Г.Кратценштейн, 1806
Слайд 24: Орфей и Эвридика. Худ. Мишель Мартин Дроллинг, 1820
Слайд 25: Плач Орфея. Худ. Паскаль Даньян-Бувере, 1876
Слайд 26: Орфей. Скульптура Эрнста Неизвестного, 1962-64 г.
Анализ живописного образа.
- Как вам кажется, какой музыкальный инструмент может передавать все
перечисленные вами душевные чувства? (Возможно, они скажут флейта.)
Почему?
Преподаватель: Вы рассказали, каким Орфей показан на картинах
художников.
- Соответствует ли образ Орфея в живописи вашим кластерам?
X. Рефлексия I этап. Синквейн (работа в группах).
Слайд 27: Орфей и Эвридика. Худ. Эдмин Дулак, 1934
Музыка: «Ария Орфея» из I д. оперы К.Глюка «Орфей и Эвридика»
Преподаватель: Каждая группа сейчас сочинит синквейн – стихотворение из
пяти строк, где вы выскажете самые главные, самые важные для вас чувства
и мысли. Тема синквейнов «Орфей». Время -1 мин.
Группы зачитывают синквейны. Обсуждение.
XI. Рефлексия – II этап. Итог урока.
Преподаватель: - Скажите, о чём вы размышляли на уроке?
Верно. Перед вами стояла проблема – соответствует ли словесный образ
образу аудиальному и визуальному? Что вы теперь можете ответить?
Ответы учащихся.
Преподаватель: Ребята! Дайте самостоятельную оценку своей работы на
уроке и ее результатов.
Закончите предложения:
На уроке я узнал, что …
Для меня было открытием то, что ...
Мне больше всего удалось ...
Я могу себя похвалить за…
Слайд 28: Спасибо за работу на уроке!