Применение национально-регионального компонента на уроках фортепиано в условиях Детской школы искусств


МБОУ ДОД «ДШИ им.Ф.Ахмадиева».
Методический доклад.
Применение национально - регионального компонента на уроках
фортепиано в условиях Детской школы искусств.
Выполнила:
Купцова Татьяна Львовна
Преподаватель фортепиано.
П.г.т. Рыбная Слобода 2015г.
Любовь к родному краю, знание его истории – основа,
на которой только и может осуществиться рост духовной
культуры всего общества
Д.С. Лихачёв.
Введение национально- регионального компонента в репертуар юных
пианистов является сегодня весьма важной задачей и осуществляется в
условиях воспитания интереса к историческому прошлому родного края, его
культурной и музыкальной жизни. Изучение музыки Татарстана происходит
по двум направлениям.
Первое - это изучение татарской народной музыкальной культуры,
музыкального фольклора, отражающего историю народов Татарстана, их
традиций, систему их духовных ценностей.
Второе направление - это направление, по которому осуществляется
изучение творческого наследия композиторов Татарстана.
Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без
национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с
родным народом.
Россия- государство многонациональное. В каждом регионе исторически
сложились свои национально- этнические особенности - язык, обычаи, быт,
искусство.
Перемены, происходящие в нашей стране в последние годы, обусловили
небывалый подъем национального самосознания, стремление к
этнокультурному возрождению, пробудился интерес к национальной
культуре, истории и обычаям «малой Родины», родного края.
Татарстан - один из многонациональных полиэтнических регионов, на
территории которого проживают люди, говорящие на различных языках,
исповедующие разные религии, придерживающиеся определенных
обычаев.
На территории Татарстана находятся много памятников истории и культуры.
Это не только духовное наследие, но и огромный экономический ресурс,
основа для развития регионального этнографического и культурно -
познавательного туризма.
Культура Татарстана - уникальная, самобытная, имеет вековые традиции. Ее
богатство составляет песенное, танцевальное, инструментальное и
художественное наследие, осознание и осмысление которого является
важнейшей задачей современного художественно- эстетического
образования, формирующим гражданскую позицию учащихся, патриотизм.
Идея патриотического воспитания в современном обществе как никогда
актуальна, так как содержит гуманистический, общечеловеческий смысл. В
этой связи в решении задач патриотического, художественно- эстетического
и творческого развития подрастающего поколения исключительную роль
приобретает изучение регионально-национального культурного наследия.
В настоящее время в системе художественно-эстетического образования
республики наблюдается значительный интерес к изучению народной
педагогики, этнографии детства, национальной культуры и быта: создаются
фольклорные коллективы, классы национальных инструментов,
функционируют школы традиционной культуры, музыкальный и
танцевальный фольклор входит в программы детских школ искусств.
Историческое прошлое, культурное наследие нашего региона в системе
общего образования являются основой предмета «История Татарстана» ,
который введен в общеобразовательных школах и требует адаптации в
системе образовательных учреждений культуры и искусства.
На настоящий момент использование в образовательном процессе
традиционных программ и методик, без учета региональных
социокультурных особенностей, приводит к разрыву между образованием и
воспитанием. Более того, недооценка значимости традиционной культуры
чревата утратой преемственности - главного условия ее существования.
Введение национально-регионального компонента в процесс обучения
через различные предметные дисциплины поможет педагогам шире
использовать музыкальное, художественное наследие своего региона, что,
несомненно будет способствовать воспитанию у детей любви к своему краю,
нравственности, эстетического самосознания.
Обновляя исполнительский репертуар, наряду с произведениями
инструментальных и вокальных жанров западноевропейского,
отечественного музыкального искусства в учебные программы следует
вводить музыкальный фольклор, произведения татарских композиторов. При
изучении регионального музыкального творчества учащиеся знакомятся с
особенностями жанров народной и профессиональной музыки, музыкальной
речи, структурой произведений, использованием фольклора в сочинениях
татарских композиторов.
Проблема музыкального воспитания детей на материале народного
искусства является далеко не новой.
Еще в XIX веке великие русские музыканты, закладывая фундамент
профессионального музыкального
образования в России, ясно понимали громадную роль неиссякае
мого народного источника, питающего нескончаемым разнообразием
образов, идей, музыкальных тем творчество многих поколений
композиторов и исполнителей. Доступная своим гармоническим
содержанием народная музыка помогает развитию музыкальной памяти,
внутреннего слуха, формированию творческих; навыков. Накопление у детей
новых музыкальных впечатлений и образов стимулирует творческое
воображение, образное восприятие в приобщении детей к народному
искусству, ключевым моментом должно стать не теоретическое, пассивное
знакомство с музыкально-поэтическим фольклором, а непосредственное
участие ребят в творческом процессе. Вовлечение их в активное творчество,
создание таких условий, чтобы каждый ребенок имел возможность стать
непосредственным творцом - исполнителем народной песни, (будь это в
хоре, оркестре, на любом музыкальном инструменте), открывает путь к
истинному пониманию сущности народного творчества, наиболее полному
проявлению личностных качеств каждого ученика, развитию подлинного
интереса к народной песне, к эстетическому вкусу, народному искусству в
целом. К сожалению, до сих пор не существует единого понимания
значимости и роли музыкально поэтического фольклора в духовном
развитии общества и особенно подрастающего поколения. Все еще бытует
мнение о народном искусстве как примитивном. Отсюда вытекают неверные
установки типа такой, что ребенок должен воспитываться на лучших
образцах исключительно профессиональной (классической и современной)
музыки. В этой связи встает вопрос: надо ли сталкивать эти две различные
системы художественного творчества (народную или профессиональную)?
Не перспективнее, если рассматривать их во взаимосвязи, взаимодействии и
уже с этой точки зрения строить процесс музыкально - эстетического
воспитания детей?
Замечательным учебным пособием является «Татарская народная музыка
- юному пианисту» составитель и редактор В.Спиридонова. Данное пособие
содержит обработки татарских народных песен. Многие мелодии поистине
уникальны. К сожалению эта музыка ушла из быта современных семей и
как важно, что в раннем возрасте дети впитывают интонации родной
земли. В.Спиридонова попыталась объединить две различные системы
художественного творчества - народную и профессиональную.
Автор этого пособия стремилась выявить наиболее важные моменты
начального музыкального и пианистического воспитания детей и
предложила один из возможных путей решения возникающих в этом
периоде проблем. Весь подбор нотных примеров и их систематизация
являются отражением как общих педагогических принципов и методических
приемов, так и собственного многолетнего опыта работы. Содержащийся в
учебном пособии материал предоставляет возможность выбора педагогом
достаточного количества пьес для приобретения и закрепления знаний и
навыков на первых ступенях развития ученика с учетом его индивидуальных
особенностей.
Ценным учебным методическим пособием для детских музыкальных школ
является хрестоматия по татарской фортепианной музыке (составители-
редакторыЭ.К.Ахметова,Л.М.Батыркаева,Е.А.Соколова,В.М.Спиридонова,К.А.
Шашкина). В неё вошли наиболее яркие, интересные произведения
композиторов Татарстана, написанные для детей. Хрестоматия издана в двух
частях ( 1часть-для младших и средних классов детских музыкальных школ,
2часть-для средних и старших классов и учащихся музыкальных училищ).
Диапазон фортепианных пьес, составляющих сборник, очень широк. Это-
песня, танец, этюд, марш, жанровые зарисовки, полифонические пьесы, а
также ансамбли. Значительную часть сборника занимают пьесы, написанные
на материале татарских народных песен и танцев, что играет определённую
роль в воспитании у детей любви к татарскому народному творчеству.
Музыкальный материал, расположенный в определенной методической
последовательности, позволяет развивать слух ученика, помогает изучению
нотной грамоты, приобретению и закреплению исполнительских приемов,
необходимых для начинающего пианиста.
Каковы же педагогические принципы, заложенные в хрестоматии?
Принцип художественного воздействия нотного материала на ребенка:
эмоциональное впечатление, история родного края, отраженная в
произведениях татарских композиторов.
2.Принцип рациональной последовательности:
знакомство с татарским региональным фольклором предлагается от простого
к сложному и соответствует решению простейших исполнительских задач.
Это подбор по слуху и транспонирование; организация игрового аппарата;
работа над звукоизвлечением нон легато, легато, стаккато и др.; закрепление
усвоенных навыков.
3.Принцип разнообразия в составлении нотного материала.
В сборнике представлены народные песни, танцы, колыбельные и др.
Народные песни представлены в одноголосном, полифоническом и
вариационном изложении, двух и четырехручные переложения.
4.Принцип развития творческого мышления ученика.
Его можно осуществить, учитывая импровизационную сущность
народного музицирования. Ученика можно учить творчески работать с
простейшей мелодией: варьировать, создавать подголоски, включать
аккордику. Предложить ему сочинить мелодию на заданный ритмический
рисунок, на стихотворный текст, досочинить конец музыкальной фразы и т.д.
Дети обычно очень любят играть несложные пьески в четыре руки со своим
педагогом. Учитывая большой интерес к этому виду музицирования и
несомненную его пользу, в сборник включено много ансамблей. Все что
в комплексе должно способствовать развитию у ученика самостоятельности
(выражающейся прежде всего в умении
свободно и грамотно разбираться в нотном тексте), без которой
невозможно его успешное продвижение вперед.
Группировка материала, распределение сочинений по постепенному
нарастанию трудности, усложнение музыкального языка (ладовых,
ритмических, гармонических и полифонических особенностей), приближают
хрестоматию скорее к школе игры на фортепиано. Конечно, хрестоматия по
татарской фортепианной музыке на материале татарских народных песен не
заменит существующие «Школы фортепианной игры», а станет дополнением
к ним.
Хрестоматия по татарской фортепианной музыке призвана способствовать
решению многообразных задач воспитания детей в процессе обучения игры
на фортепиано. Познакомившись с этим учебным пособием, обратившись к
неповторимому творчеству народа, и педагоги, и ученики, смогут полнее
раскрыть свои творческие возможности, осознать себя как личность,
способную к самовыражению.
Яркие, самобытные, замечательные пьесы в «Собрании сочинений для
фортепиано» М.Музафарова. Мансур Музафаров - один из
основоположников современной татарской профессиональной музыки. Его
музыку отличают яркий национальный колорит, мелодизм, интонационное
богатство, самобытность. Он творчески переосмыслил и переработал в
форму классической музыки национальные особенности татарского
национального фольклора.
В данный сборник вошло всё фортепианное наследие композитора.
Значительная часть произведений представлена в этом выпуске впервые:
«Шесть лёгких пьес для фортепиано», «Татарские народные песни в
обработке для фортепиано», Шесть вариаций; пьесы- Вальс, Юмореска, а
также отдельные номера из «Детского альбома»( «Танец птичек», «
Берёзонька», «На качелях», «В походе»), «Сборник лёгких пьес на темы
татарских народных песен».
Помимо оригинальных сочинений для фортепиано М.Музафарова и
авторских обработок песен «В тихом саду» (на слова А.Ерикея), «По
ягоды»(на слова М.Джалиля) и фрагмента из оперы «Зульхабира»- «Танец
девушек» в Собрание сочинений включен парафраз Рената Еникеева на
песню М.Музафарова « В тихом саду», написанный в концертном плане.
В первый выпуск вошли произведения педагогического репертуара младших
и средних классов детских музыкальных школ и школ искусств, в числе
которых значительное число обработок народных мелодий.
Во втором выпуске представлены более сложные фортепианные
произведения разных жанров - три прелюдии, Юмореска, Вальс, сонатины
до-мажор и ми-бемоль мажор и другие сочинения национального
концертного репертуара и педагогического репертуара старших классов
ДМШ и музыкального училища.
Учащиеся класса с удовольствием исполняют произведения Мансура
Музафарова такие, как «Плясовая», «Аленький цветочек», «Мой соловей»,
«По ягоды» и конечно же «Танец девушек».
«Танец девушек».
В основе произведения очень красивая, нежная и
спокойная мелодия песни в си-бемоль миноре.
Понятная для учащихся простая 3-
х частная форма. Художественная задача для исполнения здесь -
кантилена, пропетость каждого
мелодического звука. Яркая кульминация, как гимн великому чувству-
любви!
«Композиторы Татарии – детям». Сборник фортепианных сочинений
композиторов Татарии ставит перед собой задачу познакомить юных
исполнителей с самобытной татарской музыкой. Он включает сочинения,
пользующиеся большой популярностью в педагогическом репертуаре
(Сказка Н. Жиганова, «Шурале» А. Ключарева, «Маленькая импровизация»
«и «Секунда» из «Десяти пьес» для фортепиано Н. Жиганова, пьесы из цикла
«Пять лирических картинок и марш» А. Монасыпова и другие).
В эмоционально-образном строе татарской музыки, особенно в сфере
лирики, много своеобразного. Как всякая национальная музыкальная
культура, татарская фортепианная музыка воплотила особенности
национального характера татарского народа. Эти особенности мы находим в
лирических образах, глубоких по содержанию, но сдержанных и строгих в
выражении чувств. Отсюда некоторая созерцательность, присущая татарским
лирическим темам (Н. Жиганов — «Сказка»).
Множество нитей связывает творчество композиторов Татарии с
национальным фольклором. Здесь и цитирование народных мелодий, и
обращение к исконным жанрам народного творчества, и претворение общих
закономерностей народного музыкального мышления— ладового его
своеобразия (пентатоничность), принципов мелодического развертывания
(плавность, неторопливость, поступенность движения,
опеваниемелодическихустоев).
Одной из самобытных стилевых черт татарской фортепианной музыки
является мелодически развитая орнаментика («Маленькая импровизация»
Н. Жиганова, Адажио Р. Еникеева, «И в дождь, и в ведро...» А. Монасыпова).
Искусство орнаментирования неотделимо от импровизационной манеры
исполнения протяжных мелодий. Каждый талантливый народный певец как
бы заново творит мелодию, внося в нее свой вариант мелодического
орнамента. Импровизационность сохраняется и в характере исполнения
орнамента на фортепиано. Он играется ритмически гибко, непринужденно, с
небольшим расширением в начале орнаментальной группы.
В трактовке орнамента в татарской музыке наблюдаются новые
интересные явления. Вместе с расширением круга образов в национальных
инструментальных сочинениях проявляется тенденция драматизации
орнамента. В кульминационном разделе Адажио Р. Еникеева, например,
орнамент приобретает декламационность.
В лирических темах слышится своеобразное звучание курая — татарского
народного инструмента типа флейты, обладающего красивым чистым
тембром, подвижностью, мягкой переливчатостью звучания, органично
сочетающейся с волнистыми контурами национальных мелодий. Светлое,
прозрачное звучание, в стиле мелодий, исполняемой на курае, достигается
чутким прикосновением кончиков пальцев, что создает хрустальный, чистый
звук.
Скерцозно-танцевальные темы фортепианных сочинений близки жанру
народных быстрых песен, которым свойственны простые четные размеры
(чаще 2/4), четкость ритмического рисунка, повторность мотивов,
акцентирование окончаний фраз. Задор, энергия, жизнерадостность этих
песен и такмаков-частушек воплотились в остроте ритмической пульсации,
упругости синкоп Скерцо и «Секунды», в теме среднего раздела «Сказки» Н.
Жиганова, «Шурале» А. Ключарева.
Татарской фортепианной музыке присуща красочность гармонического
языка. Наряду с аккордами терцового строения в ней велика роль
характерных для пентатонического лада кварто-квинтовых и секундовых
созвучий. Колоритны секундовые фоны в лирических тема« покоя,
созерцания («Тайны лесного озера» А. Ключарева). Красочно звучат
наложения квинт в первой теме, тритонов и секунд в среднем разделе
«Утра» Н. Жиганова. Остроту, характерность придают секунды токкатным,
скерцозным темам (Скерцо Н. Жиганова, Каприччио Р. Белялова).
Динамические свойства этого диссонанса широко используются в качестве
акцентного средства («Секунда» Н. Жиганова).
Тесные творческие контакты татарской музыки с музыкой других народов
нашей многонациональной Родимы, непрерывное расширение круга
традиций, получающих преломление в национальной музыкальной культуре,
способствуют интенсивной эволюции татарской музыки. Это сказывается в
обновлении ее интонационного строя и гармонического языка, в развитии ее
ладовой основы. Татарская музыка давно уже вышла из рамок
пентатонической пятиступенност». Пентатоника активно взаимодействует в
ней с другими ладовыми образованиями, в то же время сохраняя значение
важнейшего стилистического фактора. На пентатонической ладовой основе
возникли тонально-модуляционные закономерности современной музыки.
«Чистота» пентатонического строя нарушается альтерацией ступеней
пентатоники. Нередкой стала тональная самостоятельность пентатонических
пластов фортепианной ткани и, особенно, наложения пентатонических
последований на черных и белых клавишах («И в дождь, и в ведро...» А.
Монасыпова, Сонатина Р. Еникеева).
В настоящее время мы живем в мире очень разной музыки, но никто
из нас не должен забывать о народных истоках. Именно народная музыка
учит искренности, душевности, патриотизму, дает счастливую возможность
научиться выразительному изложению музыкальной мысли.
Можно надеяться,
что неповторимые народные песни Татарстана будут вдохновлять
татарских композиторов на создание новых и новых сборников.
А теперь более подробно остановимся на втором направлении, по
которому осуществляется изучение творческого наследия композиторов
Татарстана. В последние годы в музыкальном образовании нашей
республики стало уделяться большое внимание внедрению национально-
регионального компонента, изучению и освоению учащимися детских
музыкальных школ и детских школ искусств, произведений композиторов
Татарстана.
По инициативе Министерства культуры Республики Татарстан проводится
Республиканский конкурс юных пианистов, посвящённый памяти
выдающегося татарского композитора, основателя Казанской
государственной консерватории им.Назиба Гаяновича Жиганова. Целью
конкурса является пропаганда творческого наследия Н.Жиганова, а также
других татарских композиторов и приобщение молодого поколения к
сокровищам мировой музыкальной культуры.
Открытый Республиканский конкурс им.М.Музафарова, программа которого,
состоит из музыки композиторов Татарстана. Этот конкурс служит
сохранению и развитию татарской музыкальной культуры, пропаганде
творчества композитора Мансура Музафарова, совершенствованию
профессионального мастерства и художественного вкуса молодых
исполнителей.
С 2006 года проводиться Республиканский конкурс «Дулкыннар» с целью
воспитания к любви к родине и национального самосознания детей и
молодёжи на примере жизни и творчества выдающихся татарских деятелей.
Каждый год конкурс посвящается жизни и творчеству одного из них. В
разные годы это были поэты - Габдулла Тукай, Муса Джалиль, композиторы -
Фанис Яруллин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, М.Музафаров.
Хочется остановиться коротко, на творчестве некоторых композиторов -
Татарстана. Представители старшего поколения композиторов советской
эпохи: Н.Жиганов – один из основоположников татарского,
профессионального музыкального искусства. Практически все ныне
функционирующие учреждения и организации культуры Татарстана
(Казанская консерватория (ныне академия), Татарский академический
государственный театр оперы и балета им.М.Джалиля, Государственный
симфонический оркестр, Союз композиторов республики, средняя
специальная музыкальная школа (ныне лицей при консерватории
создавались при непосредственном его участии. Автор 8 опер, 3-х балетов,
многих симфоний, камерных и фортепианных сочинений. Это фортепианные
пьесы «Пять пьес для фортепиано», «Альбом фортепианных пьес для детей»,
«Матюшинские эскизы», «Двенадцать зарисовок» и др. В его произведениях
органично сочетаются национальный колорит и традиции русского и
европейского музыкального наследия.
Александр Сергеевич Ключарёв од.1906г.). Его творчество охватывает
широкий круг жанров - от обработок народных песен до балетов и
симфоний.
Композитор, развитие художественных образов черпает преимущественно в
фольклоре, в картинах народной жизни. Стремление к программности,
яркости, картинности, конкретности музыкальных образов, делает музыку
понятной и доступной слушателю. Композитор создал свой самобытный
стиль обработки народных песен, основным принципом которого является
бережное отношение к подлиннику («Аллюки», «Кара урман»).
Убедительные по творческому воплощению фортепианные произведения
А.Ключарёва прочно вошли в учебный репертуар («Шурале», «Этюд»,
«Токката», цикл «Родные картины» и др.)
Рустем Мухаметхазеевич Яхин родился в 1921 г. в Казани. Первоначальное
музыкальное образование получил в Первой музыкальной школе.По совету
своего педагога по специальности А.В.Чернышова Р.Яхин поехал в Москву,
где с 1937г. учился в музыкальном училище как пианист(класс А.Г.Руббаха), а
в 1941 г. поступил в Московскую консерваторию.
Дипломной работой Яхина при окончании консерваториистал фортепианный
концерт,историческая ценность которого не ограничивается тем, что это
первый инструментальный концерт татарского композитора. Произведение
Яхина- не робкая проба пера, а одно из самых высокохудожественных,
эмоциональных ярких произведений татарского народа. Такой свободы и
естественности в трактовке фортепиано и использовании виртуозных, и
красочных возможностей фортепиано не достиг никакой другой татарский
композитор.
Названия многих фортепианных пьес композитора - ноктюрн, прелюдия,
вальс-экспромт, музыкальный момент – вызывают невольные ассоциации с
Шопеном, Шубертом, Рахманиновым. Но Яхин нигде не следует известным
образцам и формулам. Его пьесы – плод свободной фантазии. Каждая из них
воспринимается как импровизация, как непосредственное излияние чувств
художника. Запечатлевая в звуках мгновения поэтического вдохновения,
прекрасные душевные порывы сочинения Яхина свидетельствуют о
романтической одухотворённости их творца.
В произведениях Рустема Яхина татарская фортепианная музыка
поднимается на уровень профессиональной музыки европейской традиции.
Особенно следует отметить проникновение в татарскую музыку подлинно
фортепианной фактуры, настоящее владение которой доступно лишь тем
композиторам, которые сами являются и профессиональными пианистами.
Мелодика Яхина органически связана с национальным фольклором, что
проявляется в типе мелодической линии, структуре мелодии, особенностях
песенного и общего ритма. Р. Яхин оставаясь композитором, глубоко
постигшим духовный строй своего народа, легко и органично пользуется
средствами, найденными и утверждёнными как русскими, так и западно-
европейскими композиторами. Яхин расширяет возможности татарской
музыки, развивая в новых условиях традиции Чайковского и Рахманинова,
европейских романтиков 19 века, импрессионистов и через это знакомое
слушатель легче входит в богатый и разнообразный мир образов татарского
искусства.
Музыке Р.Яхина свойственна романтическая направленность, он самый
романтичный из всех татарских композиторов. Творчество композитора
многогранно, произведения для симфонического оркестра, песни, романсы,
инструментальная музыка. Надо отметить, что Р.Яхин положил начало
развитию концертного жанра в татарской музыке.
Фортепианные пьесы Р.Яхина отличаются изяществом, мелодичностью,
простотой и свежестью гармонического языка, а также продуманностью и
тщательной отделкой фортепианной фактуры. Например, Четыре пьесы, в
состав которых входят «Поэтическая картинка», «Юмореска»,
«Размышление», «Шествие». Такие пьесы доступны для исполнителей
различных категорий. Написанные интересно, несущие аромат народно-
национальной интонационности, характерные для творческой манеры
Яхина, его лирические, элегантно-виртуозные пьесы ( Вальс-экспромт»,
«Песня») прочно вошли в концертный и педагогический репертуар.
Главное в работе преподавателей, прививать детям любовь к музыкально -
поэтическому фольклору, вовлекать учащихся в активное творчество, т.к. это
способствует воспитанию национального самосознания, творческого
развития подрастающего поколения, чувства патриотизма, на которых
стояло, и будет стоять государство Российское и наш родной Татарстан.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. В. Спиридонова «Татарская народная музыка юному пианисту».
2.Составители - редакторы Э.К. Ахметова, Л.М. Батыркаева, Е.А.Соколова,
В.М. Спиридонова, К.А. Шишкина «Хрестоматия по татарской фортепианной
музыке» 1,2части.
3. Мансур Музафаров «Собрание сочинений для фортепиано».
4 «Композиторы Татарии детям»
5.
Методические рекомендации по введению в образовательный процесс у
чебных заведений культуры и искусства регионального компонента.
6. «Детские фортепианные пьесы» Казань,2003год.
7.Назиб Гаязович Жиганов. Википедия.
8. Александр Сергеевич Ключарёв.Википедия.
9.Ю.Виноградов. Р.Яхин – композитор,пианист. Казань,2002г.