Интегрированный урок "Народная культура Воронежского края" 1 класс

Интегрированный итоговый урок-проект
по музыке и технологии. 4 класс.
Тема: Народная культура Воронежского края.
Цель:
Создать условия для формирования народной музыкальной культуры
школьников, представляющей положительный социально-художественный
опыт, как неотъемлемой части духовной культуры, основанной на
национальных традициях и обычаях воронежского края, а также создать
условия для развития гармонично – креативной личности.
Задачи:
1. Воспитывать национальное самосознание, чувство глубины своей
принадлежности к родному народу, к его истории и культуре.
Воспитывать нравственные, духовные качества человека. Воспитывать
чувство любви и уважения к Родине : ее природе, обычаям, воплощенным
в музыкально- поэтическом, декоративно-прикладном народном
творчестве.
2. Создать условия для развития у уч-ся музыкальных способностей,
приобщение к национальной культуре, развитие творческого,
креативного мышления, используя поисково – исследовательский метод.
3 .Познакомить уч-ся с народным музыкально-поэтическим и декоративно-
прикладном творчеством, национальными традициями, обрядами,
праздниками. Расширить знания уч-ся в области краеведения, истории
народной музыкальной культуры, прикладного искусства Воронежского
края, что является наследием русского народа.
СЛАЙДЫ
Звучит музыка « Гимн России» в исполнении Л.Зыкиной.
Звучит эпиграф на вступлении…
Народная культура является
тем чистым источником, из которого
подрастающее поколение , взяв
лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее.
Звучит музыка и следующие слова…
Много есть на свете, кроме нашей страны ,
всяких государств и земель,
но одна у человека родная мать,
одна у него и родина.
К.Д.Ушинский
Звучит песня в исполнении Л.Зыкиной ( 1 куплет)
Музыка затихает…
Ведущий читель).
Здравствуйте уважаемые гости.
Мы рады Вас приветствовать на нашем итоговом уроке, тему которого нам
подсказала кропотливая проектная исследовательская работа в области
народной культуры. Мы совместно с ребятами поставили себе цель:
1.Сравнить музыкальную народную культуру и декоративно -прикладное
творчество современной эпохи и прошлого.
2.Поставили вопрос: «Необходимо ли изучать и сохранять культуру своего
народа, если «да», для чего?»
Далеко «ходить не стали», обратились к своей родной самобытной
народной культуре Воронежского края - частице нашей необъятной
великой Родины – России. И вот что у нас получилось.
Приглашаем Вас в путешествие по Воронежским просторам.
СЛАЙДЫ
ВЕДУЩИЙ (учитель музыки)
Самобытный Воронежский край…
Неброская красота природы не оставляют равнодушными и радуют сердце
каждого человека.
Воронежская природа, ее бескрайние степи, воспеты в поэзии Алексея
Васильевича Кольцова и Ивана Савича Никитина, запечатлены в
декоративно-прикладном искусстве, в народной воронежской народной
песне.
Воронежская область расположена почти в самом центре Русской равнины,
имеет многовековую историю, богатое культурное наследие.
Звучит песня в исполнении Воронежского хора
«На Воронежских просторах»
( фонограмма - фрагмент, слайды природы, Воронежа) – музыка затихает
ВЕДУЩИЙ (учитель технологии)
Сегодня хотелось бы соприкоснуться с прошлым нашего края, с народным
декоративно-прикладным и музыкально-поэтическим фольклором
Воронежского края, что означает «народная мудрость», « народное
знание».
СЛАЙД
ВЕДУЩИЙ(музыки)
Мы находимся в этнографическом музее нашего лицея, созданный Верой
Терентьевной Бережной.
Наши учащиеся провели большую поисково-исследовательскую работу по
изучению истории народной культуры Воронежского края. Сегодня они
расскажут нам об этом.
Итак, мы приглашаем Вас посетить первый экспонат- «Русскую избу»
Звучит песня « Во горнице во новой»- Ансамбль « Россияночка».
СЛАЙДЫ ИЗБЫ.
Учащиеся : ИЗБА
Экскурсовод рассказывает о быте и убранстве русской избы внешний вид,
внутреннее убранство.
ВЕДУЩИЙ читель технологии)
Почему так говорят? Деревянная Русь. Не случайно Россию так называли…
СЛАЙДЫ
Учащиеся:
Дерево – один из самых универсальных материалов. Человек научился
обрабатывать его в глубокой древности.
Широко использовалась древесина русским человеком. Изготовляли мастера
все необходимое для жизни: жилище, орудия труда, мебель, посуду, игрушки
и многое другое.
Большим разнообразием отличалась посуда, которая изготавливалась из
столовой древесины, из веток, коры, корней.
Вырезали всевозможную посуду: чаши, миски, братины, кубки, ложки.
СЛАЙДЫ ЛОЖЕК
ВЕДУЩИЙ
Отгадайте загадку, о каком предмете идет речь?
Сами не едим, а людей кормим. ( ЛОЖКИ)
Учащиеся:
«Ложки» - простейший русский народный инструмент, который изначально
был предметом домашнего быта. Веками совершенствовалась форма
деревянных ложек.
Часто украшали росписью, резьбой, орнаментом.
В наше время ложки - это русский сувенир, а еще музыкальный ударный
инструмент.
Послушайте как задорно и весело, по – русски звучат деревянные ложки!
Ложкарный номер исполняет «Россияночка»
ВЕДУЩИЙ ( учитель технологии)
Из древесины изготавливались игрушки с движением, наиболее удачной
была игрушка « Кузнецы»- символ русской деревянной игрушки.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ИГРУШКИ.
СЛАЙДЫ
Учащиеся:
ВЕДУЩИЙ читель музыки)
В праздники нельзя было обойтись без деревянных музыкальных
инструментов: свирелей, жалеек, балалаек.
Отгадайте загадку о каком инструменте идет речь?
Треугольная доска
На ней три волоска,
Волосок тонкий,
Голосок звонкий. ( Балалайка)
СЛАЙДЫ БАЛАЛАЙКИ
Звучит песня « Балалаечка» в исполнении Марии Николаевны Мордасовой
СЛАЙД С ФОТО ПЕВИЦЫ
Учащиеся:
Прозвучал фрагмент песни в исполнении талантливой и самобытной
певицы,
Марии Николаевны Мордасовой. Она автор и исполнительница многих
частушек и песен, за что называют ее « королевой частушек». С 1943 года
была солисткой Воронежского народного хора.
Мария Николаевна Мордасова – подлинное, настоящее народное искусство.
В Воронеже открыт музей- квартира М.Н.Мордасовой, где можно узнать
о жизни и творчестве певицы.
СЛАЙДЫ прялки
Учащиеся:
Изделия из древесины изготавливались с учетом ее физико-механических
свойств.
В изделии встречалось несколько пород дерева. Например: в бочонке стенки
и донышко делались из дуба, а пробка – из мягкой и однородной липы.
Использование различных пород дерева послужило возникновению
народной загадки:
«На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу».
Это прялка. Донце, на котором сидела пряха, - из липы; Гребень для
расчесывания пряжи – из клена; а Веретено – из березы.
Серебристо – серая древесина березы прочнее липы, ольхи. Она пригодна для
выполнения тонкой художественной резьбы.
СЛАЙДЫ БЕРЕЗ
ВЕДУЩИЙ читель музыки)
БЕРЕЗА – символ России. Как прекрасны березовые рощи Воронежского
края.
Она воспета в народной музыке и поэзии.
Звучит фонограмма « Во поле Береза стояла» ( фрагмент 1
куплет…затихает)
Мы вас приглашаем в гости к березке,
Всегда наряд ее весел.
Стоит она в поле, на перекрестке
Русских дорог и песен.
Рассказывает ученица
В Троицу береза была ритуальным деревцем, вокруг которой
проводились обрядовые действия. В мифологических представлениях
древности береза осмыслялась как дерево жизни.
Девушки заранее выбирали дерево и украшали ее разноцветными лентами,
водили вокруг березы хоровод, пели песни.
В Воронежском фольклоре сохранились прекрасные образцы календарно-
обрядовой песни.
И одна из них посвящалась красивому и поэтическому обряду гадания на
венках , сплетенных из березовых ветвей.
Пойдем , девочки
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые
Стой , мой веночек
Всю неделю зелен
А я молодешенька.
У весь год веселешенька .
(Эта песня записана в1986 г. в селе Русская Гвоздевка Рамонского р-на)
Рассказывает ученица
В селах Верхнемамонского р-на у берез совершали обряд « кумления».
Девушки вешали на ветку дерева венок, свитый из сплетенных в косы ветвей
берез и целовались через него трижды : обменивались подарками. Все это
совершалось под песню « Веселая беседушка».
« Вы кумушки, вы подруженьки, сестрицы мои
Вы кумитися, любитися ,любите меня
Пойдете вы в лес по цветки – возьмите меня,
Сорвете вы по цветку, сорвите и мне
Совьете вы по веночку, совейте и мне…
Участники обряда договаривались о дружбе на целый год или на всю жизнь.
Звучит песня « Кумушки голубушки»
ВЕДУЩИЙ ( учитель музыки)
Воронежская народная песня является сокровищницей русской народной
культуры.
Она помогает лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков. Из
глубокой старины к нам пришло множество народных песен разных жанров:
( трудовые, земледельческие, обрядовые, хороводные, плясовые,
лирические, солдатские шуточные, игровые и т.д.)
О русской народной песне сложены пословицы:
Учащиеся :
« Где песня поется, там весело живется»,
«Кто умеет веселится, тот и горя не боится!»,
« Хороша сказка складом, а песня ладом»
«Хорошо говорить врозь, а петь вместе».
Звучит песня «ВЕРЕТЕНЦЕ» в исполнении ансамбля «РОССИЯНОЧКА»
ВЕДУЩИЙ читель музыки)
Звучат стихи на фоне песни
Когда простую песню слышишь,
Когда ты сам ее поешь,-
Одним ты с ней дыханьем дышишь,
Одною жизнью с ней живешь. ( Л. Некрасов)
Учащиеся:
Исполняют «ХОРОВОД» , затем садятся на «лавочки» за рукоделие.
ДЕВИЦА 1
Здравствуйте, подруженьки мои! Чем вы занимаетесь?
ДЕВИЦА 2
«Наряды себе шьем, украшаем вышивкой».
1-й чтец. В первый раз мы вышивали
Светел месяц со лунами,
2-й чтец. Во второй раз вышивали –
Красно солнце со лучами,
3-й чтец. В третий раз вышивали
Сине море со волнами.
ДЕВИЦА 3
Рассказывает о вышивке.
Вышивкой украшали костюм.
Учащиеся
Рассказывает о народном костюме Воронежской области. Мужской костюм.
Учащиеся
Рассказывают о женском костюме.
ВЕДУЩИЙ:
О труде сложено много пословиц
. Кроить не шить, после не распорешь.
Не бывает скуки, коли заняты руки.
Как шьётся, так и носится..
Длинная нитка – ленивая швея.
Крой да песни пой, шить станешь, наплачешься.
Учащиеся.
В современном мире такие костюмы никто уже не одевает, да и увидеть их
вряд ли где-то можно!
ВЕДУЩИЙ ( учитель технологии)
Я с вами не соглашусь! В городе Богучары открыт этнографический музей
народного костюма Воронежского края .
Учащиеся.
В музее размещены две экспозиции. Первая из них – это этнографическая
коллекция народных костюмов и предметов старинного быта, собранная в
80-е 90-е годы ХХ века во время фольклорных экспедиций по областям
Черноземья Галиной Яковлевной Сысоевой профессором Воронежской
государственной академии искусств.
В коллекции представлены подлинные образцы праздничной крестьянской
одежды конца Х1Х - начала ХХ века уездов Воронежской губернии: полные
костюмы, отдельные элементы одежды, головные уборы, платки и шали,
нагрудные украшения, лапти, вышитые рушники, настольник
Вторая экспозиция музея – это выставка тряпичных кукол ручной работы,
изготовленных из современных материалов по образцам старинной одежды
различных районов Воронежской, Белгородской
областей. Коллекция насчитывает около 70 кукол.
СЛАЙДЫ МУЗЕЯ
ВЕДУЩИЙ ( учитель музыки)
СЛАЙДЫ НАРОДНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ
Обратите внимание, что певцы и певицы Воронежского хора выступают
в народных костюмах являющихся подлинным творчеством крестьян
Воронежской области, или в костюмах сшитых в народном стиле.
Звучит песня в исполнении Воронежского хора (затихает, но фон остается)
Наш край знаменит своей песенной культурой, исконно русским хоровым
искусством. В суровое военное время в 1943 году было решено создать
профессиональный народный хор из лучших певцов художественной
самодеятельности.
В создании коллектива велика заслуга композитора Константина
Ираклиевича Массалитинова (1905-1979)
Первый большой концерт Воронежский русский народный хор дал на
первомайском празднике в освобожденном от гитлеровцев Воронеже.
Всей стране стали известны его солистки М. Н. Мордасова,
Ю.Ф.Золотарева, Е.М.Осипова, Е.М.Молодцова.
Унаследованное богатство приумножается, сохраняя творческое лицо.
Воронежский хор всегда узнаваем, его не спутаешь ни с каким другим.
Государственный академический Воронежский русский народный хор
называют эталоном певческого наследия русского народа.
СЛАЙДЫ ХОРА
Звучит фонограмма ВОРОНЕЖСКОГО ХОРА ( затихает)
ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ.
ВЕДУЩИЙ (учитель технологии)
Жизнь русских крестьян Воронежского края отличается от современного
мира и от мира горожан.
Естественный исторический процесс не позволяет нам вернуться в прошлое.
Однако мы должны помнить о прошлом.
ВЕДУЩИЙ (учитель музыки).
Каждый человек несет в себе образ ушедшей жизни - жизни своих предков
своей семьи.
Забыть прошлое-означает как говорили русские крестьяне « утратить долю
судьбы».
ВЕДУЩИЙ (учитель технологии)
По старинным поверьям русского народа, путь к процветанию лежит через
крепкую, неразрывную, вечную связь предков и потомков.
Так пусть процветает наше Черноземье , наша великая Россия!
Ансамбль «Россияночка» исполняет « Гимн Черноземью»
Информационное приложение
Костюм каждого народа формируется на протяжении длительного
времени.
Народная одежда многие века сохраняла традиционные элементы кроя,
орнаментации, украшениям. Одежда, в сущности, - это зрительный язык,
позволяющий читать информацию о человеке: о его национальной
принадлежности, его имущественном и семейном положении.
Предметы костюма могут рассказать нам историю человечества и
историю одного человека.
В народной одежде всегда четко соблюдалось деление на праздничную и
обрядовую, будничную, рабочую.
Традиционный мужской костюм русских состоял из рубахи, штанов,
пояса, головного убора, верхней одежды и обуви.
Рубаха- нательная мужская одежда, с длинными рукавами.
Косоворотка-рубаха с левосторонним разрезом ворота.
Носили рубаху поверх штанов, и перехватывали поясом.
Штаны ( русское «порты)» часть мужской одежды были сшиты из
домотканой ткани . Верх портов собирали на веревочку – «гашник»,
нижнюю заправляли в сапоги.
Женский костюм состоял из рубахи, поясной одежды, передника, пояса,
головного убора, верхней одежды и обуви.
Основа костюма – рубаха.
Богатые горожанки носили две рубахи: нижнюю – из белого холста и
верхнюю – из легкой шелковой ткани.
Женщины –крестьянки, носили одну холщевую рубаху.
Поясной одеждой были понева и юбка.
Понева – одежда из полотнищ шерстяной ткани, сверху собранных на
шнурке.
Юбка – женская поясная одежда, которую шили из нескольких полотен
ткани.
Сарафан - женская одежда в виде цельного платья с рукавами или без них,
которую надевали через голову.
Головные уборы были очень разнообразными: платки, «кички», «сороки»,
кокошники.
Замужние женщины полностью закрывали волосы. Ходить с непокрытой
головой считалось грехом.
А вот девушкам разрешалось показывать волосы, поэтому девичьи
головные уборы были в виде обруча, перевязки.
В музее размещены две экспозиции. Первая из них – это этнографическая
коллекция народных костюмов и предметов старинного быта, собранная в
80-е 90-е годы ХХ века во время фольклорных экспедиций по областям
Черноземья Галиной Яковлевной Сысоевой профессором Воронежской
государственной академии искусств.
В коллекции представлены подлинные образцы праздничной крестьянской
одежды конца Х1Х - начала ХХ века уездов Воронежской губернии: полные
костюмы, отдельные элементы одежды, головные уборы, платки и шали,
нагрудные украшения, лапти, вышитые рушники, настольник
Вторая экспозиция музея – это выставка тряпичных кукол ручной работы,
изготовленных из современных материалов по образцам старинной одежды
различных районов Воронежской, Белгородской
областей. Коллекция насчитывает около 70 кукол.