Методическая разработка "Работа над кантиленой в классе фортепиано ДМШ"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №3» города Иркутска
Методическая разработка
«Работа над кантиленой в классе фортепиано ДМШ»
Автор: преподаватель ДМШ № 3 г.Иркутска
Новикова Н.Л.
Иркутск 2018
«Работа над кантиленой в классе фортепиано ДМШ»
Вопросы исполнения кантилены являются важнейшими в фортепианной
педагогике. Овладение искусством выразительной певучей игры всегда считалось
признаком высокого исполнительского мастерства. Оно же отличало стиль русской
пианистической школы, опиравшейся, с одной стороны, на европейские традиции,
в частности, на итальянскую школу «bel canto», с- другой - на национальные
истоки, прежде всего, протяжную русскую народную песню, с ее задушевностью,
лиричностью. Этот сплав формирует своеобразие и проникновенность
исполнительской манеры ее выдающихся представителей - П. Чайковского, С.
Рахманинова, А. Рубинштейна.
На протяжении всей истории развития фортепианного исполнительства и
педагогики проблема достижения певучего звукоизвлечения сохраняла свою
значимость. Особую актуальность она приобретает в настоящее время, в
частности, в воспитании начинающего пианиста. Отметим, что именно в процессе
певучего исполнения ребенок начинает учиться осмысленному интонированию на
инструменте, стремиться к достижению глубокого, полного звука. Это, в свою
очередь, оказывает влияние на формирование у него исполнительского мышления,
музыкального вкуса.
Понятие «кантилена».
Понятие «кантилена» в переводе с латинского языка означает «пение». В
музыкальной энциклопедии можно обнаружить объяснение кантилены, с одной
стороны, как напевной мелодии (вокальной, инструментальной), с другой, как
напевности, свойственной музыке вообще.
В фортепианном исполнительстве и педагогике кантилена понимается как
искусство «пения» на инструменте. Певучее звукоизвлечение связано, прежде
всего, с принципами фортепианно-мелодического интонирования. Для пианиста
они предстают как совокупность исполнительских задач, связанных с выявлением
логики развития мелодии, функций мотивов, фразировки, динамико-агогических
нюансов. Особое значение получает выделение наиболее выразительных, опорных
тонов и оборотов мелодии, ладовых тяготений, альтераций.
Большую помощь в освоении кантилены, правильного и тонкого
интонирования, пианисты могут получить через опыт слушания певцов,
постижение вокальной культуры.
На своих уроках, я постоянно предлагаю ученику пропеть мелодию
исполняемого произведения. У вокалистов, а также исполнителей на инструментах
с протяженным звуком (струнные, духовые), дыхание есть физическое условие,
важнейшее начало в интонировании. Но в фортепианном исполнении дыхание, не
являясь физическим компонентом интонационного процесса, выступает у ученика
в форме мысленного представления (хотя ему может сопутствовать и реальное
физическое воплощение, например, «дыхание» руки, кисти, движения корпуса и
т.п.
Б. Асафьев отмечает, что «инструменталисты обязаны пройти сквозь сферу
песенной интонации, ибо через нее их слух обогатится чрезвычайно важным для
каждого музыканта опытом и постижением значения дыхания как
формообразующего фактора». Известно, что А. Рубинштейн, будучи директором
Петербургской консерватории, ввел обязательным для всех исполнителей класс
пения. В своей фортепианной педагогике он считал необходимым для пианиста
обучаться пению.
Эквивалентом певческого дыхания является движение и смены смычка при
исполнении на струнно-смычковых инструментах.
Важнейшей предпосылкой обучения кантилене, является овладение красивым
певучим звуком на фортепиано. Однако отметим, что его достижение сопряжено
для начинающего пианиста с рядом трудностей. Они связаны, прежде всего, с
механикой и конструкцией инструмента.
Такова стабильность высоты звучания фортепиано, обусловленная
равномернотемперированным строем, неизбежная расчлененность звуковой линии
в силу молоточкового механизма, быстрое угасание звука. Существенной
проблемой является «неуправляемость» звука после нажатия клавиши. После
удара молоточком по струне она звучит уже независимо от исполнителя. Он может
лишь в необходимый момент прекратить звучание, но не изменить его силу и
тембр.
В связи с этим особое значение получает период своеобразной «адаптации»
начинающего пианиста к инструменту. Если совместно с учеником «исследовать»
звуковые возможности фортепиано, то выясняется, что звук находится между тем,
что еще не является собственно звуком (при слишком медленном нажатии
клавиши молоточек приподнимается, но не дотрагивается до струны, звука еще
нет) и что не есть уже звук (при опускавши руки на клавишу слишком быстро и
крепко молоточек ударяет о струну, получается стук).
Чтобы получился красивый фортепианный звук необходим особый способ
нажима клавиши. Он заключается в том, чтобы не толкать клавишу, не ударять по
ней, а сперва «нащупать» ее поверхность, «прижаться», «приклеиться» к ней не
только пальцем, но и, посредством пальца, всей рукой, всем телом, и затем, не
«отлипая» от клавиши, непрерывно ощущая и «держа» ее на «подушечке» пальца,
постепенно усиливать давление, пока рука не «погрузится» в клавиатуру до «дна».
Данный прием способствует выработке глубокого, полного, способного к
различным нюансам, звука.
Учитывая тот момент, что фортепианный звук по своей природе обладает
недостаточной продолжительностью звучания, важно выработать у учащегося
умение слышать его протяженность. Здесь методическим принципом должно стать
слышание процесса зарождения, «жизни» и затухания звука. Для этого полезно
взять ноту (или несколько нот одновременно) с определенной силой и держать до
тех пор, пока слух совершенно не перестанет улавливать какое-либо колебание
струны, когда звук окончательно потухнет. При этом важно обратить внимание
ученика на процесс изменения звука во времени (его тембро-динамическую
переокраску), что необходимо для понимания многогранности фортепианного
звука, возможности его разнообразных градаций.
Для управления продолжительностью фортепианного звука полезно обучить
ребенка пользоваться педалью, придающей звучанию объемность, полноту
звучания, особый тембровый колорит. Нажатие педали вслед за извлечением звука
- важное средство оказать на него воздействие уже после удара молоточка по
струне. Это «оживление» фортепианного звука можно сравнить с отдаленной
аналогией - вибрацией при игре на смычковых инструментах.
В целом, при обучении учащегося исполнению кантилены нужно выделить
следующие моменты: 1) технический и 2) образно-содержательный. В
техническом отношении ребенку необходимо научиться важнейшему приему
исполнения кантилены на фортепиано - легато. В переводе с итальянского легато
означает «связанно, плавно», что подразумевает связанное исполнение звуков.
Особенности работы над легато как способом исполнения кантилены на