Методические рекомендации "Основы обучения навыкам чтения нот с листа в классе фортепиано на начальном этапе"

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА
В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ»
Автор
Черенкова Галина Константиновна
преподаватель фортепиано МАУДО ДШИ
Северск
2018
Аннотация: Способность к беглому чтению нотного текста является одним из
важнейших факторов развития комплекса музыкальных способностей
учащегося в классе фортепиано. В методических рекомендациях представлены
упражнения, способствующие активизации освоения навыков чтения с листа,
представляющие различные формы работы и основанные на личном опыте
автора в данном направлении педагогической деятельности. Рекомендации
имеют практическое значение и будут полезны в учебном процессе
преподавателям по специальности «Фортепиано» ДМШ и ДШИ, а также
педагогам дополнительного образования, ведущим обучение игре на каком-либо
инструменте.
I. Пояснительная записка
Музыкальная педагогика уделяет большое внимание проблеме развития
навыков самостоятельных занятий учащихся. С первого года обучения педагог
стремится постепенному развитию инициативы и самостоятельности
учащегося, стараясь пробудить в нем интерес к занятиям, творческую
активность. Часто по окончании школы ученик ничего не может сыграть, кроме
экзаменационной программы. А если надо исполнить на фортепиано
незнакомую пьесу или элементарный по фактуре аккомпанемент, ученик
теряется. Причин тому несколько. Одна из них, едва ли не главная - он работает
над ограниченным кругом произведений, исполняемых на зачетных
выступлениях и не вырабатывает умения «читать с листа».
Главная задача преподавателя - вместе с изучением классической
программы уделять внимание развитию навыков музицирования и чтения с
листа. Формирование данных навыков является важнейшим условием для
всестороннего развития учащихся. Умение ученика самостоятельно и грамотно
разбираться в нотном тексте активизирует процесс работы. Систематическая
работа в этом направлении позволит со временем учащемуся выработать
навыки самостоятельного и осмысленного разбора нотного текста. В результате
создаются необходимые условия для расширения музыкального кругозора
учащегося, что обусловливает актуальность выбранной темы.
Целью методических рекомендаций является оказать методическую
помощь педагогам по вопросам обучения навыкам чтения нот с листа,
рассмотреть последовательность обучения на начальном этапе.
По сравнению с другими подобными разработками, существующими в
данной образовательной области, особенностью и новизной предлагаемой
работы является собственный опыт автора работы в виде разнообразных
упражнений по развитию и закреплению умения учащихся достаточно свободно
ориентироваться в тексте, которые представлены в приложении к работе.
Методические рекомендации адресованы педагогам, обучающим детей
игре на фортепиано, но могут быть использованы в работе и преподавателями
других отделений ДШИ.
II. Содержание
Для приобретения навыков чтения с листа недостаточно много читать.
Необходимо формировать ряд качеств. Адекватная реакция на нотный текст,
умение охватить протяженность фразировки, свободная ориентация на
клавиатуре, соблюдение аппликатурных принципов являются непременным
условием успешного овладения навыков чтения нот с листа.
Подбор материала следует вести постепенно с учетом основного
педагогического принципа: от простого к сложному. Обучение основам чтения с
листа должно быть основано на активном развитии внутренней пульсации и
наглядного восприятия нотной записи.
Во-первых, это необходимость развития метроритмического чувства.
Начинать обучение целесообразно с доступных задач: прочитать ритм знакомой
мелодии или попевки и воспроизвести его голосом или хлопками. Для этого
хорошо использовать знакомые ребенку песни с текстом.
Воспитания чувства ритма на начальном этапе обучения - чрезвычайно
важный момент воспитания юного музыканта. Основное внимание должно
быть направлено на освоение равномерной пульсации долей и соотношения
длительностей по горизонтали и вертикали, что является фундаментом
ритмического воспитания. Начинать работу в этом направлении следует с
простейших упражнений, например, одной рукой просчитывать длинные доли
(половинные), а другой - четвертные. Такие упражнения есть во всех пособиях.
Освоение этого навыка необходимо, так как ученик при игре на фортепиано
исполняет произведение двумя руками, каждая из которых ведет
самостоятельную линию.
Работа с ритмическими схемами требует отдельной работы. Чтение таких
схем подготавливает освоение навыков чтения с листа. Работа по таким схемам
способствует формированию чувства развития музыки во времени,
вырабатывает ритмическую пульсацию (Приложение IV).
Следующий момент обучения чтению с листа - уметь быстро читать
нотные знаки в обоих ключах: ноты на линейках, ноты между линейками, ноты
со знаками альтерации (Приложение I).
Восприятие и воспроизведение нотного текста развивается в процессе
упражнений. Для овладения навыками чтения с листа также необходимы
теоретические знания. Можно использовать игру по карточкам: «Угадай, что
это?». В ходе игры учащийся определяет длительности, динамические оттенки,
паузы, знаки альтерации, штрихи и т. д. Так прочнее усваиваются азы
музыкальной грамотности (Приложение II).
В-третьих, отработка аппликатуры по вертикали. Зрительное опознавание
интервалов, какими пальцами исполнять. Так, интервал большая секунда
исполняется соседними пальцами, большая терция - через палец, кварта - через
два пальца, а квинта, секста и септима - 1 и 5 пальцами.
Опознавание аккордов и нахождение их в нотных примерах. Заучивание
аппликатурных моделей аккордов (Приложение III). Полезно играть аккорды в
расходящемся движении, так как они исполняются одинаковой аппликатурой в
обеих руках.
В-четвертых, свободная ориентировка рук на клавиатуре. Обучение игре
не глядя на клавиши является основой процесса чтения с листа. Освоение
клавиатуры «слепым методом» надо начинать с двух и трех черных клавиш.
следующее упражнение - игра в одной позиции. Исполнение от разных клавиш
той же аппликатурой.
Ориентировка на клавиатуре развивается при игре гамм разными
штрихами не глядя на руки. Неспособность наощупь ориентироваться на
клавиатуре фортепиано ведет к постоянному взгляду в ноты и на руки, в
результате чего возникают заминки и остановки.
И, наконец, для развития беглости чтения музыкальных произведений
полезна ансамблевая игра с педагогом, которая тренирует внимание, помогает
ощутить метроритм в музыке, вырабатывает непрерывность чтения.
Необходимость считаться с партнером тренирует быстроту реакции и
стимулирует сообразительность.
Таким образом, работа над развитием навыков чтения с листа должна
быть неотъемлемой частью учебного процесса. Умение читать с листа создает
базу для быстрого освоения нотного текста, закладывает основы будущей
самостоятельности.
Литература
1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Л.:Советский композитор, 1978.
2. Брянская Ф. Навыки игры чтения с листа, его структура и принципы - М.:
Музыка, 1971.
3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1982.
4. Тимакин Е. Навыки разбора и чтения нот в фортепианном обучении - М.:
Классика-XXI, 2008.
Интернет-ресурсы:
1. Кислякова И.В. Формирование навыка чтения нот с листа в классе
специального фортепиано лектронный ресурс]. - URL:
http://class.chernykh.net/dannye-8/data-id9726
2. Казанова А.В. Воспитание навыков разбора и чтения нот с листа в классе
фортепиано лектронный ресурс]. - URL:
http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=3569
Приложение I
Упражнения развивают умение по графическому изображению определять
изменения высоты звука, характер этого изменения (скачком или поступенно),
что приучает играть, глядя в ноты, а не на руки.
Приложение II
Приложение III
Независимость пальцев, точность удара, свод руки.
Приложение IV