Рабочая тетрадь начинающего домриста

Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО)
ТВОРЧЕСТВА
Выборгского района Санкт-Петербурга
Учебно-методическое пособие «Рабочая тетрадь начинающего домриста»
Подготовила
преподаватель по классу домры
Плеханова Полина Евгеньевна
г. Санкт-Петербург
2018
Методически рекомендации
В процессе обучения на любом музыкальном инструменте, в том числе и на
домре, педагоги и учащиеся решают сразу несколько задач: работают над
посадкой, постановкой рук, звукоизвлечением пальцем (пиццикато) и
медиатором, освоением нотной грамоты. У домры жёсткие металлические
струны и младшим школьникам поначалу больно играть на прижатых струнах.
Следует на первых уроках ослаблять натяжение струн или заменить их на
нейлоновые. Сначала нужно научиться играть пальцем на открытых струнах.
Вместе с игрой можно уже начинать осваивать ноты на нотном стане. Самая
низкая нота на домре – нота «ми» первой октавы. А первая октава начинается
с ноты «до», потом идет нота «ре». Ноты «до» и «ре» первой октавы не
играются на домре, но их можно спеть и написать на нотном стане.
Параллельно с написанием нот, проходим четвертные и восьмые длительности
нот, так как они поначалу более воспринимаемы детьми, чем целые и
половинные длительности. Хлопаем прибаутки, стишки, а потом их поём на
какой-нибудь одной ноте. На ноте «ми» первой октавы можно сыграть песенку
«Петушок» на домре. В нотах приведены несколько пьес на одной ноте, чтобы
дети запоминали где они пишутся и где играются на грифе домры. Эти песенки
можно потом повторять как разминку в начале занятия, когда уже
разучиваются пьесы посложнее. Песня «Теремок» играется на второй струне.
Её можно играть медиатором. Учиться играть медиатором следует начинать
на открытых струнах и больше всего играть на струне «ля», так как правая рука
легче приобретает правильную постановку. Чтобы не было скучно играть на
одной и той же ноте, можно играть и говорить при этом различные
скороговорки. Следует внимательно следить за постановкой правой руки.
Играть на открытых струнах полезно в течение всего первого года обучения.
Когда стало получаться правильное скольжение правой руки по панцирю
домры, можно играть пьесы на прижатых струнах. Лучше начинать с пьес, где
одна нота открытая струна, а другая прижатая (пьесы «Лиса» и «Два кота»),
а потом со временем играть пьесы с большим количеством нот, которые надо
прижимать. Полезно повторять пьесы из двух нот.
Желательно, чтобы во втором полугодии учебного года ребёнок играл
больше медиатором. Иначе может получиться так, что он не захочет им играть,
если увлечься игрой пальцем. Всё зависит от конкретного случая.
Пьесы в рабочей тетради помещены по принципу «от простого к
сложному». С каждой пьесой прибавляется больше нот, появляются знаки
альтерации. Во многих пьесах для начинающих домристов часто встречается
знак «диез». Поэтому как только ребенок проиграл несколько пьес и знает
написание нот на нотном стане от «до» первой октавы до «си» первой октавы,
нужно объяснить что такое диез и бемоль. Чаще всего встречаются «фа-диез»
и «соль-диез». Репертуар, представленный в тетради поможет учащимся
получить первоначальные навыки игры на домре, знания нотной грамоты и
подготовит к музицированию в детском оркестре русских народных
инструментов.
Музыкальные примеры
Песенка «Теремок» играется на открытой струне «ля», её можно играть медиатором.
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Уж как шла лиса по травке, нашла грамоту в канавке,
Она села на пенёк, и читала весь денёк.
Маленькая полька
Д. Кабалевский
Пастушья песня
В.Моцарт
Список использованной литературы
1. Александров А.Я. Школа игры на трехструнной домре. М., Музыка,
1988
2. Евдокимов В. Хрестоматия домриста. М., Музыка, 1985
3. Потапова А. Домра с азов. СПб., Композитор, 2013
4. Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л., Музыка, 1983