Методическое пособие "Учимся петь, играя"

Методическое пособие
«Учимся петь, играя».
Автор:
Кулина Ирина Николаевна,
2
Аннотация
Данное методическое пособие разработано для руководителей детских
вокальных коллективов младшего возраста, преподавателей сольного пения
ДШИ и ДМШ, а также музыкальных руководителей детских дошкольных
учреждений. Приведенные в пособии игры и упражнения предназначены для
работы с начинающими вокалистами.
Причиной создания данного пособия послужило изучение мною
множества методик преподавания вокала на начальном этапе обучения и
различные статьи педагогов, в которых были приведены множество
упражнений для развития голоса, дикции, дыхания и т.д.
В данном методическом пособии подобраны упражнения из уже
подтвердивших свою результативность методик, а так же из новейших
методик преподавания вокала, заинтересовавших меня и опробованных мною
на уроках с учениками.
Целью создания данного методического пособия стало составление
сборника упражнений и игр для начинающих вокалистов из различных
методик преподавания, описание игровых приемов, используемых на уроках
в процессе распевания детей.
Основной задачей методического пособия стала классификация
упражнений и игр из различных методик по принципу объединения
упражнений для решения определенной учебной задачи.
3
Содержание
1.Игровые приёмы на начальном этапе обучения вокалу…………………...…4
2.Методические рекомендации и комплекс игр и упражнений речевого этапа
обучения…………………………………………………………………………..6
3.Методические рекомендации по формированию вокальных навыков на
втором этапе обучения…………………………………………………………..12
4. Формы применения игровых приемов на уроке……………………………18
Заключение………………………………………………………………………20
Список используемой литературы……………………………………………..21
4
1.Игровые приёмы на начальном этапе обучения вокалу
«То, что ребенок обязан запомнить прежде всего, должно быть
интересным»
В.А. Сухомлинский
Детский голос очень нежный, хрупкий, гибкий музыкальный
инструмент. В его создание и сохранение вовлечены многие преподаватели,
любящие эту увлекательную работу. Главная задача педагога найти те
формы и методы работы, которые помогут сделать голоса красивыми,
звучными, не напряженными, а занятия увлекательными, интересными и
любимыми.
Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир
любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры. Игра
делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания.
Психолог Д.Узнадзе утверждал, что музыкальное обучение это особая
деятельность: не игра и не труд, но и то, и другое.
Музыкальная деятельность, особенно в дошкольном и младшем школьном
возрасте, представляет огромные возможности для воспитания
первоначальных навыков с помощью создания игровых ситуаций. Ведь
играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или
плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, общаться,
действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их
психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для
развития: интерес, положительные эмоции, фантазии, речевое общение,
движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой
объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации, поэтому
благодаря использованию игровой методики они с лёгкостью
«выдерживают» полноценное 45-минутное учебное занятие. Каждое
упражнение, задание должно нести детям радость, удовлетворение.
Облекаясь в игровые формы, оно в большей мере выполняет эту функцию, а
5
урок в целом «окрашивается» общим эмоциональным подъёмом, что создаёт
у детей положительную установку на восприятие педагогического
воздействия и усвоение конкретного учебного материала.
За основу игровой методики я взяла методические приемы В.Емельянова,
О. Кацер, Т.Боровик, Т.Тютюнниковой.
Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа: речевой
и певческий. Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко
и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого
и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух. На речевом этапе
удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как
дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, легкость и
полетность голоса и даже многоголосие. Прежде чем высоко и выразительно
запеть, ребенок сначала учится высоко и выразительно говорить.
Цель второго, певческого формирование и развитие подвижности
голосового аппарата, навыков певческого дыхания, певческой интонации,
разучивание учебного репертуара. Оба этапа тесно взаимосвязаны между
собой, т.к. развитие и формирование певческих навыков идёт одновременно.
Используя практический материал речевого опыта можно более тщательно
поработать над артикуляцией, дикцией, интонацией. Речевой блок, как
подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идёт
параллельно певческому блоку. Речевой блок включает в себя
артикуляционную гимнастику, игры и упражнения на развитие речевого и
певческого дыхания , скороговорки, речевые игры. Певческий блок состоит
из упражнений на развитие интонации, игр на развитие музыкально-слуховой
памяти и внимания. Общая цель данных блоков легко и незаметно
подготовить голоса детей к пению: разогреть мышцы речевого и
дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к
восприятию музыкальных звуков, сделать обучение пению более лёгким,
понятным и привлекательным занятием.
6
2.Методические рекомендации и комплекс игр и упражнений речевого
этапа обучения
Упражнения и игры этой части направлены на разогрев голосового
аппарата, активизацию дыхательной мускулатуры. Весь материал речевого
этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания,
правильному воспроизведению звуков и их сочетаний, воспроизведению
речевого и певческого материала в заданном темпе и ритме, а также
способствует умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса.
Упражнения и игры на развитие речевого и певческого дыхания.
Цель. Развитие навыков певческого дыхания, формирование ощущения
диафрагмальной «опоры».
«Надуваем шарик». Медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в
стороны, сдувается на звук «С-с-с-с» - ладошки соединяем;
«Раздувание мехов». Дети кладут руки на ребра для контроля своего
дыхания. Вдох-меха раздувают, выдох-сдувают.
«Морозный узор». Дети ставят пальчик перед собой для проверки своего
выдоха. Быстрый вдох-удивление с последующей задержкой, затем сложить
губы трубочкой и выдыхаем.
«За окошком ветер». Озвучиваем выдох со звуком «с-с-с» и во время
выдоха имитируем усиление и затихание ветра.
«Мячик и насос». Делаем короткий вдохи со звуком «сссс», надуваем себя,
из полностью накаченного мяча вынимаем пробку и медленно сдуваемся со
звуком «шшшш»;
«Мячики». Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы,
выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох.
«Свечи». Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на
звуке «Х», как будто тушим свечи (повторить 4 раза).
7
«Тридцать три Егорки» (русская скороговорка)
«Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
Дети чётко произносят текст скороговорки. На выдохе «считают Егорок»
(кто больше).
Артикуляционная гимнастика
Цель. Развитие мышц лицевой мускулатуры и ротовой полости.
Артикуляционная гимнастика - помогает устранить напряжение и
скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк,
челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную
дикцию, активизирует речевой аппарат.
Упражнения для нижней челюсти:
“Заборчик верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
«Противостояние» нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на
челюсть, рот слегка приоткрыт.
«Потерялся котёнок». Произносим «мяу», широко открывая рот,
поворачивая голову влево – вправо – вперед.
Разработка мягкого неба.
Цель. Познакомить с ощущением высокой певческой позиции, понятием
«вокальный зевок".
«Пасть льва» зевок с закрытым ртом.
«Маляр» расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и
вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).
«Тпры-ы-ы»- с широко открытым ртом (можно подставить ко рту сжатый
кулак для ощущения «большого» пространства во рту) выполняется на
примарных тонах.
8
-Произносить гласные звуки с позевыванием. Для поднятия небной занавески
можно применить прием: «удивление».
- Имитировать полоскание горла.
Упражнения для губ.
(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна).
“Улыбка” растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).
“Трубочка” вытягивание губ вперед.
«Круги» - собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые
движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
«Шторки» - на счёт «раз» — верхняя губа поднимается так, что обнажаются
зубы; на счёт «два» — губа возвращается на место. На счёт «три» — нижняя
губа опускается и обнажает нижние зубы. На счёт «четыре» губа
возвращается на место. Движения губ напоминают движение шторок,
которые поочерёдно открываются и закрываются.
«Весёлая дудочка». Вытягиваем вперед сомкнутые губки и двигаем ими по
кругу вправо, затем влево.
Упражнения для языка.
(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):
“Болтушка” - движение языком вперед-назад.
“Часики” движение языком вправо –влево.
“Качели” движение языком вверх- вниз.
“Лошадки” - цокание языком.
“Лопатка” широкий ,мягкий , расслабленный язык лежит на нижней губе.
“Иголочка” узкий, напряженный язык высунут вперед.
«Игра в прятки»: быстро высовывать язык и прятать его внутрь рта.
Сказка про язычок. «Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано.
Постучал в зубки (стучат языком в зубы), в губки (стучат языком в губы),
постучал в щёчки (стучат языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул!
(высовывают язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх), посмотрел на
9
травку (язычок вниз), на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех
(дразнят друг друга языком)».
Для разработки корня языка:
«Кашляем как старички» - Кха - кха - кха;
«Застряла в горле косточка» - Кхх - кхх - кхх;
«Кричит ворона» - Кар - кар - кар.
«Открываем пробку». Произносим два-три раза цепочку словосочетаний
«птки-птке-птка-птко-птку-», беззвучно, только воздушным потоком.
Речевые упражнения для вырабатывания певческой позиции, ощущения
работы маленького язычка и пропевания ультразвуков.
Цель. Познакомить с ощущением высокой певческой позиции, понятием
«вокальный зевок".
«Едем на машине». Заводим мотор машины: Р-Р-Р! Он не заводится, еще
раз пытаемся: Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р! Завели, поехали. Крутой поворот (звук
усиливается), а вот наскочили на кочку, едем по шоссе (и т. д.)
«Скулит щенок» - И - и - и - сомкнув губы в горькой улыбке;
«Кошка». Приложить язык к твердому небу и вибрировать, подражая
мурлыканию кошки. Вибрировать на букву «Р».
«Разговор про себя». Говорим любую фразу, потешку, четверостишие, не
открывая при этом рта.
Произносить гласные «А, О, У» с различными интонациями: удивления,
изумления, испуга, радости, вопроса, угрозы и т.д.
Речевые игры (с элементами дыхательной, артикуляционной
гимнастики, ритмо - интонационной игры)
Цель. Формирование правильного диафрагменного дыхания. Развитие
интонационного, фонематического и музыкально-певческого слуха.
Речевые игры с голосом это подражание звукам окружающего мира. Дают
возможность почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним и
10
расширить диапазон певческого голоса, ввести в мир динамических оттенков
и темпового разнообразия.
«Весна» (Г.Сапгир)
Ветер в наш лес песню донёс Ш-Ш-Ш (усиливая или уменьшая громкость
по жесту )
Песню пролаял охотничий пёс. Р-р-р-гав!
Волк эту песню провыл на опушке, У- у- (с восходящей интонацией);
Дружно проквакали песню лягушки, Ква – ква (штро – бас);
Бык эту песню, как мы промычал, Му у у (усиливая или уменьшая
громкость по жесту педагога);
Рысь промурлыкала, Мур-р Мур-р (с восходящей интонацией);
Сом промолчал.
Филин прогукал, Ух – ух! (произносят очень энергично);
Уж прошипел, Ш-ш-ш (усиливая или уменьшая громкость по жесту
педагога);
А соловей эту песню пропел. Подражают птиц (голосовая импровизация).
Упражнения на развитие дикции, артикуляции.
Цель. Развитие чувства ритма, формирование правильной дикции,
исправление речевых дефектов, выработка четкой артикуляции, активизации
дыхательной мускулатуры.
«Барабан». Рот приоткрыт. Кончик языка касается корней верхних зубов.
Энергично строчить языком как из пулемета звуками «т-т-т-т-т-т», затем
звуками «д-д-д-д-д-д», затем «тд-тд-тд».
«Снежки». Дети строятся в 2 команды и стоят друг против друга, играют в
«снежки» - с помощью согласных в, п, г, к, д, б, т . «Обстреливаем» друг
друга.
«Веселые котята». «Исполняем на одной ноте «Ффыр, ттыр, ппыр, ммур
ммяу».
11
Скороговорки и чистоговорки
Цель. Развитие чувства ритма, формирование правильной дикции,
выработка четкой артикуляции.
Проговаривать скороговорки с разной интонацией (удивление,
повествование, вопрос и восклицание), в различных вариантах говорения и
пения - от шепота до громкого звучания, от медленного темпа до быстрого,
от коллективного проговаривания до распределения текста по ролям. Все
скороговорки говорим на дыхании, направляем его к корням верхних зубов, в
твёрдое нёбо.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
«Хохо-хехе-хихи-хаха, хохо-хехе-хихи-хаха»
- Четыре черненьких чумазеньких чертенк
Чертили черными чернилами чертеж
Чрезвычайно чисто!
-Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке
- Хорош пирожок – внутри творожок! ( со сменой мимики)
-Проворонила ворона воронёнка.
-Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель!
-По бревну бобры бредут.
-Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
«Гонки». Пальцы превращаются в маленькие ножки и бегают по раскрытой
ладони вперед и назад, сопровождаясь при этом скороговоркой:
Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека хвать.
12
3. Методические рекомендации по формированию вокальных навыков
Вокальные упражнения и игры этой части направлены на разогрев
голосового аппарата, озвучивание резонаторов, работу над качеством
фонационного выдоха, над верной атакой и фокусировкой звука.
Упражнения расширяют диапазон голоса, укрепляют дыхание, развивают
певческий голос, развивают вокальный и гармонический слух, улучшают
звукообразование.
Упражнения для укрепления опоры звука
Цель. Формирование ощущение опоры звука, активизация дыхательной
мускулатуры. Дать представление о том, что чем выдержаннее опора
дыхания, тем легче и лучше удается опора звука, и чем совершеннее
последняя, тем легче сохранить опору дыхания.
«Хохотунчики». Применяем штрих стаккато на слог «ха», можно на двух
соседних звуках, например, закрепляя интонацию большой секунды.
«Сова». Комбинируя долгое «ю» со стаккато – у-у-у-у-у-опять долгое «ю».
Также поём попевки и прибаутки, исполняя на одном выдохе каждую фразу
(«Как у нашего кота» и т.д.)
«Самолёт».. Готовимся к интонированию в верхней тесситуре голоса. При
исполнении показываем рукой направление мелодии: восходящее и
нисходящее.
«Парашютики». Варьируем предыдущее упражнение, исполняя на стаккато
при гаммообразном движении. Можно задавать конкретное направление,
например нисходящее, исполнять на разные слоги («ми», «ку», «зи» и
другие), отрабатывать ритмические группы и т.д.
Для ощущения и развития интонации
Цель. Формирование и развитие подвижности голосового аппарата, навыков
вокального интонирования.
«Крик ослика «Й - а, й -а, й - а (интонация резко падает сверху вниз);
13
«Крик в лесу» -А-у, а-у, а-у( интонация снизу вверх);
«Крик чайки» - А! А! А! (интонация резко падает сверху вниз и снизу
вверх)
"Винни- Пух" .Дети на одной гласной букве (а, о, у, э, и) изображают:
- как Винни-Пух поднимается на шарике вверх ( хроматической гаммой)
-зависает около дупла с пчелами ( дети, незаметно берут дыхание "цепочкой"
и держат высокую ноту)
-по хроматической гамме спускаются вниз - Пяточок стреляет в шарик,
Винни-Пух падает вниз в кусты...
«Андрей-воробей». Петь на одном звуке. Петь на опоре, чётко, звонко,
посылая звук вперёд. Можно использовать различные интонации: сердито,
призывно, удивлённо, ласково, восхищённо, радостно и т.п.
«Уж как шла лиса». Интонируем секунду. Чтобы легче усвоить вторую
ступень, можно подниматься на носочки.
« У меня есть конь, этот конь-огонь». Поем на 3 ступенях, «вверх-вниз»,
можно использовать штрих «стаккато».
«Цоки-цоки, цок». Также поступенно на 3 звуках, «вверх-вниз».
«Ку-ку-ку ». Интонируем терцию. Чисто интонировать терцовый звук,
посылая звук вперёд.
«Милая мама моя». Поем на 4 ступенях вверх-вниз».
«Заводим моторчики». На звук «ррр» на 5 ступенях, поем вверх-вниз.
«Мы спросили у жирафа. Мы спросили у жирафа: (глиссандо голосом
снизу максимально вверх)
«Кто стащил банан со шкафа?» (медленное глиссандо вниз)
- Мы спросили у медведя:
«Кто вчера побил соседей?» (максимально сочный низкий регистр). (можно
на любую мелодию по желанию).
«Драчливая ворона»
- Драаачливая воронааа, крииикливая воронааа
14
Кричааала: «Карр-кааарр-кааар!
А где моя коронааа? А-а?!
(мелодия по желанию, учитель останавливается на любой гласной, например,
«А», дети тянут эту гласную; каждый раз новый вариант)
Упражнения на активную подачу звука
Цель. Познакомить с ощущением «атаки звука» - посылом дыхания в
момент начала звука.
«Возгласы». (Смело, без зажимов, не надрывая связки, свободно и открыто
обратиться к невидимому собеседнику, находящемуся на другой стороне
улицы). Э-й-ей-еэ! И-ра! Ю-ра! А-ня! Я-на! Ле-на! Ко-ля! ( на одном звуке)
«Да-Нет». Выполняется группой. «Передаём-поем» слово «да» или «нет» по
кругу и одновременно хлопаем одной ладонью о вторую, указывая руками
направление нашего звука, то есть того человека, кому мы «передаем» слово.
Передавать слово можно, тренируя разные интонации и скорости звука.
Можно слово «ДА» («НЕТ») заменить словом «МЯЧ», и передавать
небольшой мяч вместе со словом «МЯЧ».
Упражнение на звукообразование
Цель. Формирование навыка одинаковой манеры формирования гласных и
точную атаку звука.
«А_О_У-И»._ При распевании можно использовать артикуляционные жесты
Н.В.Рыбкиной, они помогают сформировать правильные гласные, и вносят
игровой момент. Эти жесты можно использовать как в речевых упражнениях,
так и в попевках. «У»: ладони положить на щеки (пальцы к шее), рисовать
руками раструб трубы.
«О»: ладони на щеках (пальцами вверх), гладим по щекам сверху вниз.
«А»: руки на верхней губе, поднимаются вверх.
«И»: руки на верхней губе, расходятся в стороны.
«Путешествие по резонаторам»
15
Цель. Нахождение резонаторов.
Произносим с придыханием «хи-хи-хи»
- уронив подбородок на грудь (грудной резонатор)
- в нормальном положении (головной резонатор)
- запрокинув голову назад (ротовой резонатор)
«Орган». Каждый ребенок (органная труба) тянет максимально долго одну
ноту закрытым ртом на зук «ммм» - звучит «орган»;
- учитель поочередно касается каждого, закрывая и открывая клапан, и
позволяя взять дыхание.
«Лифт». Стоять с закрытыми глазами, свободно, ощущая, как скелет
поддерживает тело. Тело дом, звуковой канал шахта лифта, голос лифт.
На звуке «хе-е-ей» медленно едем из подвала бласть диафрагмы) на чердак
(верхняя часть черепа), навещая все регистры. Дыхание перемещается
медленно, не пропуская ни один этаж.
Вибрационно-вокальные упражнения В. Емельянова.
"Песенка слоника"
Представим, что вместо носа у нас длинный хобот и мы на звук "Н" машем
им вправо и влево. Положите пальчики на нос, и вы услышите , как вас лечит
"гнусавый голосок". Этот звук производит мощную вибрацию в полости носа
и гайморовых пазухах.
16
"Песенка бегемота"
Учимся правильно формировать гласные звуки. Как раскрывает рот бегемот?
Мышцы лица свободные .Звук "А" произносится в грудном , низком
регистре. Пусть дети создают образ грозного бегемота, который стережет
свой дом - свое болото.
"Ночная песенка филина"
Все гласные произносятся очень большим ртом, как можно более низким и
таинственным звуком. У филина интонации пугающие, а у зверей трусливые.
Главное чтобы на звуки "У" голос у филина звучал в низком регистре, а на
"ууух" плавно поднимался снизу вверх, напоминая вой. Очень важно при
этом энергично произносить звук "Х" так как именно на нем включается в
работу диафрагма. Важную роль в этой игре занимают движения. Руки - это
крылья филина. Он взмахивает ими от самого плеча, "пугает" зверей. Если
руки "крылья" вверху ,то и звук должен быть высоким, если внизу- низкий.
17
Упражнения на развитие музыкально-слуховой памяти и внимания.
Цель. Развитие ладового и ритмического слуха.
Игра-приветствие. Освоение определённой интонаци. Пропевание
педагогом имени ребёнка (интервал: терция, кварта и др), ученик: “Я здесь!”
(пропевая тот же интервал).
“Потерянный звук”. Педагог поёт музыкальную фразу последний звук,
которой “потерялся”. Задача ученика завершить незаконченную мелодию
необходимым тоническим звуком, найти “потерянный звук”.
“Слово на ладошке”. Учитель произносит слова, а дети их прохлопывают,
проговаривают ритмослоги, повторяя интонацию учителя. Или ребёнок
произносит своё слово, оно прохлопывается и проговаривается остальными
ребятами.
«Угадай-ка». Учитель играет музыкальную фразу из знакомой песни,
предлагая детям узнать, с какими словами она звучит, спеть, прохлопать с
ритмическими слогами и жестами.
«Ладушки» . Игра поможет легко узнавать на слух особенности чередования
сильных и слабых долей. Ребята разбиваются на пары. Ученики хлопками
отмечают «пульс» музыки. Сильную долю каждый хлопает сам, а слабые
друг с другом, как бы играя в «ладушки»
“Потерянный звук”. Педагог поёт музыкальную фразу последний звук,
которой “потерялся”. Задача ученика – завершить незаконченную мелодию
необходимым тоническим звуком, найти “потерянный звук”.
«Дирижеры». Отобразить в дирижерском жесте ощущение сильной и
слабой долей в речи и в музыке. Декламировать вместе с детьми стихи: на
ударном слоге опускать руки вниз, а на безударном – поднимать вверх.
18
Формы применения игровых приемов на уроке
Можно исполнять упражнения и игры в различных вариантах.
«Эхо». Сначала дети поют распевание относительно громким звуком, а затем
повторяют его же в тихой динамике.
“Музыкальная цепочка”. При повторении песни используется пение по
“цепочке”. Этот приём позволяет нее только вспомнить песню, но и
проверить внимание, память, чистоту интонирования, звукопроизношение
каждого ребёнка.
“Капризное радио”. Дети поют хорошо выученную песню. Когда радио
включено все её поют, когда выключено песня исполняется про себя.
Вначале включение” и “выключение” соответствует фразам песни. Далее
задание усложняется: радио может включиться” и “выключиться” в любой
момент.
«Перекличка». Сначала распевание поет одна группа, затем его же
повторяет вторая. В переходе на исполнение распевания с другого звука
последовательность исполнителей меняется: сначала распевание поет вторая
группа, а затем его же повторяет первая.
«Соревнование». Группа поочередно исполняет попевку. Педагог или сами
дети дают оценку исполнению: кто точнее спел.
«Пение «про себя». Сначала отрывок знакомой песни беззвучно «поет»
педагог, а ребенок угадывает ее по артикуляции. Применяем его и при
работе над разучиванием репертуара (развивается артикуляция, артистизм,
при этом связки регулярно будут «безопасно» тренироваться).
«Включаем и выключаем звук в телевизоре». Ученик поёт разучиваемую
песню, а педагог то «включает» звук, то «выключает», показывая какой-либо
знак рукой.
19
Работа над песней
Работая над песней, можно выбрать небольшой, наиболее сложный отрывок
и прорабатывать его различными способами (по фонопедическому методу
В.В.Емельянова):
Пропеваем, «сидя в автомобиле» (вибрация губами, соблюдая
звуковысотность, характер исполнения);
Пропеваем, «сидя на лошадке» («процокать» мелодию, стараясь губами
формировать слова песни);
«Выдуваем» мелодию (пропевать мелодию, выдувая при этом воздух);
Пропеваем, «сидя на слоне» (пропевать мелодию с хорошо открытым ртом,
но звук направлять не в рот, а в нос).
20
Заключение
Вокальные упражнения требуют многократного повторения, а играя в
такие игры, дети будут всегда увлечены певческим процессом. Они не
занимают много времени и, выполняя роль распевания, делают урок
динамичным, формируют артистические и коммуникативные способности.
В творческой атмосфере, которая доставляет юным певцам истинное
удовольствие, достигается автоматизм в выполнении непростого тренинга.
Этот процесс оказывает положительное воздействие на психику ребенка,
развивая его внимание, память, делая тонким и восприимчивым его слух.
Дети постигают выразительное значение всех элементов музыкального
языка, воспитывается ощущение красоты и гармонии. Игровые формы,
используемые на уроке, повышают заинтересованность детей. Это очень
важно, так как ребёнка нельзя заставить работать, если он не хочет;
единственный способ активизировать учебный процесс – заинтересовать.
Игровые методы обучения относятся к инновационным процессам
педагогики, являются её здоровьесберегающим элементом, становятся
средством активизации, улучшения качества процесса обучения, являются
методами контроля знаний. Здоровьесберегающий эффект игрового
обучения достигается благодаря заметному влиянию на эмоциональную
сторону жизни ребёнка. Игра для ребёнка – радость, а в хорошем настроении
лучше решаются любые задачи.
21
Список используемой литературы
1. Емельянов Е. В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5 изд.;
издательство «Планета музыки», 2007.
2. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению\ О. Кацер -
«Музыкальная палитра» , 2005г .- 68 с.
3. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности\ Струве Г.А - М. 2001
г.- 64с.
4. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка,
речь, движение. \Тютюнникова Т.Э - М. 2005 г.-34с.
5. Поплянова. Е.А. А мы на уроке –играем.\ Поплянова. Е- «Новая
школа», 1994г. - 50
6.Т.Э. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа.-
М. Астрель 2000г.
7. Агафонова И., Давыдова М. Лучшие игры со словами. ООО «ИКТЦ», М.,
Лада, 2007.
.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению, Москва,
изд. «Прометей» МПГУ им. В.И.Ленина, 1992год
10.Малахов. Современные дыхательные методики._ Донецк.2003
11 О.П.Камозина. Неправильное сольфеджио. Ростов на Дону. Феникс.2010\
12. Т.Огородникова-Духанина. Музыкальные игры на уроках сольфеджио.
«Композитор.С-Петербург» 2008
14. Железнова С., Железнов Е. «Весѐлая логоритмика» (из серии «Музыкальн
обучалочки», аудиопособие). М., издательство детских образовательных
программ «Вест
ТДА», 2007
15.http://forum.in-ku.com
16..http://forum.numi.r
17. http://www.uchportal.ru/