Интегрированный урок "Алгоритм в музыке" 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Алгоритм в музыке
(интегрированный урок, 7 класс)
Кирнос Наталья Вячеславовна,
учитель музыки,
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №11 »,
Старый Оскол – 2011
2
Тема урока
«Алгоритм в музыке»
Цель урока:
- развивать музыкально-творческие способности и фантазию учащихся в
процессе сочинения и постановки собственной сказки,
- расширять кругозор уч-ся, используя интеграцию: использовать знания
учащихся, полученных на уроке информатики при изучении темы
«Алгоритм» для ознакомления с драматургическими принципами строения
программных музыкальных произведений;
- воспитывать художественный вкус
Оборудование:
Проигрыватель
Фортепьяно
Компьютер, мультимедийный проектор
Презентация PowerPoint с блок-схемами алгоритмов и звуковыми файлами
Музыкальный материал.
В.Моцарт Симфония №40 I часть сонатное аллегро
М.Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»
или Багатель ля минор «К Элизе» Л.Бетховена
Музыкальный материал по выбору учителя для сказки.
Ход урока
Организационный момент.
Звучание фрагмента Симфонии №40 В.Моцарта I части
Вступительное слово учителя.
На одном из предыдущих уроков, говоря о музыкальной драматургии, о
развитии музыки, мы познакомились с вами с золотым сечением или золотой
пропорцией. Сейчас мы с вами вспомним, что же такое золотая пропорция?
Ученики отвечают. (Деление отрезка на такие две части, таким образом,
когда отношение меньшего отрезка к большему равно той же пропорции, как
отношение большего к целому)
- Что такое число «фи»? (1,6…)
- В честь кого получило название это число? (Фибий – древнегреческий
зодчий)
- Что из себя представляет ряд Фибоначчи? ( 1,2,3,5,8, каждое следующее
число – сумма с предыдущим 13, 21…) при делении числа на предыдущее
получается число «фи».
3
- Что отмечает точка золотого сечения в музыке? (чаще всего кульминацию,
какую-то смену образов, переход)
- Какое значение имеет золотое сечение для музыки? (очень важное в
драматургическом плане).
Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним важным принципом ,
используемым при построения музыкальной драматургии. На уроках
информатики вы изучали тему «Алгоритм». Вот эта тема, оказывается, очень
тесно связана с музыкальной драматургией.
- Что такое алгоритм? (последовательность действий, приводящая к
определённому результату)
- Вы знакомы с блок-схемами – одним из наиболее наглядных
способов записи алгоритмов; при этом используются следующие условные
обозначения:
- начало или конец
- ввод или вывод
- выполнение действий
4
- принятие решения о направлении
выполнения алгоритма в зависимости
от некоторого условия (вопрос)
последовательность действий указывается с помощью стрелок,
соединяющих фигуры, обозначающие шаги алгоритма
Ребята, давайте, вспомним, какая музыкальная форма начинается с
показа тем (говоря языком информатики ввод данных), затем работа над
этими темами (выполнение действий), и в репризе вновь звучат темы (вывод
данных)?
Это форма – сонатное аллегро. Алгоритм написания формы сонатного
аллегро окончательно сложился в творчестве венских классиков и до наших
дней активно используется композиторами, позволяя сочинять всё новые и
новые произведения, абсолютно не похожие друг на друга, но всё же
выдерживающие именно этот сложившийся алгоритм.
(звучание фрагмента Симфонии №40 В.Моцарта)
На уроках в начальной школе мы с вами работали с картами
фольклориста В.Я.Проппа.
Сегодня мы с вами будем сочинять музыкальную сказку в несколько
этапов
1. Придумаем действующих лиц сказки
ввод данных
2. Определим план развития событий. Для этого нужно выбрать
несколько карт (от 8 до 20) и выложить последовательность событий
(действий)
3. Назначим «режиссёра», «актёров», и «рассказчика»
5
4. Озвучим сказку (подбор музыкальных иллюстраций).
Основные элементы в строении сказки:
1. Предписание или запрет.
2. Нарушение.
3. Вредительство или недостаток.
4. Отъезд героя.
5. Задача.
6. Встреча с дарителем.
7. Волшебные дары.
8. Появление героя.
9. Сверхъестественные силы противника.
10. Борьба.
11. Победа.
12. Возвращение.
13. Прибытие домой.
14. Ложный герой.
15. Трудные испытания.
16. Беда ликвидируется.
17. Узнавание героя.
18. Ложный герой изобличён.
19. Наказание противника.
20. Свадьба.
Придумываем действующих лиц, перед тем как определить план развития
событий сказки.
Вспоминаем, что алгоритм бывает нескольких видов.
- Какие вы знаете алгоритмы? (линейный, с ветвлениями, с
повторениями).
- Мы с вами можем выбрать любой из них и тогда последовательность
событий в нашей сказке будет различной.
-Какой алгоритм называется линейным? Изобразите его с помощью блок-
схемы.
начало
6
Правильно, алгоритм, в котором команды выполняются последовательно
друг за другом, называется линейным. Мы можем построить свою сказку по
этому алгоритму, а можем вспомнить про алгоритм с ветвлениями.
да нет
конец
начало
7
И наконец, блок-схема алгоритма с повторениями. Он может
быть использован, если у нас в сказке будут «трудные испытания» и герой
обязательно должен будет их преодолеть, и лишь потом двигаться дальше.
Музыкальный пример – форма рондо. Эпизоды вновь и вновь возвращают
нас к основному рефрену. (звучит Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и
Людмила» М.Глинки или багатель ля минор «К Элизе» Л.Бетховена)
Придумываем героев, выбираем последовательность действий, и самое
главное музыкальные характеристики на героев и действия. Музыкальный
материал на компьютере предварительно подобран (имеет несколько
конец
Пройти его
начало
Есть ли
ещё
испытание?
конец
8
вариантов, например «борьба» 3 разнохарактерные мелодии) Учащиеся
выбирают музыкальные иллюстрации самостоятельно, обосновывая свой
выбор.
В завершение урока сказка проигрывается: рассказчик ведёт повествование,
актёры играют, музыкальный оператор сопровождает иллюстрациями
действие.
Домашнее задание: придумать продолжение сказки.
9
Библиографический список:
1. Мазель А.А. Вопросы анализа музыки / А.А.Мазель. - М.: Советский
композитор, 1991. - 376 с.
2. Музыкальный энциклопедический словарь/ под ред. Д.В.Келдыша.-
М.,1991.
3. Надолинская Т.В., Музыка (1-4). Методические рекомендации к
учебному комплекту. Книга для учителя/ Т.В.Надолинская.- Таганрог:
Айкэн,2001.- 120с.
4. http://smallbay.ru.
5. http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm
6. http://www.abc-people.com/data/leonardov/zolot_sech-txt.htm