Конспект урока "Путешествие в музыкальный театр. Опера" 5 класс скачать


Конспект урока "Путешествие в музыкальный театр. Опера" 5 класс

Муниципальное образовательное учреждение
«Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5»
Сергиево – Посадского района Московской области
Конспект урока музыки
В 5 классе
«Путешествие в музыкальный театр. Опера»
подготовила
учитель высшей категории
Орлова Марина Владимировна
г. Хотьково 2013
Цель урока: показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально
сценического искусства и в частности в опере, а также в процессе эмоционального
восприятия фрагментов из оперы «Садко» Н.А.Римского Корсакова показать великую
силу искусства и дать почувствовать взаимообогащающее действие музыки и литературы.
Задачи урока:
Образовательные: повторение признаков оперного жанра; продолжение знакомства с
оперой Н.А.Римского – Корсакова «Садко», как крупным музыкально сценическим
жанром, который не может существовать без литературного источника; укрепление
понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства; совершенствование
вокально-хоровых навыков.
Воспитательные: приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной
классики; создание эмоционально – положительно, творческой атмосферы на уроке,
способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся; воспитание
патриотического отношения к своей родине.
Развивающие: формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и
художественных особенностей оперного искусства, умения слушать и анализировать
фрагменты оперных спектаклей; развивать вокально-хоровые навыки; расширить
кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Методы:
- повторение пройденного методом устного опроса;
- рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности
(рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
- проблемно-поисковый;
- метод контраста и сопоставлений;
- объяснительно-иллюстративный метод;
- метод забегания вперед и возвращения к пройденному;
- анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы.
Технологии:
1. Технология развития процессов восприятия;
2. Технология развития ассоциативно-образного мышления школьников;
3. Технология арттерапевтического воздействия музыки на учащихся;
4. Информационно-коммуникативные технологии;
5. Технологии проблемного обучения.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- звукоусиливающая аппаратура (колонки);
- музыкальный центр;
- электронное цифровое пианино «Pianova» .
Материалы:
- слайдовая презентация;
- видеофрагмент «Высота ль, высота ль поднебесная…» из оперы Н.А.Римского-
Корсакова «Садко» (02.28);
- музыкальные фрагменты из оперы «Садко» Н.А.Римского - Корсакова:
«Океан-море синее» - вступление к опере (01.20);
«Песня Варяжского гостя» (03.12);
«Песня Веденецкого гостя» (02.35);
«Песня Индийского гостя» (03.50);
«Колыбельная Волховы» (02.15);
«Заиграйте, мои гусельки…» (исполнение).
- нотный материал.
Планируемые результаты:
1. Предметные: научатся определять характерные черты музыкально-сценического
жанра; понимать значение оперных терминов на примере фрагментов из оперы
«Садко» Н.Римского-Корсакова.
2. Метапредметные:
- регулятивные: прогнозирование результатов художественно-
музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой; составление
исполнительского плана песни;
- познавательные:
применение полученных знаний об опере и либретто в процессе самообразования,
внеурочной проектной творческой деятельности; сравнение былины и либретто
оперы;
- коммуникативные: инициирование взаимодействия в паре, группе,
коллективе.
3. Личностные: осмысление взаимодействия искусств как средства расширения
представлений о содержании музыкальных образов, их влияние на духовно-
нравственное становление личности.
Ход урока
Эпиграф: Если горе у нас – ты утешь,
Если радость – ее раздели,
Если трудно идти – ты веди,
Если грустно – развесели.
( А.Фатьянов)
1 Организационный момент
Вход: «Океан – море синее» Н.А.Римского – Корсакова.
Слайд 2
Приветствие.
2.Работа по теме урока
- Что музыка изобразила? (Море)
- Вам знакома эта музыка? (Вступление к опере «Садко» Н.А. Римского Корсакова).
- На прошлом уроке я просила вас нарисовать рисунки и сочинить стихи к этому
музыкальному фрагменту.
- Какое море вы изобразили? (Спокойное, грозное, бушующее…).
- Отражают стихи этот рисунок?
- Какие краски изображают море? (Бирюзовые, синие, свинцовые…) .
- Но ведь в этом произведении была не только грозная музыка, но и спокойная. Почему
же вы изобразили в основном суровое бушующее море?
- Почему море всегда грозное, даже если оно спокойное? (Морская стихия очень
обманчива и коварна, поэтому даже в ее спокойствии заключена могучая грозная сила).
- Почему мы начали наш урок с этой музыки? (Потому что мы сегодня вновь
отправляемся в музыкальное путешествие в мир музыкального театра).
Слайд 3
- С каким музыкальным произведением мы сейчас продолжим знакомство? (Опера
«Садко»).
- Благодаря чему и кому опера «Садко» увидела свет? ( Былина, композитор Н.А.Римский
Корсаков, либретто В.Бельского).
Слайд 4
- Давайте вспомним, что же произошло с Садко в первых трех картинах оперы. (Дети
кратко пересказывают сюжет оперы).
Слайд 5
- Морская царевна Волхова в награду за то, что Садко потешил ее своими песнями,
наградила его тремя рыбками - «золотое перо».
И Садко из бедного гусляра превратился в знатного богатого купца. Теперь он может
закупить товары и осуществить свою заветную мечту поехать торговать в заморские
страны.
Итак, свет в зале меркнет, медленно открывается занавес, звучит симфонический
оркестр и вот начинается четвертая картина оперы.
- Что по этому поводу говорится в либретто оперы?
Слайд 6
Картина 4
Ученик цитирует наизусть: «Шумит многоликая, празднично оживленная толпа, с
удивлением взирая на товары, привезенные купцами заморскими. Куда же Садко купец
Новгородский направит свои быстрые корабли? И вот гости заморские, с севера, востока и
юга, наперебой приглашают Садко в свои страны, расхваливая товары и рассказывая
диковинные вещи, каждый, о своей родине.
Садко (иноземным торговым гостям):
- Гой вы, гости иноземные, гой вы, люди заезжие! Вы пропойте-ка нам песни звонкие,
про края расскажите далекие, чтоб ведать нам, знать, куда путь держать и где больше
чудес повстречается.
3. Слушание и обсуждение.
- Вслушайтесь в музыку и скажите, откуда приехал первый гость - с севера, востока
или юга?
Вступление к Песне Варяжского гостя (играю на фортепиано).
- Откуда гость? (С севера).
- Какая природа этой страны изображена? (Море холодное, мрачное, темное,
поднимаются огромные волны – интонации грозного морского прибоя).
- Ребята, кто исполняет оперную инструментальную музыку? (Симфонический оркестр).
- Давайте представим, что вы композиторы. Каким инструментам вы бы поручили
исполнение этой музыки, чтобы передать суровость северной, угрюмой ледовой стихии?
(Подбор на электронном фортепиано тембров инструментов (медные духовые).
- А как вы думаете, можно по музыке понять как выглядит этот гость, какое у него
выражение лица, как он одет, какая у него походка, характер?
- Давайте теперь послушаем его песню (арию), что он нам расскажет о себе, о своей
стране, как он называет себя и людей, живущих там?
Песня Варяжского гостя (слушание) (03.12)
Слайд 7
- Опишите портрет и характер этого человека. (Он суровый и строгий, одет в железные
латы, он – воин).
- Как он называет себя и свой народ? (Варяги).
- Что главное в жизни варягов? ( Варяги – воины и защитники своего народа).
Слайд 8
Слайд 9
- Какими средствами музыкальной выразительности или, можно сказать, музыкальными
красками создал Римский – Корсаков образ северного могучего воина?
Мелодия маршевая (мужество)
Ритм четкий,
Динамика громкая,
Темп размеренный,
Лад минорный,
Тембр голоса – бас.
И именно эти средства музыкальной выразительности помогли создать композитору
истинного варяга – воина и защитника.
4. Слушание и обсуждение.
- И вот настал черед второго гостя. Куда же он приглашает Садко?
Слайд 10
Вступление к Песне Веденецкого гостя (играю на фортепиано).
- Эта страна омывается волнами моря? (Да, в музыке слышны интонации мерно
покачивающихся волн).
- Какое здесь море? ( Тёплое и очень манящее своей красотой).
- Какая страна, восточная или южная? (Южная).
- Этот гость тоже горячо приглашает Садко в свой родной город. Как он называет его?
Что главное для него в любимом городе?
Вторая часть Песни Веденецкого гостя (слушание) (02.35)
- Опишите внешний облик этого гостя. (Он улыбается, он добрый. Музыка звучит мягко и
очень свободно).
- Откуда он прибыл в Новгород Великий? (Он итальянец и всячески восхваляет свой
родной город Венецию).
Слайд 11
- О чем он с таким вдохновением рассказывает? Чем славится его страна? (Прекрасной
музыкой и песнями).
Слайд 12
5. Слушание и обсуждение
Слайд 13
- Теперь выходит третий гость.
Вступление к Песне Восточного гостя (играю на фортепиано).
- Что вы можете сказать об этом человеке? Есть ли на его родине море? (Да, это
восточная музыка и море здесь волнующее и знойное).
- Давайте послушаем Песню Восточного гостя. Он сам назовет свою страну.
А вы мне скажите, что же такое есть в этой стране, ради чего стоит там побывать?
Песня Индийского гостя (слушание) (03.50)
Слайд 14 - 15
- Из какой страны гость? (Он из Индии).
- Какое чувство вызвала музыка? (Покой и умиротворение).
- Не случайно музыка усыпляющая, потому что о ком пел Индийский гость? (О птице
Феникс - птице счастья).
- Так в чем же для Индийского гостя состоит счастье? ( В покое, тишине, сне, когда
забываешь все невзгоды, все несчастья).
- Как Римский-Корсаков рисует музыкой это счастье, этот покой? (Мелодия плавная,
ритм мягкий, динамика тихая, темп медленный, лад мажорный, тембр голоса - тенор).
6. Просмотр детских рисунков и живописных работ художников.
- Римский-Корсаков очень ярко и в то же время тонко музыкальными красками,
используя во всех трех песнях образ моря, нарисовал гостей, их характеры, внешний
облик, их родные страны. Но все это мы с вами представляли мысленно. А где эти образы
мы можем увидеть визуально? (В живописи).
- Давайте начнем с ваших рисунков (Образы угрюмого варяжского моря, полуденных вод
у берегов сказочной Индии, синих вод Адриатики, омывающих «Веденец славный»).
( Обсуждение рисунков детей)
- А теперь обратимся к картинам профессиональных художников.
Слайд 16
- Природа какой страны близка живописи Айвазовского? равнение картин с песнями
иноземных гостей).
- Итак, мы можем увидеть музыкальные образы в живописи. Не случайно, музыка и
изобразительное искусство очень тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
Слайд 17
- И вот все гости - Варяжский, Веденецкий и Индийский, поведали о богатствах своих
стран.
- Любят они каждый свою родину? Счастливы они там?
- В чем счастье Варяжского гостя? (В победе в бою).
- В чем счастье Веденецкого гостя? (В красоте и музыке).
- В чем счастье Индийского гостя? (В покое, сне, тишине).
- У каждого счастье свое, как и у нас с вами.
- Интересно, а в чем заключается счастье Садко? Это мы узнаем в конце урока.
7. Просмотр и обсуждение видеофрагмента из оперы.
- Садко благодарит гостей, обещает везде побывать, поднимается на корабль, берет свою
дружину и запевает песню удалую, мореходную, народом сложенную.
- Давайте послушаем и посмотрим, какая атмосфера царит на корабле и на пристани.
«Высота ль высота поднебесная…» (видео фрагмент сцены из оперы). (02.28)
- Какая атмосфера? (Празднично – приподнятая).
- Почему все веселы? (Потому что Садко пролагает пути в заморские страны, а это
принесет еще большее процветание и славу Новгороду Великому).
- Кому радостно? (Народу).
- Кто исполняет? (Смешанный хор).
8. Физкультминутка.
- А теперь, ребята, давайте и мы немного повеселимся, а заодно и разомнёмся.
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз-два-три-четыре-пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать –
Раз-два-три-четыре-пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться,
Да прилежно – не лениться.
Картина 5
Слайд 18
Ученик читает наизусть: «12 лет Садко торговал и плавал по океан-морю синему, и вот
однажды корабль его встал посередине моря и больше не смог сдвинуться с места. Что же
произошло?
Оказывается, Садко не заплатил дань Морскому царю, и по жребию он должен
опуститься на дно. На раковине, запряженной касатками опускается Садко в терем
Морского царя. Грозно встречает его царь. Но Волхова просит отца не гневаться, а велеть
лучше Садко песню спеть».
Слайд 19
9. Работа над песней. Исполнение.
- Как вы думаете, какую песню сыграл и спел гусляр-музыкант? ( «Заиграйте, мои
гусельки…»)
- Давайте и мы с вами потешим царя.
- Как нужно исполнить песню, чтобы ноги сами в пляс пошли? Что самое главное? (Если
сам грустный, а хочешь развеселить кого-то, то ничего не получится. Нужно самому
проникнуться задором этой русской народной песни).
«Заиграйте, мои гусельки…» (исполнение)
- Как вы думаете, развеселился Морской царь после нашей песни?
- Почему?
- Могли еще лучше спеть?
Ученик читает наизусть: «Понравились Морскому царю пение и игра молодого гусляра, и
решил он женить его на своей дочери. Собрались на пир все чудища морские, стали песни
петь, да плясать. Началась на море буря небывалая, стали тонуть корабли, залило берега и
села. Народ повсеместно молится Миколе Можайскому. Это он, святой, толкнул Садко в
плечо, тихо и строго объяснив гусляру, что пора кончать пляс. Садко возразил, что не
может ослушаться приказа царя. «А ты струночки то повырывай»,- научил его седой
старик. И еще он дал такой совет. Если Морской царь прикажет ему жениться, обещая
несметные сокровища и власть, не спорить с ним, но не целовать царевну морскую
Волхову, иначе навсегда суждено ему будет остаться на дне моря.
И вот одним движением Садко рвет струны и ломает любимые гусли. Буря мгновенно
стихает. Благодарный за музыку Морской царь предлагает молодому гусляру руку и
сердце его любимой дочери. После свадебного пира они остаются одни».
- И не поцеловал Садко Волхову, потому что знал он, что если поцелует, то что
произойдет? (Навсегда он останется на дне морском, владея несметными сокровищами и
властью, но никогда не увидит он красно солнышко, любимую жену Любаву и, главное,
свою родную Новгородскую землю, которой он хотел принести богатство и процветание,
отправляясь в заморские страны).
Картина 7.
10. Исполнение песни (солистка и хор) или слушание фонограммы. Обсуждение.
- На крутом берегу Ильмень - озера, на зеленом берегу спит Садко и, вдруг, сквозь сон
слышит песню.
- Кто может петь эту песню? (Наигрываю мелодию из песни).
- Это реальная героиня или фантастическая? (Это сказочная героиня – прекрасная
морская царевна Волхова).
- Как вы думаете, о чем поёт царевна? (Мелодия песни очень похожа на колыбельную,
она нежная и звучит с любовью).
Слайд 20
- Сейчас мы послушаем колыбельную Волховы. Скажите, какой была царевна и как она
относилась к Садко?
Колыбельная Волховы (слушание) (02.15)
- Она любит Садко? За что? За красоту или за песни?
- Полюбила Волхова Садко, обещала она ему несметные сокровища, но не захотел он
остаться с ней в подводном царстве. Почему?
11. Заключение. Вывод.
Слайд 21
- Вы помните, гости заморские любили свою родину? Они были счастливы там?
- И Садко - гусляр любит свою родину. За что любит? ( Он родился здесь, здесь его
близкие, родные, друзья)
- А еще, как вы думаете, что он хочет сделать для людей, для своего народа, ведь он
музыкант.
Слайд 22
(Обращаемся к эпиграфу урока.)
Если горе у нас ты утешь,
Если радость – её раздели,
Если трудно идти – ты веди
Если грустно – развесели…
(А.Фатьянов)
- О чем здесь идет речь? ( О великой преобразующей силе музыки и вообще всего
искусства. Садко был музыкантом и хотел своей музыкой нести людям добро, свет,
радость и счастье).
Слайд 23
Учитель: С первыми лучами зари Морская царевна рассеивается по зеленому лугу алым
утренним туманом и оборачивается быстрой речкой.
Садко просыпается, туман расступается и в лучах восходящего солнца предстает
сверкающая гладь широкой Волхов - реки, соединенной с Ильмень - озером.
По реке плывет флотилия Садко и его дружины. Народ дивится возвращению Садко и
чудесному появлению новой красавицы – реки. Ликует Новгород, которому Садко своим
искусством, смелостью и энергией принес счастье и процветание.
Слайд 24
- Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный?
Вот послушайте строки из былины:
«Поздоровался Садко тут со своей женой,
И повыгрузил он с кораблей,
И повыкатил он всю несчетную золоту казну,
И как сделал он церковь соборную Миколе Можайскому.
( Так называли святого Николая Чудотворца, покровителя всех мореплавателей.)
- В новгородской летописи под 1167 годом упоминается имя некого Садко Сытинца,
который заложил церковь. Былинный Садко совпадает с реальным историческим лицом.
- Ребята, о ком обычно народ складывал былины? ( О богатырях)
- Почему же о Садко тоже сложили былину, ведь он не защищал Родину, не сражался с
врагами, как богатыри? ( Садко своей музыкой помогал людям. В этом и состоит великая
сила искусства).
12. Рефлексия
- А теперь, ребята, посмотрите на экран и ответьте на вопросы, чтобы проверить себя, как
вы усвоили тему «Путешествие в музыкальный театр. Опера».
Слайды 25 - 31
12. Домашнее задание
Слайд 32
- Разделиться на две группы.
- Каждая группа выбирает любую сказку.
- Написать по сказке либретто.
- В каждой из двух групп выбираются:
писатели (составляют текст либретто);
поэты (сочиняют стихотворный текст арий героев);
музыканты (подбирают музыкальное оформление, сочиняют мелодии
арий (с помощью учителя), исполняют арии);
танцоры (сочиняют пластические этюды);
художники проектируют декорации и костюмы актёров;
режиссёр (осуществляет постановку спектакля).
Слайд 33
13. Слова благодарности за работу на уроке. Прощание.
Список литературы:
1. Г.П.Сергеева, Е.Д.Крицкая. Уроки музыки 5-6 классы. Пособие для учителя. - Москва:
Просвещение, 2007.
2. Г.П.Сергеева, Е.Д.Крицкая. Музыка. Учебник для учащихся 5 класса
общеобразовательных учреждений, 4е издание. - Москва: Просвещение, 2007.
3. Л.А.Рапацкая, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Русская музыка в школе. Москва: Владос,
2003.