Рабочая программа по музыке 7 класс 2015-2016 уч. год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей №173
СОГЛАСОВАНО
Заседание МО учителей
эстетического цикла
Протокол №____
от «____» ______2015г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ-лицей
№173
__________С.В. Куницкая
Приказ №_________
от «_______» ______2015г.
Рабочая программа
ИСКУССТВО. МУЗЫКА
(базовый уровень)
7 класс
Разработчик программы:
Штуркина Наталья Сергеевна
Учитель музыки первой категории
Екатеринбург, 2015
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» / Е.Д.
Критская, Г.П. Сергеева, (Примерные программы по учебным предметам: Изобразительное
искусство 5 7 кл., Музыка 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл. Москва: “Просвещение”, 2011 год). При
работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта:
нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен
и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по
музыке).
В соответствии учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из
расчета 1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью,
природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с
другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Содержательный стержень
программы «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в
произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной
музыки.
Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных
жанров опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и
стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных
произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и
исполнения, присущие разным эпохам.
Цель программы развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной
культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти,
способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом
многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и
современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее
взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой
деятельности: слушании музыки, пении том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном
музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых
произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке,
музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к
самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию;
слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают
возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой
художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание
данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном
материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и
изобразительного рядов. В программе 7 класса рассматривается многообразие музыкальных образов,
запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки.
Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное
в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы
взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной,
религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная
культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные
направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание
значимости своей культуры в художественной картине мира.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс
предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые,
фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Контроль уровня обученности.
№ урока
Тема урока
Вид контроля
16.
Рок-опера «Иисус Христос-
суперзвезда». Вечные темы.
Главные образы.
Текущий - письменный
34.
Популярные хиты из
мюзиклов и рок- опер.
Итоговый - письменный
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений
инструментальных и вокальных жанров;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на
внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно
прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в
свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание
музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных
впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях;
определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни
страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом
оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной
выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание
произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному
явлению в вербальной и невербальной формах, вступать прямой или в косвенной форме) в диалог
с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям
искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными
примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к
конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и
учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы:
7 класс
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
понимать роль музыки в жизни человека;
совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор
исполнитель — слушатель);
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в
ситуации выбора;
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных
жанров и стилей;
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии,
средствах музыкальной выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей,
узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических
произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы
пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного
музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-
эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты
для младших школьников и др.);
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и
балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной
культуре и за рубежом;
совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга,
при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Учебно-тематический план предмета «Музыка» (7 класс)
п/п
Разделы и темы
Кол-
во
часов
В том числе:
Контрольные
работы.
Особенности драматургии сценической музыки.
17
1
Классика и современность
1
2
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в
русской музыке. Судьба человеческая судьба народная. Родина моя!
Русская земля.
2
3
4
Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.
Портрет половцев. Плач Ярославны.
2
5
6
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон
Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.
2
7
8
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
1
9
В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая
американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .
2
10
11
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.
Образы Хозе и Эскамильо.
2
12
13
Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен.
Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.
1
14
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к
радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы
«Вечерни» и «Утрени».
1
15
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные
образы.
2
16
17
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Гоголь-
сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты».
«Музыканты – извечные маги».
2
1
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.
18
18
Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления
музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
2
19
20
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция
2
21
22
Циклические формы инструментальной музыки.
Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.
2
23
24
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2 С.
Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта.
2
25
26
Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр) Й.Гайдна.
Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая»)
С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная»)
Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5
П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.
4
27
28
29
30
Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
1
31
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.
Хачатуряна.
1
32
Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина
1
33
Музыка народов мира.
1
34
Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер.
1
1
35
«Пусть музыка звучит!»
1
35
2
Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс.
тема I полугодия:
Особенности драматургии сценической музыки. - 17 часов.
Музыка как искусство процессуальное интонационно-временное, для того чтобы быть
воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так называемой чистой музыке (камерной,
симфонической (они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в
сценических произведениях (опере, балете и др.) намечаются последовательным развёртыванием
сюжета, слов (поэтических идей).
Первое полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки.
Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь»
А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в балете
Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной
трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос
суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.
Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени.
Учащиеся должны понять ,что эта музыка, к которой надо идти, в отличие от так называемой
массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.
Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс (35 ч)
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки »17 часов.
Урок 1. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая
музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки
прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения
искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать,
что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному
опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный,
индивидуальный).
Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке.
Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его
драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных
интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере.
Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки,
идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет
половцев. Плач Ярославны». (2ч)
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов
драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев
(сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской
истории.
Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон
Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть
особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы
музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды,
хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на
вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в
жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер
балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Урок 8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического,
эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний
учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах
живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора
музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
Урок 9- 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская
национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов
(Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей
драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров
джазовой музыки блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ
музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две
народные драмы).
Урок 11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы
Хозе и Эскамильо ».(2 ч)
Опера «Кармен» музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных
состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен.
Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч)
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического
способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о
современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и
балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация
балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».
Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки,
познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на
примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того,
насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их
достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
Урок 15 - 16. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос суперзвезда». Вечные темы. Главные
образы. (2ч)
Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в
жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы
драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность). Средства
драматургического развития музыкальных образов.
Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из
музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные
маги…». (1ч)
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-
музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности
образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы;
понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его
сюжетных линий.
Тема II полугодия:
Мир образов камерной и симфонической музыки - 18 часов
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических,
театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных
образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и
составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их
сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном
взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной
культуры: духовная и светская музыка. (2ч)
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия
музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как
повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии
произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Урок 20-21. «Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция». (2ч)
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма);
знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции
сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки
эпохи романтизма.
Урок 22 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в
старинном стиле А. Шнитке». (2ч)
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля
композиторов; «полистилистика».
Урок 24. «Соната. Л.В.Бетховен» Соната 8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев
«Соната №2».(1ч)
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы:
экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена,
В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 24 - 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна.
Симфония №40 В.-А.Моцарта».(2ч)
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как
романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с
другими видами искусства.
Урок 26 - 29. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40
В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8
(«Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония 5
П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».- (5ч)
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального
произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность
художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять
способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном
сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-
сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о
полку Игореве»).
Урок 30. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать
музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического
развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с
другими сочинениями на тему праздника.
Урок 31. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный
строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание,
эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано»
А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Урок 32. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического
развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Урок 33 - 35. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка
звучит!». (3ч).
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и
исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о
выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с
известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов
учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний
путём самообразования.
Список научно-методического обеспечения.
1. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5 7 классы.
Музыка, 5 7 классы. Искусство. 8 – 9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой,
Е.Д.Критской:
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2009г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс», М., Просвещение,
2005г
Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2008г.
MULTIMEDIA поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.:
ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при
издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров
(НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.
А.И.Герцена.
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD
ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
Список научно-методической литературы.
1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно правовых документов и
методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников»,
М.,Академия, 2001г.
7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях»,
М., Академия, 2002г.
14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М.,
Просвещение, 1983г.
15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
20. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
23. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
24. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
25. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
26. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
27. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская,
Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
28. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
29. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 2009г.
30. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
31. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
32. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
33. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
34. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
35. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 6 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
36. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
37. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
38. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
39. Песенные сборники.
40. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 -
176с.
41. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое
пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.-
224с.
№ урока
Да
та
пл
ан
Да
та
фа
кт
Тема урока
Тип урока
Элемент содержания
Умения и виды деятельности
Контрольно-
оценочная
деятельность
ИКТ
средств
а
обучени
я
специальные
общеучебные
вид
форма
Первое полугодие: Особенности драматургии сценической музыки.- 17 ч.
1
Классика и
современность.
Урок изучения и
первичного закре-
пления новых знаний.
Урок-беседа.
Значение слова «классика».
Понятие «классическая музыка»,
классика жанра, стиль.
Разновидности стилей. Интерпретация и
обработка классической музыки прошлого.
Классика это тот опыт, который донесли
до нас великие мыслители-художники
прошлого. Произведения искусства всегда
передают отношение автора к жизни.
музыка И. Баха, А. Вивальди, С.
Рахманинова
О.Митяев «Как здорово»
Знать/ понимать, что такое классическая
музыка, Понимать, что по музыкальным
пристрастиям, по тому, что нравится или
отвергается, можно судить о человеке,
его вкусе, уровне культуры. Понимать,
что встреча с выдающимися
музыкальными произведениями является
прикосновением к духовному опыту
поколений. религиозная.
Уметь приводить примеры петь под
фонограмму с различным
аккомпанементом.
- Наблюдать
жизненные явления.
- Сопоставлять их с
особенностями
художественного
воплощения в
произведениях
искусства.
- Устанавливать
ассоциативные
связи между
произведениями
разных видов
искусств.
- Осмысление
учебного материала,
выделение главного,
анализ и синтез.
- Умение задавать
вопросы.
- Умение отвечать
на вопросы.
- овладению ими
методами
наблюдения,
сравнения,
сопоставления,
художественного
анализа;
-
формулированию
собственной точки
зрения по
отношению к
изучаемым
Входной
текущий
Устный
опрос
Презен
тация к
уроку
Видео
«Битлз»
2
В музыкальном
театре. Опера.
Опера «Иван
Сусанин». Новая
эпоха в русской
музыке.
Урок изучения и
первичного
закрепления новых
знаний.
Комбинированный
урок.
Музыкальная драматургия.
Конфликт. Этапы сценического
действия. Опера и её составляющее.
Виды опер. Либретто. Роль оркестра в
опере.
Народно- эпическая образность в
творчестве русских композиторов,
народные истоки в русской
профессиональной музыке, обращение
композиторов к народному фольклору.
Углубление знаний об оперном спектакле,
знакомство с формами драматургии в
опере. (ария, песня, каватина, речитатив,
ансамбль, хор
Опера «Иван Сусанин» М. И.
Глинки (фрагменты)
О.Митяев – «Как здорово»
Знать/ понимать, что такое классическая
опера. Понимать, что встреча с
выдающимися музыкальными
произведениями является
прикосновением к духовному опыту
поколений, драматургию музыкальных
произведений. Знать имена
композиторов: М.Глинка, известных
исполнителей: Ф.Шаляпин.
Уметь по характерным признакам
определять принадлежность
музыкальных произведений к
соответствующему жанру и стилю —
музыка классическая, религиозная.
Текущий
Устный
опрос
Фр.в/ф
оперы
«Иван
Сусани
н»
Презен
тация к
уроку
3
4
Опера «Князь
Игорь». Русская
эпическая опера.
Ария князя Игоря.
Портрет половцев.
Знакомство с русской эпической
оперой А. Бородина «Князь Игорь».
Драматургия оперы конфликтное
противостояние двух сил (русской и
половецкой). Музыкальные образы
Знать/ понимать, что такое классическая
музыка, эпическая опера. Понимать
принципы драматургического развития
на основе знакомства с музыкальными
характеристиками героев оперы.
Текущий
устный
опрос
5
Плач Ярославны.
Урок комплексного
применения ЗУН.
Традиционный.
оперных героев. Обобщение представлений
о жанре эпической оперы на примере
оперы «Князь Игорь». Освоение принципов
драматургического развития на основе
знакомства с музыкальными
характеристиками ее героев (сольных -
князь Игорь, Ярославна, и хоровых сцена
затмения, половецкие пляски).
Опера «Князь Игорь» А. П.
Бородина (фрагменты)
Уметь размышлять о музыкальных
образах и способах их развития..
произведениям
искусства, к
событиям в
художественной
жизни страны и
мира, подтверждая
ее конкретными
примерами;
- приобретению
умения и навыков
работы с
различными
источниками
информации.
Опыт
творческой
деятельности,
приобретаемый на
музыкальных
занятиях,
способствует:
- овладению
учащимися
умениями и
навыками контроля
и оценки своей
деятельности;
- определению
сферы своих
личностных
предпочтений,
интересов и
потребностей,
склонностей к
конкретным видам
деятельности;
-
совершенствованию
умений
координировать
свою деятельность с
деятельностью
учащихся и учителя,
оценивать свои
возможности в
решении творческих
задач.
- расширению и
6
В музыкальном
театре. Балет. Балет
«Ярославна».
Вступление. Стон
Русской земли.
Первая битва с
половцами. Плач
Ярославны. Молитва.
Балет и его составляющие. Типы
танцев в балетном спектакле.
Роль балетмейстера и дирижёра в
балете. Современный и
классический балетный
спектакль.
Актуализация знаний о жанре балета,
раскрытие особенности драматургического
развития образов на основе контраста,
сопоставления. Формы драматургии балета
(танцы, хореографические ансамбли,
действенные эпизоды). Современное
прочтение произведения древнерусской
литературы «Слово о полку Игореве» в
жанре балета. Сравнение образных сфер
балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина.
Балет «Ярославна» Б. Тищенко
(фрагменты)
Знать/ понимать, что такое балет,
известных исполнителей: М.Плисецкая,
Г.Уланова, М.Лиепа, В. Васильев и др.
Уметь выявлять особенности
интерпретации одной и той же
художественной идеи, сюжета в
творчестве различных композиторов.
(опера А.Бородина « Князь Игорь», балет
Б.Тищенко « Ярославна»; Знать имена
русских и композиторов: М.Глинка,
А.Бородин, Р.Щедрин, Б.Тищенко,
Текущий
Устный
опрос
Презен
тация к
уроку
7
Текущий
Групп-
повая
Презен
тация к
уроку
8
Героическая тема в
русской музыке.
Галерея героических
образов.
Урок комплексного
применения ЗУН.
Традиционный.
Бессмертные произведения
русской музыки, в которых
отражена героическая тема
защиты Родины и народного
патриотизма.
Обобщение особенностей драматургии
разных жанров музыки героико-
патриотического, эпического характера.
Отражение исторического прошлого в
художественных образах живописи,
скульптуры, архитектуры, подбор
музыкальных произведений к
произведениям изобразительного
искусства.
«Былина о Добрыне Никитиче»;
Знать, что такое классическая музыка,
опера, балет, актуализировать
музыкальный опыт, знать историческое
прошлое своей Родины. Понимать, что
встреча с выдающимися музыкальными
произведениями является
прикосновением к духовному опыту
поколений, которое находит отражение в
художественных образах различных
искусств. Знать имена русских:
М.Глинка, А.Бородин, С.Рахманинов,
П.Чайковский, С.Прокофьев, Р.Щедрин,
Б.Тищенко. Уметь размышлять о
музыкальных образах и способах их
развития.
Текущий
Устный
опрос
Презен
тация к
уроку
Фр.
Видео
«А.
Невски
й»,
«Князь
Игорь»
«Александр Невский» С.
Прокофьева
Опера «Князь Игорь» А. Бородина
обогащению опыта
выполнения учебно-
творческих задач и
нахождению при
этом оригинальных
решений,
адекватного
восприятия устной
речи, ее
интонационно-
образной
выразительности,
интуитивного и
осознанного
отклика на образно-
эмоциональное
содержание
произведений
искусства;
-
совершенствованию
умения
формулировать свое
отношение к
изучаемому
художественному
явлению в
вербальной и
невербальной
формах, вступать
прямой или в
косвенной форме) в
диалог с
произведением
искусства, его
автором, с
учащимися, с
учителем;
9
В музыкальном
театре. Мой народ -
американцы. Порги и
Бесс. Первая
американская
национальная опера.
Развитие традиций
оперного спектакля в
музыкальном театре.
Урок изучения и
первичного
закрепления новых
знаний.
Знакомство с жизнью и
творчеством Дж. Гершвина
создателем американской
национальной классики XX век,
первооткрывателе симфоджаза.
«Порги и Бесс»- первая
американская национальная опера.
Знакомство с музыкой американского
композитора Дж.Гершвина на примере
знакомых музыкальных произведений
опера «Порги и Бесс». Закрепление
понятий блюз, спиричуэл. Новое понятие
симфоджаз. Первая опера в истории
музыкального искусства, в которой
негритянское население показано с
глубоким уважением и сочувствием.
Использование композитором народных
интонаций. Истоки выразительных средств
блюзы и спиричуэлы, духовные гимны и
элементы джаза, трудовые негритянские
песни и напевы уличных разносчиков,
европейская классическая музыка (оперная
и симфоническая).
Опера «Порги и Бесс» Дж.
Гершвина (фрагменты)
Знать, понятия- джаз, симфоджаз, жанры
джазовых песнопений, имена зарубежных
композиторов: Дж.Гершвин, его оперное
искусство.
Уметь размышлять о музыкальных
образах и способах их развития,
совершенствовать умения формулировать
свое отношение к художественным
произведениям, формулировать свою
точку зрения, владеть своим голосом.
Текущий
Устный
опрос
Презен
тация к
уроку
Фр. ф-
оперы
«Порги
и Бесс»
10
11
Опера «Кармен».
Самая популярная
опера в мире. Образ
Кармен. Образы
Хозе и Эскамильо.
Урок расширения
знаний.
Урок-беседа.
Знакомство с оперой Ж. Бизе
«Кармен» - самой популярной
оперой в мире. Драматургия оперы –
конфликтное противостояние. Знакомство
с творчеством французского композитора
Ж.Бизе и его шедевром, отличающимся
ярким драматизмом содержания. Цель
драмы – выражение сложных
эмоциональных состояний, событий.
Знать/ понимать, что такое классическая
музыка, опера, балет. Уметь выявлять
особенности интерпретации одной и той
же художественной идеи, сюжета в
творчестве различных композиторов.
Опера Ж.Бизе- «Кармен», балет
Р.Щедрина - «Кармен-сюита). Уметь:
проводить интонационно-образный и
сравнительный анализ музыки, творчески
Текущий
Устный
опрос
группов
ая
Презен
тация к
уроку
Фр.
ф\опер
ы
«Карме
н»
12
Опера «Кармен» Ж. Бизе
(фрагменты)
Образы Хозе и Эскамильо.
интерпретировать содержание
музыкальных произведений,
совершенствовать навыки
самообразования при организации
культурного досуга.
- Умение задавать
вопросы.
- Умение отвечать
на вопросы.
совершенствованию
умения
формулировать свое
отношение к
изучаемому
художественному
явлению в
вербальной и
невербальной
формах, вступать
прямой или в
косвенной форме) в
диалог с
произведением
искусства, его
автором, с
учащимися, с
учителем;
- Находить сходные
и различные черт,
выразительные
средства,
воплощающие
отношение творца к
природе
- Осмысление
учебного материала,
выделение главного,
анализ и синтез.
- Осмысление
учебного материала,
выделение главного,
анализ и синтез.
- оценивать свои
возможности в
решении творческих
задач.
13
Р. Щедрин. Балет
«Кармен-сюита».
Новое прочтение
оперы Бизе. Образ
Кармен. Образ Хозе.
Образы «масок» и
Тореодора.
Урок расширения
знаний.
Традиционный.
Знакомство с балетом Р. Щедрина
«Кармен-сюита». Новое прочтение
литературного сюжета в балете « Кармен-
сюита» Р.Щедрина – это симфонический
способ прочтения сюжета драмы
П.Мериме. сопоставление фрагментов
оперы и балета.
Балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе –
Р. Щедрина (фрагменты)
Знать/ понимать: драматургию развития
балета, понятие «транскрипция»,
Уметь: проводить интонационно-
образный и сравнительный анализ
музыки, выявлять средства музыкальной
выразительности, выявлять особенности
взаимодействия музыки с различными
видами искусства
Текущий
Устный
опрос
Презен
тация к
уроку
14
Сюжеты и образы
духовной музыки.
Высокая месса. «От
страдания к
радости». Всенощное
бдение. Музыкальное
зодчество России.
Образы «Вечерни» и
«Утрени».
Урок изучения и
первичного
закрепления новых
знаний.
Урок-лекция.
Музыка И. С. Баха – язык всех
времён и народов. Современные
интерпретации сочинений И. С.
Баха. Музыкальное зодчество» в
России в творчестве С. В.
Рахманинова.
Духовная музыка русских и зарубежных
композиторов (литургия, месса,
всенощная). Знакомство с вокально-
драматическим творчеством русских и
зарубежных композиторов ( И.Баха и
С.Рахманинова).
«Высокая месса» - вокально-
драматический жанр.
«Всенощное бдение» С. В.
Рахманинова (фрагменты
Знать, актуализировать музыкальный
опыт, связанный с образами духовной
музыки. Понимать, что встреча с
выдающимися музыкальными
произведениями является
прикосновением к духовному опыту
поколений, драматургию музыкальных
произведений духовной музыки, имена
русских и композиторов: М.Глинка,
С.Рахманинов, П.Чайковский,
С.Прокофьев. Уметь по характерным
признакам определять принадлежность
музыкальных произведений к
соответствующему жанру и стилю
музыка классическая, религиозная. Уметь
петь под фонограмму с различным
аккомпанементом. Уметь владеть своим
голосом.
Текущий
Устный
опрос
Презен
тация к
уроку
15
Рок-опера «Иисус
Христос-
суперзвезда».
Вечные темы.
Главные образы.
Урок расширения
знаний.
Урок - обзорная
лекция.
Углубление знакомства с рок-
оперой Э. Л. Уэббера «Иисус
Христос - суперзвезда». Вечные
темы в искусстве. Традиции и новаторство
в жанре оперы, драматургия развития и
музыкального языка основных образов рок
оперы « Иисус Христос - суперзвезда»
Э.-Л.Уэббера. Сравнение классического
жанра оперы с современным исполнением.
Просмотр эпизодов из фильма.
Рок-опера «Иисус Христос -
суперзыкзда» Э. Л. Уэббера
(фрагменты)
Знать, что такое рок- опера,
актуализировать музыкальный опыт,
связанный с образами духовной музыки.
Знать, что сплав традиций и новаторства
способствовал возникновению нового
жанра рок-оперы, новых произведений
в рок-музыке. Уметь выявлять
особенности интерпретации одной и той
же художественной идеи, сюжета в
творчестве различных композиторов:
И.Бах, Э.-Л. Уэббер.
Текущий
Устный
опрос
Презен
тация к
уроку
Фр.
ф/опер
ы
«Иисус
Христо
с»
16
17
Музыка к
драматическому
спектаклю.
«Ромео и
Джульетта». Гоголь-
сюита. Из музыки к
спектаклю
«Ревизская сказка».
Образ «Гоголь-
сюиты». «Музыканты
извечные маги».
Урок контроля,
оценки и коррекции
знаний учащихся.
Традиционный урок.
Знакомство с музыкой А. Г.
Шнитке к спектаклю «Ревизская
сказка» по произведениям Н.
Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший
образец симфонического театра.
Музыкальные образы героев
симфонической сюиты. Полистилистика.
«Гоголь-сюита» А. Шнитке к
спектаклю «Ревизская сказка» по
мотивам произведений Н. Гоголя
Знать/ понимать: понятия «сюита»,
«полистилистика», роль музыки в жизни
человека
Уметь: проводить интонационно-
образный и сравнительный анализ
музыки, выявлять средства музыкальной
выразительности, выявлять способы и
приёмы развития музыкальных образов.
итоговый
беседа
тема II полугодия: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. – 18 ч.
18
Музыкальная
драматургия -
развитие музыки.
Два направления
музыкальной
культуры. Духовная
музыка. Светская
музыка. Урок
изучения и
первичного
закрепления новых
знаний.
Вводный.
Расширение и
углубление знаний.
Урок-беседа.
Музыкальная драматургия в
инструментально-симфонической
музыке. Развитие музыкальной
культуры во взаимодействии двух
направлений: светского и
духовного. Музыкальные образы
духовной музыки. Музыкальные истоки
восточной (православной) и западной
(католической) церквей: знаменный распев
и хорал. Инструментальная и вокальная
светская музыка, камерная музыка.
Главное в музыке – развитие. Принципы
(способы) музыкального развития: повтор,
варьирование, разработка, секвенция,
имитация.
Фуга «Ля-минор» для органа И.
С. Баха
Знать/ понимать, что термин
«драматургия» применяется не только к
произведениям музыкально-
сценических, театральных жанров, но и
произведениям, связанным с
многогранным раскрытием музыкальных
образов, для характеристики
инструментально симфонической
музыки. Уметь сопоставлять различные
по жанру и направлениям музыку
( русская - зарубежная, светская
духовная, вокальная – инструментальная,
исполнительские составы, особенности
оркестровки и хорового пения,
полифоническое гомофоническое
изложение музыки), высказывать
личностное отношение к произведениям.
- Наблюдать
жизненные явления.
- Сопоставлять их с
особенностями
художественного
воплощения в
произведениях
искусства.
- Устанавливать
ассоциативные
связи между
произведениями
разных видов
искусств.
- Находить сходные
и различные черт,
выразительные
тематиче
ский
устный
опрос
беседа
19
текущий
устный
опрос
беседа
«Высокая месса» - месса си-
минор И. С. Баха
Ария из «Высокой мессы» си-
минор
«Богородице Дево, радуйся» С. В.
Рахманинова
Уметь выявлять содержание и идею
произведения, выраженные в сонатной
форме.
средства,
воплощающие
отношение творца к
природе
- Осмысление
учебного материала,
выделение главного,
анализ и синтез.
- Умение задавать
вопросы.
- Умение отвечать
на вопросы.
Опыт
творческой
деятельности,
приобретаемый на
музыкальных
занятиях,
способствует:
- овладению
учащимися
умениями и
навыками контроля
и оценки своей
деятельности;
- определению
сферы своих
личностных
предпочтений,
интересов и
потребностей,
склонностей к
конкретным видам
деятельности;
- Устанавливать
ассоциативные
связи между
произведениями
разных видов
искусств.
- Находить сходные
и различные черт,
выразительные
средства,
воплощающие
отношение творца к
природе
.
20
Камерная
инструментальная
музыка. Этюд.
Транскрипция.
Комбинированный
урок.
Урок расширения
знаний.
Традиционный.
Углубление знаний о музыкальном
жанре – этюде. Особенности развития
музыки в камерных жанрах - этюдах
(эпохи романтизма) на примере творчества
Ф.Листа и Ф.Шопена, С.Рахманинова.
Понятие «транскрипция» на примере
творчества М.Глинки и Ф.Шуберта.
Этюды Ф. Листа по каприсам Н.
Паганини.
«Чакона» из Партиты №2 ре-
минор И. С. Баха, Ф. Буззони
Знать понятие «этюд», «транскрипция»
особенности претворения вечных тем
искусства и жизни различных жанров и
стилей классической музыки.
Уметь: проводить интонационно-
образный и сравнительный анализ
музыки. Понимать особенности развития
музыки в камерных жанрах. Знать имена
композиторов Ф.Лист, Ф. Бузони.
Осмыслить некоторые черты,
свойственные музыке эпохи романтизма.
текущий
устный
опрос
беседа
21
текущий
устный
опрос
22
Циклические
формы
инструментальной
музыки. Кончерто
гроссо. Сюита в
старинном стиле.
А.Шнитке.
Урок изучения и
первичного закре-
пления новых знаний.
Традиционный урок.
Углубление знакомства с
циклическими формами музыки:
инструментальным концертом и
сюитой на примере творчества А.
Шнитке. Обобщение представлений об
особенностях формы инструментального
концерта, кончерто гроссо; освоение
характерных черт стиля композиторов;
закрепление представлений о
полистилистике, характерной для
современной музыки на примере
«Кончерто гроссо №1» и «Сюиты
в старинном стиле» А.Шнитке.
Сюита в старинном стиле для
скрипки и фортепиано А. Шнитке.
Знать- значение терминов
транскрипция, сюита.
Уметь сопоставлять различные по жанру
и направлениям музыку (русская -
зарубежная, светская духовная,
вокальная инструментальная,
исполнительские составы, особенности
оркестровки и хорового пения,
полифоническое гомофоническое
изложение музыки). Выказывать
личностное отношение к произведениям.
текущий
устный
опрос
23
тематиче
ский
устный
опрос
рисунок
24
Соната. Соната №8
(«Патетическая»)
Л.Бетховен, Соната
№2С Прокофьева.
Соната №11 В.-
А.Моцарта.
Сообщение и
усвоение новых
знаний.
Урок-беседа.
Углублённое знакомство с
музыкальным жанром соната.
Знакомство с жанром камерной музыки –
соната. Смысл сонаты как самого
действенного, драматизированного вида
музыкальной драматургии, на примере
музыки Л.Бетховена и С.Прокофьева,
В.Моцарта. Закрепления понятия сонатная
форма.
Соната №8 для фортепиано Л.
Бетховена
Соната №11 В. Моцарта
Соната №2 С. Прокофьева
Знать/понимать закономерности
музыкальной драматургии, что они
проявляются в построении целого
произведения и составляющих его
частей, в логике их развития,
особенностях воплощения музыкальных
образов, их сопоставлении по принципу
сходства и различия в повторении,
варьировании, контрастном
взаимодействии музыкальных интонаций,
тем, эпизодов. Понимать значение
терминов соната, выявлять содержание
и идею произведения.
текущий
устный
опрос
рисуно
к
25
текущий
беседа
26
Симфоническая
Углублённое знакомство с
Понимать значение терминов
27
музыка.
Симфония №103(с
тремоло литавр)
Й.Гайдна.
Симфония №40
В.Моцарта.
Симфония №1
( «Классическая»)
С.Прокофьева.
Симфония №5
Л.Бетховена, Симфония
№8 («Неоконченная»)
Ф.Шуберта. Симфония
№1 В.Калинникова.
Картинная галерея.
Симфония № 5
П.Чайковского.
Симфония №7
(«Ленинградская»)
Д.Шостаковича.
Сообщение и усвоение
новых знаний.
Урок-беседа
музыкальным жанром - симфонией.
Строение симфонического произведения:
четыре части, воплощающие стороны
жизни человека. Симфония в творчестве
великих композиторов. Мир музыкальных
образов симфонической музыки.
Закрепление понимания сонатного аллегро
на основе драматургического развития
музыкальных образов и представление о
жанре симфонии как романе в звуках.
Знакомство с симфоническим творчеством
Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева,
Д.Шостаковича, Л.Бетховена.
Симфония №43 И. Гайдна
Симфония №40 В. Моцарта
Симфония №1 «Классическая» С.
Прокофьева
Симфония №5 Л. Бетховена
Симфония №8 Ф. Шуберта
Симфония №1 В. Калинникова
Симфония №5 П. Чайковского
Симфония №7 Д. Шостаковича
симфония, сонатная форма, сонатное
аллегро на основе драматургического
развития музыкальных образов.
Понимать закономерности музыкальной
драматургии, что они проявляются в
построении целого произведения и
составляющих его частей, в логике их
развития, особенностях воплощения
музыкальных образов, их сопоставлении
по принципу сходства и различия в
повторении, варьировании, контрастном
взаимодействии музыкальных интонаций,
тем, эпизодов.
Уметь: проводить интонационно-
образный и сравнительный анализ
музыки, определять приёмы
музыкального развития, выявлять связи в
средствах музыки и изобразительного
искусства.
- Осмысление
учебного материала,
выделение главного,
анализ и синтез.
- оценивать свои
возможности в
решении творческих
задач.
- Обогащать опыт
адекватного
восприятия устной
речи, ее
интонационно-
образной
выразительности,
- Участвовать в
обсуждении
содержания и
выразительных
средств
художественного
произведения
- Работа со
справочниками,
словарями.
28
29
текущий
30
Симфоническая
картина
«Празднества» К.
Дебюсси.
Урок-лекция
Знакомство с симфонической
картиной «Празднества» К.
Дебюсси. Живописность музыкальных
образов симфонической картины.
Знакомство с произведением К.Дебюсси
«Празднества» закрепляет представление
о стиле «импрессионизм»; приемы
драматургического развития, сравнение
музыки К.Дебюсси с темами праздника в
творчестве других композиторов.
«Празднества» К. Дебюсси
Знать/ понимать: понятия
«импрессионизм», «программная
музыка», «симфоническая картина».
Уметь: анализировать составляющие
средства выразительности, определять
форму пьесы, проводить интонационно-
образный анализ музыки, творчески
интерпретировать содержание
музыкальных произведений.
текущий
устный
опрос
31
Инструментальный
концерт. Концерт
для скрипки с
оркестром А.
Хачатуряна.
Комбинированный.
Урок - обзорная
лекция.
История создания жанра
инструментальный концерт, понятие
трехчастная форма, характерная для жанра
на примере « Концерта для скрипки с
оркестром» А.Хачатуряна.
Понимать значение термина -
инструментальный концерт,
разновидности концертов, уметь
определять их образный строй. Знать
историю создания жанра концерт.
Уметь: проводить интонационно-
образный анализ, определять принципы
музыкального развития.
тематиче
ский
устный
опрос
беседа
32
Рапсодия в стиле
блюз Дж.Гершвина.
Урок обобщения и
систематизации
знаний.
Углубление знакомства с
творчеством американского
композитора Дж. Гершвина на
примере «Рапсодии в стиле блюз».
Симфоджаз.
Знать основы происхождения
симфоджазовой музыки;
взаимопроникновение легкой и серьезной
музыки способствовало появлению
нового жанра симфоджаза. понимать
особенности претворения вечных тем
текущий
устный
опрос
Технические средства обучения (ТСО) на уроках музыки
Музыкальный центр
Ноутбук
Проектор
Экран на штативе
Телевизор
Фортепиано
Набор детских шумовых инструментов
Урок - обзорная
лекция.
Понятие симфоджаз, закрепление понятий
о жанре рапсодии на примере сочинений
Дж.Гершвина, приемы развития
произведений.
«Рапсодия в стиле блюз» Дж.
Гершвина
искусства и жизни в произведениях
разных жанров и стилей;
Уметь: проводить интонационно-
образный анализ, выявлять жанровую
принадлежность.
33
34
35
Музыка народов
мира. Популярные
хиты из мюзиклов и
рок - опер.
«Пусть музыка
звучит!»
Проверочная работа
по темам года.
Комбинированный.
Итоговый.
Урок-викторина.
Систематизировать жизненно-
музыкальный опыт учащихся на основе
восприятия и исполнения обработок
мелодий разных народов; обобщить
представления о выразительных
возможностях в современной музыкальной
культуре. Знакомство с известными
исполнителями музыки народной
традиции.
Слушание и исполнение произведений в
жанрах легкой, популярной музыки
(мюзикл) .Использование современного
музыкального языка, исполнителей,
музыкальных инструментов.
Иметь представление о крупнейших
музыкальных центрах мирового
значения (театры оперы и балета,
концертные залы, музеи), о текущих
событиях музыкальной жизни в
отечественной культуре и за рубежом.
Совершенствовать умения и навыки
самообразования при организации
культурного досуга, при составлении до-
машней фонотеки, видеотеки и пр. Знать
имена выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов и
исполнителей, узнавать наиболее значи-
мые их произведения и интерпретации.
Итоговый
Тест