К проблеме начального обучения в классе фортепиано


Министерство культуры Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«САХАЛИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»
Квалификационная работа
К проблеме начального обучения в классе фортепиано
Выполнила:
Дедова Анжелика Анатольевна
Слушатель программы
переподготовки
«Инструментальное
исполнительство»
Руководитель: Журавлева Л.Ф.
Южно-Сахалинск
2014
2
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. К проблеме межпредметных связей в начальном периоде обучения
игре на фортепиано.
1.1 Обзор современных учебных пособий и методик работы с
начинающими……………………………………………………………….6
1.2 Развитие музыкально-слуховых представлений посредством
комплексного обучения фортепиано и сольфеджио на начальном
этапе……………………………………………………………………… 12
Глава 2. Воспитание практических навыков художественного исполнения в
процессе начального обучения игре на фортепиано.
2.1 Методы и приёмы формирования основных умений и навыков
звукоизвлечения на начальном этапе…………………………………………..17
2.2 Художественно-исполнительское воспитание на начальном этапе
обучения……………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29
3
Введение
В деле обучения и воспитания музыканта несомненно важным и
определяющим является начальный период, когда происходит первый
контакт ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и
двигательные навыки. Основная задача начального обучения как можно
более доступно и увлекательно ввести ребенка в мир музыкальных звуков,
выразительных средств. Одновременно с образно-эмоциональной
составляющей в начальном периоде необходимо привить первоначальные
двигательные навыки, и от того, насколько эта работа будет выполнена,
зависит подчас все дальнейшее музыкальное будущее ученика-пианиста.
Кроме того, ученик должен развиться в музыкально-слуховом
плане, изучить основы музыкальной грамоты, и эти вопросы, как правило,
находятся в компетенции преподавателя сольфеджио. Поэтому начальный
период обучения самый сложный и ответственный. И здесь немаловажную
роль играет теснейшая взаимосвязь двух дисциплин, составляющих основу
обучения ученика-пианиста фортепиано и сольфеджио. От педагога,
помимо высокой профессиональной квалификации, требуются особые
психологические знания, составляющие основу общения с учащимися
дошкольного и младшего школьного возраста. Уважение и авторитет
педагога особенно важны на раннем этапе, где большую роль играет
личность учителя. Во многом именно от этого зависит отношение ученика к
занятиям.
О гармоничном музыкальном развитии учащегося имеет смысл
говорить тогда, когда преподаватели по специальности и сольфеджио
работают в одном ключе. Но, к сожалению, подобного контакта подчас не
возникает, и, как следствие, ученик в результате не может понять и
применить материал, изученный на сольфеджио, к занятиям фортепиано.
Возникает пропасть между музыкальной теорией и воплощением ее в
4
практике игры на инструменте, что неизбежно будет тормозить развитие
ученика и может подорвать его мотивацию к обучению.
Проблема межпредметных связей среди преподавателей
фортепиано и теоретиков на сегодняшний день очень актуальна, и каждая
школа пытается ее решить своими средствами. На наш взгляд, самый
удачный выход это сосредоточение фортепиано и сольфеджио в руках
одного преподавателя. К сожалению, во многих школах это организовать
затруднительно, и в лучшем случае решение проблемы видится в тесном
сотрудничестве между преподавателями по фортепиано и сольфеджио,
совместной работе над развитием учащихся, координированности учебного
материала и приемов работы. Этому немало способствуют универсальные
прогрессивные методики ведущих педагогов России, не утратившие с годами
своей актуальности и с успехом применяющиеся сегодня в смежных
областях. Так, например, педагоги-теоретики в работе с начинающими
используют идеи Л.Баренбойма, а педагоги-пианисты с большим интересом
применяют методы развивающего обучения Г.Шатковского.
В данной работе мы, опираясь на достижения ведущих
преподавателей-методистов, используя собственный опыт преподавания
фортепиано и сольфеджио, попытаемся раскрыть специфику работы с
начинающими через комплексный подход к обучению и воспитанию,
вопросы формирования основных умений и навыков звукоизвлечения с
выходом на проблему художественно-исполнительского воспитания на
начальном этапе обучения.
Актуальностью данной работы является постановка проблемы
межпредметных связей фортепиано и сольфеджио, воспитание
музыкальности, слухового контроля и осмысления исполняемых
произведений, умения применять знания и навыки, полученные на
сольфеджио, в работе над репертуаром, воспитание любви к музыке
5
совместно с организацией игрового аппарата и выработкой базовых
исполнительских навыков.
Целью данной работы является определение основных приемов
методики комплексного обучения игре на фортепиано, при которых
развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, воспитывается
внимательное отношение к изучению исполняемого произведения, его
осмыслению с позиций структуры и музыкального языка, формируются
игровые навыки, усиливается мотивация к обучению.
Задачи исследования:
- проанализировать возможности осуществления межпредметных
связей на начальном этапе обучения детей игре на фортепиано с точки зрения
учебно-методической литературы;
- рассмотреть основные аспекты организации игровых навыков на
начальном этапе обучения детей игре на фортепиано;
- систематизировать методы и приёмы комплексной работы с детьми на
начальном этапе обучения.
Методы исследования:
1. Анализ учебно-методической литературы.
2. Практический метод – опыт работы с учащимися 1 года
обучения.
6
Глава 1. К проблеме межпредметных связей в начальном периоде
обучения игре на фортепиано.
«…то, что знаем и слышим – играем на уроках специальности, то,
что играем на специальности – объясняем, анализируем на уроках
сольфеджио…»
1
Г.И.Шатковский
1.1 Обзор современных учебных пособий и методик работы
с начинающими.
Основным направлением в процессе первоначального обучения игре на
фортепиано, на наш взгляд, становится воспитание у ребенка любви к
музыке, внимательного отношения к звукам и мелодии. Творческое начало
рождает в ребенке живую фантазию, воображение. Оно по природе своей
основано на желании сделать что-то свое, особое, новое.
Большинство направлений фортепианной педагогики XIX начала
XX веков базировалось главным образом на развитии навыков моторно-
двигательного характера. Вера в многочасовые механические повторения
как единственное и универсальное средство воспитания техники явилась
одной из основ, на которые опиралось учение старой школы фортепианной
игры. При этом несомненную ценность представляют незыблемые
фортепианные школы таких мастеров, как И.С. Бах, Л. Моцарт, К. Черни, Ф.
Лист, М. Клементи. С течением времени в фортепианной педагогике
укрепляется мнение, что обучение техническим навыкам фортепианного
исполнительства неотделимо от слухового контроля, задач художественного
исполнения.
1
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. – Москва, Амрита-Русь, 2010. с.12
7
Сложившаяся на сегодняшний день ситуация, когда в класс
фортепиано принимаются дети различного уровня музыкальных данных,
поставила перед педагогами задачу пересмотреть методы музыкального
обучения. Другими словами, необходимо так организовать обучение, чтобы
ученик, имеющий скромные музыкальные способности, имел возможность
приобщаться к музыке и развиваться в музыкальном плане. Как показывает
практика, такие учащиеся при умелом подходе вполне поддаются развитию и
могут показать на выходе пусть небольшие, но достижения, что укрепляет их
мотивацию к учебе. И здесь решающее значение имеют методы,
направленные на «активизацию познавательной деятельности ученика при
всем освоении комплекса знаний, умений и навыков»
2
так называемые
развивающие методы обучения.
Особое место методика развивающего обучения занимает при работе
с одаренными детьми, которые «обычно рано обнаруживают какую-либо
специальную или общую одаренность, что часто сопровождается
нестандартностью мышления. Естественно, что для такого ученика нужно
находить оригинальные способы развития и обучения, сочетающие
специальную подготовку с широким спектром образования.»
3
Фортепианная педагогика последних десятилетий руководствуется
именно развивающими методами, позволяющими ученикам творчески
мыслить с самых первых шагов прикосновения к инструменту. Методика
развивающего обучения лежит в основе ряда учебных пособий по обучению
игре на фортепиано, вышедших в последней четверти XX века. Остановимся
на некоторых из этих пособий, которые, на наш взгляд, наиболее ярко
отражают данные принципы.
2
Винокурова Е. Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы. – Астрахань,
Проект «LENOLIUS», 2008. с.9
3
Там же, с.15
8
В числе первых пособий, в которых были изложены методы
активизации умственной деятельности ученика, можно назвать пособие С.
Ляховицкой «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении
фортепианной игре». Многие идеи этого пособия нашли в дальнейшем
широкое применение в практике, и, как можно предположить, в
значительной степени определили пути развития современной фортепианной
педагогики. Здесь впервые ставятся во главу угла такие методы работы, как
подбор по слуху, транспонирование, осознание элементов музыкальной
выразительности. Все задания, предложенные С. Ляховицкой, остаются
актуальными до сих пор и могут быть использованы в работе с учащимися.
Значительный вклад в разработку методов развивающего обучения
внес Л. Баренбойм. В своей книге «Путь к музицированию» он четко
определил путь детского музыкального воспитания, который заключается в
формировании музыкального слуха как основы музыкального воспитания и
развития. Созданное им совместно с Н. Перуновой и Ф. Брянской учебное
пособие «Путь к музыке» содержит разнообразный дидактический материал
для проведения уроков. В пособии нашли отражение новые активизирующие
принципы работы с учебным материалом, увеличение роли музыкально-
теоретического начала. Здесь наиболее полно проявляется модель
взаимодействия фортепиано и сольфеджио. По сути, курс введения в
музыкальную грамоту, предложенный Л.Баренбоймом и его соавторами,
может успешно использоваться преподавателями-теоретиками на начал