К вопросу музыкального воспитания в семье

К вопросу музыкального воспитания в семье
Королева Е.А. – учитель музыки
ГБОУ СОШ №8 «Музыка»
с углубленным изучением предметов
музыкального цикла
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Обучение музыкальным дисциплинам предъявляет строгие
профессиональные требования, и не все дети способны их соблюдать. У
одних не хватает времени, у других - способностей, у третьих - просто
желания. В любом предмете общеобразовательной школы ребята встречают
трудности, но прикладывают все усилия для их преодоления, потому что
знают, что школа - это обязательно, а занятия музыкой - это дополнительное
образование. Поэтому задача родителей, прежде всего, - убедить ребёнка в
необходимости того, чем он занимается с самого первого дня, настроить его
на работу.
Ребята представляют занятие музыкой лёгким и весёлым делом. Но
постановка рук, первоначальные упражнения, гаммы, арпеджио - дело
скучное. А до того времени, когда ученики увидят результат труда, нужно
научиться преодолевать трудности. В этом и заключается главная задача
семьи и педагога. И в этой работе очень важна поддержка семьи.
Во всем мире признано, что лучшие условия для музыкального
развития и воспитания ребёнка создаются в семье. Даже внутриутробный
период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка,
которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребёнка,
формирует его вкусы и предпочтения. Соответственно, чем выше
музыкальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно они
оценивают эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее
становится музыкальное воспитание ребёнка. А отсутствие полноценных
музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии.
К большому сожалению, музыка постепенно уходит из семейного
воспитания, что связано с несогласованностью семейного и общественного
2
воспитания, пассивной позиции многих родителей и низким уровнем их
музыкальной педагогической культуры. Причиной можно назвать видение
музыки только как развлечения. А ведь современная популярная поп, рок
музыка служит иным целям - возбудить, отвлечь, отнять, вызвать низменные
желания. Нервная система подстёгивается, что выплёскивается в агрессию,
страхи, депрессию, отстранённость. И тогда родители не узнают своего
ребёнка.
Исследования показывают, что две трети родителей слушают только
эстрадную музыку, а одна четвертая часть опрошенных родителей слушает
как эстрадную музыку, так и музыку классическую и народную. Можно
смело сказать, что музыкальная активность многих родителей находится на
уровне ниже среднего.
Все чаще можно услышать от родителей слова о том, что ребёнку надо
дать те знания, которые пригодятся в жизни. Родителей готовы поощрять
интерес детей к музыке, но когда речь заходит о музыкальной карьере, они не
видят перспектив. Музыка - это не специальность, нет практической пользы.
Слыша такие слова, дети ходят на уроки стремясь только к приятному
времяпрепровождению. При первых же трудностях отказываются учиться и
резко прерывают занятия, выбирая, что-нибудь другое, что не требует такой
загруженности и отдачи.
Если в доме звучат музыкальные произведения разных жанров и
стилей, ребенок с первых дней жизни получает ценные впечатления, на
основе которых развиваются музыкальные способности, формируется
музыкальная культура. Музыка облагораживает эмоционально, обогащает
умственно, способствует росту основных человеческих способностей.
Проявить свою одаренность ребенок сможет только если взрослые,
окружающие его, помогут раскрыть его уникальность, узнать его
способности и понять его потребности.
Учеными доказано, что человеческий мозг формировался сначала в
рамках художества - песен, плясок и ритуалов. Искусство и музыка возникло
3
раньше абстрактного мышления и раньше науки. Покрывая рисунками стены
пещер, слагая песни и стихи, человек развивался. Человек занимался
творчеством ещё тогда, когда не умел считать, обрабатывать землю, лечить.
Человек музицировал. Ещё не зная и не представляя себе основ
математической науки, человеку уже открылся музыкальный ритм,
представление о существовании верха и низа в голосе и мелодии.
Цивилизация признала выдающую роль музыки в становлении человеческого
мозга.
Исследуя интонационный слух младенцев, ученые выяснили, что
музыкальные способности являются результатом врожденных факторов
наследственного происхождения. Младенцы различают музыкальные
тембры, консонансы, диссонансы. Диссонансы младенцам не нравятся.
Консонансы вызывают улыбку.
Музыка проникает в человека через ритм и интонирование: желание
двигаться под определенный ритм, пропеть понравившуюся мелодию.
Первый опыт равномерного ритма младенец получает ещё до рождения,
слушая материнский пульс, воспринимая его как нормальное течение жизни.
Любовь к музыке заставляет человека возвращаться к своим
музыкальным впечатлениям, к желанию запомнить и воспроизвести
услышанное. То есть заставляет память работать.
Нужно отметить, что музыкальное воспитание в семье имеет глубокие
исторические корни. Музыкальное образование было обязательным еще в
Древней Греции. Древние китайцы считали музыку формулой мира. В
европейском средневековье музыка, наряду с геометрией и астрономией,
входила в число семи наук. Умение владеть музыкальным инструментом
становится обязательным для дворянских семей в эпоху Петра I.
С 1917 года музыкальное воспитание детей в семье претерпевает
значительные изменения. Школа стала оказывать решающее влияние на
семейное воспитание. Считалось, что детям лишь в юном возрасте надлежит
4
жить с родителями, а позже они должны воспитываться в общественных
детских учреждениях.
Современные учёные также говорят о социализации ребенка, но
подчеркивают, что гармоничное развитие ребёнка наиболее полно
осуществляется при сочетании семейного и общественного воспитания.
Участие семьи в музыкальном и культурном воспитании ребёнка
велико. Именно родители закладывают основы мировоззрения ребёнка,
эстетический вкус, основы музыкальных представлений.
Важно отметить, что каждый родитель должен разглядеть в своём
ребёнке задаток талантливой личности. Если ребёнок активно проявляет
интерес к музыке, то родителям следует задуматься над тем, чтобы дать ему
музыкальное образование. Но следует помнить, что особая роль в учебно-
воспитательном процессе принадлежит семье. Участие родителей в
подготовке домашних занятий, постоянная помощь и поддержка просто
необходимы ребенку. Обучение игре на инструменте это тяжелый труд,
серьёзные временные и эмоциональные затраты.
Дети, играющие на музыкальных инструментах, обычно грамотнее
других. В старших классах у таких детей обнаружились блестящие
математические способности, потому что именно музыка даёт образное
мышление, пространственные представления и привычку к ежедневному
кропотливому труду. Музыкальный ребёнок лучше и быстрее читает,
грамотнее пишет, быстрее овладевает иностранными языками. Музыка учит
не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и
представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды
восприятия: зрительное, слуховое, чувственное. И все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Музыка весьма
помогает формированию аналитических мыслительных навыков. Поскольку
она иерархична: даже небольшие мотивы и фразы можно представить, как
совокупность еще более мелких субмотивов и интервалов. Занимаясь
музыкой, человек привыкает мыслить иерархично.
5
Ученики, которые занимались музыкой, показали себя более
самостоятельными. Ведь именно так работает музыкант.
Знания и впечатления, которые дети получают в школе, по-разному
усваиваются каждым из них. Наибольший эффект бывает там, где действия
школы совпадают с действиями семьи.
Формы взаимодействия школы с семьей могут быть разнообразными:
организация совместного посещения театров, филармонических
концертов;
проведение концертов, посвященных праздничным и юбилейным
датам;
возможность проявить свои таланты в школьных музыкальных
конкурсах и фестивалях;
организация встреч выпускников и родителей-музыкантов,
которые могут оказаться примером для учащихся.
Без родительского участия и помощи с их стороны, все усилия педагога
сводятся к нулю. Родители, понимающие роль музыки в детском развитии,
будут иметь больше поводов гордиться своим ребёнком, чем родители,
считающие музыкальные занятия праздными и бесперспективными.
Использованная литература:
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. – М., Политиздат, 1982г.
2. Зацепин В. И. Молодая семья. - Киев., 1991г.
3. Игошев К. Е. Семья, дети, школа. - М., 1989г.
4. Кашапова Л.М. Взаимодействие семьи и школы в музыкальном
образовании детей // Музыка в школе. – 2004 г. - №4. – с.24-33.
5. Кирнарская Д. Психология музыкальных способностей. М., 2004г.
6. Крупнина И. А. Педагогическое просвещение родителей // Воспитание
школьников. - 2001г. - №2 с. 18 – 20 стр.
7. Цыпина Г. М. Психология музыкальной деятельности. - М., 2003г.
8. Юдовина Гальперина Т. С. Музыка и здоровье. - СПб.: Издательство
«Союз художников», 2002г.