Рабочая программа по музыке для 6го класса.

Пояснительная записка, шестой класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для
общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.
Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 год).
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в
силу 1.09. 2013г)
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897, зарегистрирован в Министерстве
юстиции РФ 1. 02 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г.№1577 «О внесении изменений в
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»
- Закона Республики Адыгея от 27.12.2013г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея» .
- Письма Министерства образования и науки РА от 17.04.2014г. №497.
- Письма Министерства образования и науки РА от 29.04.2016г. №2366/1
- Учебного плана МБОУ «СОШ №2 им. Х.Я.Беретаря»
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает
знакомство учащихся с традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов РА и
составляет 7 % учебного материала.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического
комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя
под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.
Цель программы развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти,
способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом
многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном
творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими
видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой
деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном
музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному
искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному
общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской
культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы.
В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в
неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями,
литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и
предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают
возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой
художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной
программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также
введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса
рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и
инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление
о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных
образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов
народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная
культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления
музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в
художественной картине мира. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения
музыкального материала на учебные темы и уроки:
« Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала
на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его
внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-
педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут
способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе за-
лог успеха его музыкально-педагогической деятельности», в календарно-тематическом планировании внесена
корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно: добавлен 1 час на изучение темы
«Авторская песня» и «Джаз-искусство 20 века», так как эти темы имеют объемный материал для изучения и
слушания музыкального материала, за счет темы «Мир музыкального театра»-2 часа вместо 3 часов.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: При организации
учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами
организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение,
самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа.
Контроль уровня обученности.
урока
Тема урока
Вид контроля
Форма контроля
8.
Образы песен
зарубежных
композиторов.
Искусство прекрасного
пения.
Текущий -
письменный
Тест
16.
Образы скорби и
печали. Фортуна
правит миром.
Текущий -
письменный
Тест
27.
Симфоническое
развитие музыкальных
образов. «В печали
весел, а в веселье
печален». Связь
времен.
Текущий -
письменный
Тест
34.
Образы киномузыки.
Проверочная работа.
Итоговый -
письменный
Тест
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
-эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об
интонационной природе музыки;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и
вокальных жанров;
-различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и
внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков
время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);
выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на
музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом
оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,
интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в
вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства,
его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к
событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным
видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои
возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы
6 класс
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические,
эпические, драматические музыкальные образы;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему
жанру и стилю музыка классическая, народная, религиозная, современная;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авто-
ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре-
тацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных
и коллективных проектов);
совершенствовать умения и навыки самообразования.
Содержание рабочей программы предмета Музыка» 6 класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музы-
ки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство
поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая.
Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской
духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской
духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обра-
ботки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека,
времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и
симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор
(вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их
сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные
иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки.
Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия,
баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо
и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных
образов.
Поурочное планирование
тема I полугодия:
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)
Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и
инструментальной музыке.
Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских
романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и
поэтической речи в романсе.
Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке.
Развитие жанров светской музыки – романс.
Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.
Урок 3.- Урок 4. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение
музыки как искусство интерпретации.
Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности
музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.
Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.
Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и
талант Ф.И. Шаляпина.
Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки
русской профессиональной музыки.
Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских
композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).
Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных
исполнителей.
Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие
музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь» Шуберта
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и
различий. Богатство музыкальных образов.
Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически
напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-
звуковой символ Древней Руси.
Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки
русской народной песни, инструментальное музицирование.
Урок 11. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских
композиторов: хоровой концерт..
Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия.
Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение
материала.
Урок 12. «Фрески Софии Киевской» (арфа, вариантность)
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных
композиторов.
Урок 13. «Перезвоны» Молитва.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных
композиторов.
Урок 14.- Урок 15.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее
душу человека).
Образы духовной музыки Западной Европы.Небесное и земное в музы-ке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее
душу человека).
Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития
музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка
музыки И.С.Баха.
Урок 16. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Реквием» Моцарта.
Стил