Презентация "Становление концертмейстерской деятельности в России в XVIII-XX веках"


Подписи к слайдам:
Становление концертмейстерской деятельности в России в XVIII- xx веках

Становление концертмейстерской деятельности в России в XVIII- XX веках

  • Автор: Лазаренко Елена Алексеевна ,
  • концермейстер МБУ ДО «ДМШ№5»
  • г.Старый Оскол

Истории клавирного аккомпанемента в России около трех веков. Профессия концертмейстера имеет свою специфику, исполнительские и педагогические традиции.

  • Истории клавирного аккомпанемента в России около трех веков. Профессия концертмейстера имеет свою специфику, исполнительские и педагогические традиции.
  • Аккомпанемент как вид музыкальной деятельности очень долго культивировался в сфере бытового музицирования, а в деятельности музыканта профессионала являлся сопутствующим родом занятий.

Процесс выделения аккомпанемента в самостоятельную разновидность профессиональной работы пианиста начался во второй половине XIX века. Завершился он в ХХ веке. Сейчас очевидна важная роль концертмейстера в исполнительстве.

  • Процесс выделения аккомпанемента в самостоятельную разновидность профессиональной работы пианиста начался во второй половине XIX века. Завершился он в ХХ веке. Сейчас очевидна важная роль концертмейстера в исполнительстве.
  • Для многих пианистов профессия концертмейстера является основной.

Концертмейстерство в разных его проявлениях, формируясь в тесном общении с оперной, вокальной и инструментальной музыкой, постепенно обрело статус самостоятельной специфической деятельности. Ее особенность проистекает из сосуществования двух функционально различных партий- клавирного аккомпанемента и солирующего голоса (инструмента), их особого ансамблевого взаимодействия, и комплекса, стоящих перед аккомпаниатором, задач.

  • Концертмейстерство в разных его проявлениях, формируясь в тесном общении с оперной, вокальной и инструментальной музыкой, постепенно обрело статус самостоятельной специфической деятельности. Ее особенность проистекает из сосуществования двух функционально различных партий- клавирного аккомпанемента и солирующего голоса (инструмента), их особого ансамблевого взаимодействия, и комплекса, стоящих перед аккомпаниатором, задач.

Термин «аккомпанемент» имеет два значения: аккомпанемент как фортепианная партия вокального произведения, и «сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и других). Сопроводителя называют аккомпаниатором». Термин «репетитор» в XVIII-XIX веках применяется к музыканту-профессионалу, разучивавшему партии с вокалистами в повседневной репетиционной работе.

  • Термин «аккомпанемент» имеет два значения: аккомпанемент как фортепианная партия вокального произведения, и «сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и других). Сопроводителя называют аккомпаниатором». Термин «репетитор» в XVIII-XIX веках применяется к музыканту-профессионалу, разучивавшему партии с вокалистами в повседневной репетиционной работе.

В понятие «концертмейстер» вкладывается следующий смысл: способность быть партнером, единомышленником солиста , но когда необходимо, стать лидером, руководителем.

  • В понятие «концертмейстер» вкладывается следующий смысл: способность быть партнером, единомышленником солиста , но когда необходимо, стать лидером, руководителем.

Функции концермейстера:

  • В деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие, репетиторские функции.
  • Этапы формирования концертмейстерства:
  • Первый этап (XVIII- начало XIX века) - базовый с точки зрения формирования условий, обнаружения его первичных форм – аккомпанирующей и репетиторской.
  • Именно на этом этапе русское концертмейстерство на длительное время связало свою судьбу с вокальным искусством и вокальной музыкой.

Второй этап (начало XIX –XX века) – основополагающий. На сцене появился пианист-профессионал, равноправный партнер ансамбля. Сложились профессиональные критерии искусства аккомпанемента, наметились контуры концертмейстерской деятельности, концертную практику дополнили первые педагогические опыты подготовки будущих концертмейстеров.

  • Второй этап (начало XIX –XX века) – основополагающий. На сцене появился пианист-профессионал, равноправный партнер ансамбля. Сложились профессиональные критерии искусства аккомпанемента, наметились контуры концертмейстерской деятельности, концертную практику дополнили первые педагогические опыты подготовки будущих концертмейстеров.

Важнейшую роль в становлении искусства аккомпанемента стали: М.Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, А. Рубинштейн,С.Рахманинов, Н.Метнер.

  • Важнейшую роль в становлении искусства аккомпанемента стали: М.Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, А. Рубинштейн,С.Рахманинов, Н.Метнер.

Характерные черты концертмейстерской деятельности в России

  • - певучее, «вокальное» звукоизвлечение;
  • - образная выразительность;
  • - идеальное владение техникой.

Начавшееся в конце XIX века вычленение концертмейстерства в отдельную самостоятельную область исполнительско-творческой деятельности, завершилось появлением в XX веке профессии «Концертмейтер»

  • Начавшееся в конце XIX века вычленение концертмейстерства в отдельную самостоятельную область исполнительско-творческой деятельности, завершилось появлением в XX веке профессии «Концертмейтер»

Одной из основных черт отечественной школы является тесное, партнерское сотрудничество концертмейстера с солистом. В учебном процессе концертмейстер является вторым педагогом, наставником, способствующим формированию будущего музыканта-профессионала.

Литература:

  • 1.   Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - М.,        1961                2.   Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. – 2001. - № 5 3. Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. – Изд. 2-е. - М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1998 4.     Мур. Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке. /  – М.: «Радуга», 1987 Источники изображений:
  • 1.http://muzcollege.muzkult.ru/img/upload/2471/image_image_619375.jpg
  • 2. http://www.violinist.com/blog/laurie/delay-goto-shi.jpg
  • 3.http://static2.aif.ru/public/news/medium/453/45d03ffd5d09e1890853fdb75c6c2dcc.smolensk.jpg
  • 4. https://yandex.ru/images