Презентация "Музыкально-исполнительская деятельность концертмейстера"


Подписи к слайдам:
Слайд 1

«Музыкально – исполнительская деятельность концертмейстера»

  • Авторы: Лазаренко Елена Алексеевна,
  • Жигунова Татьяна Петровна
  • концертмейстеры МБУ ДО «ДМШ№5»
  • г.Старый Оскол

Понятие «концертмейстер» многозначно.

  • Понятие «концертмейстер» многозначно.
  • По признанным канонам концертмейстером называют: первого скрипача оркестра, который иногда заменяет дирижёра и в обязанности которого входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра;
  • так называют музыканта, возглавляющего каждую из групп струнных инструментов  оперного или симфонического оркестров;
  • это пианист, помогающий исполнителям ( певцам, инструменталистам, артистам балета) разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах.

Перед концертмейстером стоят следующие задачи: •    Овладение основами теории и методики концертмейстерского мастерства, •    Формирование концертмейстерских умений и навыков. Сюда входит чтение нотного текста с листа, транспонирование музыкальных произведений, подбор по слуху мелодий аккомпанементов, управление пением учащегося при аккомпанировании.

  • Перед концертмейстером стоят следующие задачи: •    Овладение основами теории и методики концертмейстерского мастерства, •    Формирование концертмейстерских умений и навыков. Сюда входит чтение нотного текста с листа, транспонирование музыкальных произведений, подбор по слуху мелодий аккомпанементов, управление пением учащегося при аккомпанировании.

   Освоение практики концертмейстерской работы. Сюда входит два вида практической деятельности: во – первых, исполнительского искусства ( концерты, конкурсы), во – вторых, участие в различных формах учебного процесса ( работа над репертуаром, чтение с листа, подбор по слуху, транспонтрование).

  •    Освоение практики концертмейстерской работы. Сюда входит два вида практической деятельности: во – первых, исполнительского искусства ( концерты, конкурсы), во – вторых, участие в различных формах учебного процесса ( работа над репертуаром, чтение с листа, подбор по слуху, транспонтрование).

•    Развитие музыкально – творческих способностей,  музыкальной памяти, музыкального мышления, восприятия, воображения, эмоционально – волевых качеств. •    Формирование философски – эстетического мировоззрения, личностных нравственных качеств, готовности к осуществлению воспитательной работы средствами музыки. •    Установление межпредметных связей, культурологического направления концертмейстерской деятельности.

  • •    Развитие музыкально – творческих способностей,  музыкальной памяти, музыкального мышления, восприятия, воображения, эмоционально – волевых качеств. •    Формирование философски – эстетического мировоззрения, личностных нравственных качеств, готовности к осуществлению воспитательной работы средствами музыки. •    Установление межпредметных связей, культурологического направления концертмейстерской деятельности.

Деятельность концертмейстера

  • Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.
  • Рабочий процесс делится на четыре этапа: Первый этап – работа над произведением в целом: создание целого музыкального образа, как воображаемые наброски того, что предстоит выполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально – слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения.

Второй этап – индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая в себя: разучивание партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приёмов, правильное исполнение мелизмов, соблюдения «люфтов», подбор удобной аппликатуры, умение пользоваться педалью, «держание»  темпа, выразительность динамики, точную фразировку, профессиональное туше.

  • Второй этап – индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая в себя: разучивание партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приёмов, правильное исполнение мелизмов, соблюдения «люфтов», подбор удобной аппликатуры, умение пользоваться педалью, «держание»  темпа, выразительность динамики, точную фразировку, профессиональное туше.

Третий этап – работа с солистом, предполагает безупречное владение фортепианной партии, совмещение музыкально – исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии партнёра, « отход» концертмейстера на второй план по отношению к вокалисту ( к инструменталисту это не относится, так как они находятся почти на равном положении). Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать партнёра при совместном музицировании.

  • Третий этап – работа с солистом, предполагает безупречное владение фортепианной партии, совмещение музыкально – исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии партнёра, « отход» концертмейстера на второй план по отношению к вокалисту ( к инструменталисту это не относится, так как они находятся почти на равном положении). Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать партнёра при совместном музицировании.

Четвёртый этап – рабочее ( репетиционное исполнение) произведения целиком: создание музыкально – исполнительского образа на основе собственной трактовке произведения. Именно этот этап определяет предварительный настрой аккомпаниатора на концертном выступлении.

  • Четвёртый этап – рабочее ( репетиционное исполнение) произведения целиком: создание музыкально – исполнительского образа на основе собственной трактовке произведения. Именно этот этап определяет предварительный настрой аккомпаниатора на концертном выступлении.

Концертное исполнение – итог и кульминационный момент всей проделанной работы концертмейстера над музыкальным произведением. Его главная цель – совместно с солистом раскрыть музыкально – художественный замысел произведения при высочайшей культуре его исполнения

  • Концертное исполнение – итог и кульминационный момент всей проделанной работы концертмейстера над музыкальным произведением. Его главная цель – совместно с солистом раскрыть музыкально – художественный замысел произведения при высочайшей культуре его исполнения

Концертмейстеру необходимо мобилизовать духовные и физические силы, иметь соответствующий внутренний настрой, уметь держаться на сцене, любить и проявлять интерес к исполнительской деятельности, обогащать фортепианный репертуар, включать в него старинную музыку и произведения современных композиторов, разбираться в музыке различных эпох и стилей, пропагандировать своё искусство.

  • Концертмейстеру необходимо мобилизовать духовные и физические силы, иметь соответствующий внутренний настрой, уметь держаться на сцене, любить и проявлять интерес к исполнительской деятельности, обогащать фортепианный репертуар, включать в него старинную музыку и произведения современных композиторов, разбираться в музыке различных эпох и стилей, пропагандировать своё искусство.

Важным фактором успешной концертной деятельности является умение создать контакт с аудиторией, осуществить свои художественные замыслы и дать возможность вокалисту или инструменталисту достигнуть нужной цели.

  • Важным фактором успешной концертной деятельности является умение создать контакт с аудиторией, осуществить свои художественные замыслы и дать возможность вокалисту или инструменталисту достигнуть нужной цели.

Литература:

  • Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста –концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1 М.: Музыка, 1988 2. Крючков Н.Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л. 1961
  • 3. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. Л.: Музыка, 1972
  • 4. Мур Джеральд Певец и аккомпаниатор. М., 1987
  • Источники используемых изображений:
  • 1.http://sdart.ru/wp-content/gallery/koncert_23_06/mg_0089.jpg
  • 2. http://ostnord.narod.ru/280406/P428226.jpg
  • 3. http://www.dibratsk.ru/data/afisha/144/image/tumb/dibratsk_1271414355.jpg
  • 4. https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=d2227032fafea024cbefc84f618ebd5b&n=33&h=170
  • 5.http://lrnews.ru/photo/theme/007/631/main.jpg