Методическая разработка "Упражнения для начинающих пианистов"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 3» города Иркутска
Методическая разработка
Тема «Упражнения для начинающих пианистов»
(1 класс, специальность фортепиано)
Автор:
Степанова Светлана Валерьевна
преподаватель
Иркутск
2017
Самым важным этапом в формировании будущего пианиста, является
первоначальное освоение навыков игры на фортепиано. Гибкость и пластичность
игрового аппарата, правильная посадка за инструментом, приёмы звукоизвлечения,
предполагающие естественность и рациональность движений рук и пальцев, контакт
кончиков пальцев с клавишами. Все это основа для технического и музыкального
развития ученика.
До начала обучения игре на фортепиано руки ребёнка были орудием труда или
игровых действий. Теперь возникает новая ситуация: руки становятся голосом
ребёнка. Они, как бы, выражают его душу, чувства, музыкальные восприятия. Игровые
движения начинающего пианиста налаживаются постепенно и связаны с физическими
особенностями строения рук ребёнка. Руки у детей бывают самые разные: широкие и
узкие, крепкие и слабые, пластичные и «корявые», мягкие и жесткие. «То, что
подходит одной руке, - пишет Маргарита Лонг, - может быть вредным для другой, и
нужно всегда приспосабливать технические задания к характерным особенностям
руки, к её анатомическому строению, структуре, размеру и природному растяжению».
Каждый ребёнок диктует свой особый путь развития и цель как можно скорее найти
этот путь. Но принципы, составляющие основу для воспитания пианистических
навыков, должны быть неизменными. Главный принцип научить ребёнка слышать
звуковой результат того или иного движения рук на клавиатуре. Запоминание
физических ощущений, приспособление рук и пальцев к клавиатуре должно идти
вместе с восприятием звучания. Организации игрового аппарата и «постановке рук»
необходимо уделить особое внимание с первых занятий. Ребёнок должен различать
игру неорганизованной рукой от организованных игровых движений. Дети не имеют
«мышечного контролёра» - привычки постоянно в жизни, в работе сбрасывать
мышечное напряжение, поэтому желательно активное освобождение в движении.
Гимнастика небольшая часть того, что педагог должен использовать для
физического воспитания и подготовки рук будущего пианиста. С помощью
гимнастики мы заставляем работать крупные мышцы руки (плечо, локоть, кисть),
мелкие мышцы (пальцы), координировать движение правой и левой рук. С
начинающими регулярно перед занятиями выполняю комплекс упражнений из
сборника А. Артоболевской.
Как показывает практика , факторами, тормозящими техническое развитие
начального этапа обучения, являются затруднения, испытываемые ребенком при
изучении нотной грамоты, при разборе нотных текстов. Это становится причиной
замедления темпов освоения учебного репертуара и вместе с тем, снижение общего
интереса к занятиям на инструменте. В разрешении данной педагогической проблемы
в полной мере оправдывает себя такая форма работы , как игра специальных
упражнений по слуху, либо с рук. При данном подходе снимается напряжения,
возникшее у детей в связи со сложностью чтения нот , внимание и слуховой контроль
ребенка переключаются на двигательные процессы, и это способствует активизации
налаживания слухо-двигательных связей.
Монотонность, однообразие упражнений, которые якобы могут справоцировать
негативное отношение учащегося к занятиям, не должны стать причиной и
оправданием для исключения данной формы работы из учебного процесса. Задача
педагога сделать ее привлекательной, занимательной для детей, а, значит, ещё более
эффективной. В этом поможет знание особенностей развития детской психики
(непосредственный, конкретно-чувственный характер восприятия, преобладания
образного мышления, стремление к познанию нового, тяготение к игровым видам
деятельности и др.). Данные факторы обусловливают необходимость использования
при моделировании комплекса упражнений для детей, начинающих своё обучение на
фортепиано, игровых технологий, а также методов ассоциаций и варьирования.
Обучение в процессе игры увлекает ребенка, обеспечивает атмосферу
непринужденности на занятиях, позволяет раскрепостить его во время выполнения
учебных заданий. Ассоциативный метод помогает сформировать первоначальные
пианистические навыки и музыкально- слуховые представления в их неразрывном
единстве на базе впечатлений, получаемых ребенком извне. Метод вариантов
допускает использование одного и того же материала для постановки и решения
различных педагогических задач, разнообразие и изобретательность в подборе
модификаций отвечает природе детской любознательности.
Подготовительные упражнения обязательно сопровождаю стихами (поэтический
текст создаёт эмоциональный настрой у ребёнка, помогает понять ритмическую
сторону). У музыки и слова одна первооснова - интонация. Трудно определить, что
возникло раньше - слово или музыка. Словесный образ и музыкальный неразделимы.
А значит, чем глубже мы постигаем словесно-поэтический образ, тем легче создаем
образ музыкальный, и наоборот. Занимаясь стихосложением на уроках, можно в
стихах уместить целые методические формулы. Стихи - необычная подтекстовка. В
небольшом четверостишии есть образ, характер, настроение, что вызывает внутреннее
эмоциональное переживание и помогает ребенку найти естественные приёмы для
решения художественной и пианистической задачи. Пение стихов или (звуко - речевая
игра) играет большую роль как в становлении музыкальной речи, музыкального
интеллекта, так и в развитии вербального интеллекта. Навыки фортепианной игры
влияют на развитие речи ребёнка, развивают фонематический слух, а занятия по
развитию речи, в свою очередь, расширяют кругозор, развивают чувство ритма,
мышление, воображение. На своих уроках с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста, использую следующие упражнения:
Упражнение №1- 3, это первый опыт ребенка извлечь звуки на фортепиано
профессионально. Упражнения нацелены на то, чтобы он сделал это естественно ,
свободными руками, глубоко и мягко погружаясь в клавиши и ощущая при этом
твёрдую опору всей кисти на 3-ий палец. Вместе с тем он должен услышать, что
различные прикосновения рождают различные по характеру и окраске звуки.
Упражнения можно играть от чёрных клавиш , а так же 2, 4 пальцами.
Упражнение №1 «Радуга». Основа упражнения- начерченная рукой в воздухе дуга.
От семи разных клавиш, ребёнок это сделает семь раз, словно рисуя радугу, любуясь
каждой новой краской – звуком.
Упражнения №2. «Птицы». Как и в предыдущем упражнении, основа –это октавные
переносы руки, но более широкие и выполненные симметрично двумя руками
одновременно (взмахи крыльев больших , красивых птиц). Упражнение учит ребенка
ориентироваться на клавиатуре и , как правило, прельщает его тем, что, исполняя это
упражнение, он, как взрослый опытный пианист, уже может охватить очень большой
диапазон.
Упражнение №3. «Имена». Подключаем к третьему пальцу, второй.
Подтекстовываем разными именами на два слога, например: Све-та, Ма-ша. После
овладения вторым и третьим пальцами, добавляем четвёртый, таким образом
употребляем при игре уменьшительно-ласкательные имена, например: Све-то-чка, Ма-
шень-ка. Изначально это упражнение играли штрихом нон легато, затем это же
упражнение учим штрихом легато. Незабываем играть упражнение правой и левой
руками.
Упражнение №4. «Змейка». Овладение штрихом легато «из руки в руку», что для
ребенка привычно и удобно. Важно контролировать, чтобы одна рука «перетекала» в
другую плавно, без толчков. «Легато делается ушами», просим ребёнка
прислушиваться к исполняемому звуку.
Упражнение №5. «Гусеничка» - ещё один способ звукоизвлечения легато. Подменяя
3-ий палец 1-ым, ученик освобождает его и плавно, без толчка перекладывает на
следующую клавишу. Совмещение 3-его пальца с 1-ым на одной клавише позволяет
легко округлить кисть, наглядно показать особую постановку 1-ого пальца и даёт
возможность поработать над кистевыми движениями, поочерёдно группируя и
раскрывая кисть ( по типу передвижения гусенички, которая, чтобы продвинуться
вперёд, каждый раз собирает, а затем распрямляет своё тельце). При выполнении этого
упражнения необходимо следить за положением запястья.
Упражнение№6. «Качели». плавный, ровный бег трёх пальцев (2-3-4) на одном
движении руки с опорой на первый звук и последующий взлет. Все исполняемые
звуки как бы собираются в кулачок и переносятся на следующую клавишу. При этом
необходимо следить, чтобы перенос выполнялся всей рукой, по дуге, без взмахов
кисти.
Упражнение №7. «Клоп».
Трали вали топ, топ, так танцует клоп, клоп,
Дребезжит посуда, что это за чудо,
Только слышно топ, топ, разгулялся клоп, клоп.
Выполняется штрихом нон легато, имитируя шаги, каждый палец делает крепкий ,
энергичный удар. Укрепление 1-ого и 5-ого пальцев. Обязательно следить за
положением запястья. Это упражнение можно играть от разных нот, тем самым
овладевая черными клавишами.
Упражнение №8. «Вниз ,вверх»
Вниз ,вверх, я лечу,
Полететь хочу!
Связывание пяти звуков подряд с разной фразировкой – на diminuendo ука идёт
вверх) или на creshendo (помочь движением руки от себя). Играть надо на одном
объединяющем движении, следить за свободой первого пальца, ощущая ширину и
свободу ладони. Обязательно при этом кисть поочерёдно поворачивается то к 1-ому,
то к 5-ому пальцу.
Упражнение 9. «Лягушки». Упражнения на двойные ноты. Одновременное
нажатие одной рукой двух клавиш позволяет укрепить свод кисти руки у ребенка.
Постоянно следует напоминать о правильном положении локтя – «пружинки» при
игре секунд.
Упражнение 10. «Звоночки». Упражнение на подворот 1-ого пальца под 3-ий и 4-
ый. За основу взяли гамму си мажор. Навыками полученными в упражнении 5,
даётся иная смысловая нагрузка. Внимание ребёнка направленно на то, чтобы он не
заваливал 1-ый палец.
В процессе обучения фортепианными упражнениями, я использую игру, так как
это увлекает ребенка , обеспечивает атмосферу непринужденности на занятиях,
позволяет раскрепостить его во время выполнения учебных заданий. Ассоциативный
метод помогает сформировать первоначальные пианистические навыки и музыкально-
слуховые представления в их неразрывном единстве на базе впечатлений, получаемых
ребенком извне. Метод вариантов допускает использование одного и того же
материала для постановки и решения различных педагогических задач, разнообразие и
изобретательность в подборе модификаций отвечает природе детской
любознательности.
В музыкальную школу приходят учиться дети дошкольного и младшего школьного
возраста. Это и побудило меня к работе над методической разработкой, основной
целью создания которой явилось повышение интереса обучающихся, а также
стремление облегчить процесс овладения пианистическими навыками, используя на
уроках эти занимательные упражнения.
Литература:
1. А.Артоболевская. «Первая встреча с музыкой».
2. О. Геталова. «В музыку с радостью».
3. А. Алексеев. «Методика обучения на фортепиано». М, 1971.
4. Г. Цыпин. «Обучение игре на фортепиано».