Презентация "Музыка и формы ее проявления в жизни человека"

Подписи к слайдам:
  • Тема курса: « Форма в искусстве - форма в жизни».
  • Тема 1 раздела : «Музыка и формы ее проявления в жизни человека». 
  • Искусство — часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения
  • мира.
  • Автор работы: учитель музыки
  • Корчагина Элеонора Васильевна
  • МБОУ Лицей №6 г.Воронеж.
  • В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме деятельности человека, если она совершается умело, мастерски, искусно.
  • Искусство - это деятельность человека, направленная на создание или восприятие красоты с помощью художественных образов.
  • Способны ли произведения искусства воздействовать на человека?
  • Всё ли созванное руками человека мы можем назвать искусством?
  • Уже в античности философ Аристотель заметил, что способность искусства оказывать воздействие на духовный мир человека основана на подражании действительности. Искусство для греков служило целям катарсиса, очищения души от низменных страстей посредством созерцания прекрасного.
  • Воздействие искусства на духовный мир человека.
  • Всё греческое искусство представляло собой поиск всеобщей гармонии, соразмерности скульптурных фигур, пропорции частей зданий, соответствия человека и архитектуры. От античности и до настоящего времени искусство всегда воздействовало на духовный мир человека. Приобщение к искусству позволяет человеку развить в себе способность к духовному росту и бескорыстному созерцанию окружающего мира.
  • Искусство - это художественное творчество, проявляющееся в различных его видах : живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, хореографии (танце), театре, кино, декоративно-прикладном творчестве и т.д.
  • Пространственно-временные
  • Театр
  • оперы и балета
  • драматический
  • театр кукол
  • театр юного зрителя
  • музыкальной комедии
  • Кино
  • игровое (художественное)
  • неигровое (документальное)
  • научно – популярное
  • мультипликационное
  • анимационное
  • Хореография (танец)
  • народный танец
  • современный танец
  • классический танец
  • бальный танец
  • эстрадный танец
  • Пластические,
  • или пространственные
  • Изобразительные
  • живопись
  • графика
  • скульптура
  • Конструктивные
  • архитектура
  • дизайн
  • Декоративно-прикладные
  • посуда
  • мебель
  • одежда
  • украшения
  • игрушки
  • Временные
  • Музыка
  • вокальная
  • инструментальная
  • вокально-инструментальная
  • Литература
  • фольклор
  • проза
  • поэзия
  • ВИДЫ ИСКУССТВА
  • Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений.
  • Тема урока: «Уроки композиции» в народной и авторской композиторской музыке.
  • Музыкальная композиция - выразительная форма музыкального высказывания, заключающая в себе содержание музыки.
  • Творцы разных эпох, создавая свои произведения передают определенные сообщения. Слушатели, зрители, воспринимая их, «считывают» многозначную информацию, содержащуюся в художественных образах. Тем самым они приобщаются к идеям, которыми жили их создатели, к действительности, которая их окружала, и которую авторы пропустили через своё сознание и свои чувства. А воплощают они свои идеи в определённые музыкальные формы.
  • Русская народная песня.
  • Как передавалась?
  • Какие виды вы знаете?
  • Какую музыкальную форму имели?
  • А
  • АВ
  • АВС
  • АВСД
  • Трансформация народной песни в русской композиторской музыке.
  • Композиторы-классики изучали народную песню. Они записывали и обрабатывали мелодии песен. Составляли сборники народных песен. Наиболее известны сборники М.Балакирева (40 русских народных песен), Н.Римского-Корсакова (100 русских народных песен), П.Чайковского (50 русских народных песен), Лядова (8 русских народных песен для оркестра). Многие народные песни нашли вторую жизнь в операх и симфониях М.Глинки и П.Бородина, в произведениях для фортепиано П.Чайковского и М.Мусоргского.
  • Способы использования русской народной песни композиторами:
  • Цитирование (точное воспроизведение);
  • Варьирование (видоизменение главной темы);
  • Обработка (гармонизация или переложение);
  • Сочинение в народном духе.
  • Вариации на русскую народную песню «Среди долины ровныя» М.И.Глинки.
  • Эта лирическая песня была популярна у городского населения. Глинка написал на её основе произведение для фортепиано в форме вариаций.
  • В народном напеве композитора привлекли плавность мелодии, искренняя теплота чувств. В песне выражено настроение задумчивости, печали.
  • Тема по-разному видоизменяется (варьируется) в каждой из пяти вариаций. Медленные и певучие вариации чередуются с быстрыми и энергичными.
  • Камаринская — русский народный танец. В увертюре Глинка подражает русскому народному пению с подголосками, когда тема проводится сначала одноголосно, а потом при каждом новом проведении добавляются новые подголоски. Обе темы контрастны друг другу по характеру, тональностям.
  • Увертюра М.И.Глинки «Камаринская» на темы 2 русских песен. Первая — «Из-за гор, гор высоких». Вторая — «Камаринская».
  • Н. Римский - Корсаков фрагменты из оперы "Садко".
  • Хор «Высота ли, высота поднебесная».
  • Две песни Садко.
  • « Заиграйте мои гусельки», « Ой, ты темная дубравушка».
  • Опера "Садко" написана на сюжет русской былины о новгородском гусляре Садко, который своими песнями покорил грозного Морского царя и принёс богатство и славу родному Новгороду.
  • Композитор назвал своё произведение оперой-былиной. Многие мелодии оперы очень близки к напевам древних русских былин. Композитор использует и подлинно народные былинные напевы. Например, хор "Высота ли, высота поднебесная" написан на мелодию былины "Соловей Будимерович".
  • М. Балакирев «Увертюра на темы трех русских песен».
  • Композитор стремился воплотить в музыке картины из народной жизни, истории, воспеть седую древность, бескрайние просторы родной страны и молодецкую удаль русского народа, не раз заставлявшую трепетать врагов. Достоинства увертюры заключаются прежде всего в подлинной народности музыкального языка. Здесь Балакиревым были впервые открыты новые принципы гармонизации и вариационного развития народных песен.
  • Слуховая работа по материалу 1 урока.
  • Вариации на русскую народную песню «Среди долины ровныя» М.И.Глинки.
  • Увертюра М.И.Глинки «Камаринская».
  • Хор «Высота ли, высота поднебесная» из оперы «Садко».
  • Песня Садко «Заиграйте мои гусельки» Н.Римского – Корсакова.
  • «Увертюра на темы трех русских песен» М.Балакирева.
  • Источники:
  • 1)Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреж-дений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009.
  • 2)Популярная история музыки / Автор- сост . Е. Г. Горбачева . — М .: Вече , 2002. — 512 с ., илл . (32 с .)
  • 3) История музыки: Учебное пособие(для студентов немузы-кальных специальностей факультета культуры и искусств) / Авт.-сост.: И.А. Никеева, Л.Р. Фаттахова.– Омск: Омск. гос. ун-т, 2004.
  • – 84 с.