Конспект открытого урока по фортепиано в 5 классе "Особенности работы над кантиленой на примере "Пьесы" А-dur Р. Шумана из цикла "Пёстрые страницы"


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дединовская сельская детская музыкальная школа»
КОНСПЕКТ УРОКА
Преподавателя на отделении инструментального и вокально-хорового
исполнительства (фортепиано).
ТЕМА:
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД КАНТИЛЕНОЙ НА ПРИМЕРЕ
«ПЬЕСЫ» A-DUR Р. ШУМАНА ИЗ ЦИКЛА «Пёстрые Страницы»
соч. 99 № 1»
подготовила
преподаватель
Белоглазова Марина Александровна
Московская обл., Луховицкий р-н, с. Дединово
2015 г.
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить ребёнка слышать мелодическую линию,
полифоническую фактуру изложения данного произведения, научить
особенностям работы над дифференциацией фактуры в кантилене.
ЗАДАЧИ:
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
1. Приобщение к лучшим образцам классической музыки;
2. Развитие общего культурного уровня;
3. Воспитание любви к музыке и эстетического вкуса.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1. Развитие полифонического слуха;
2. Развитие навыков самостоятельной дифференциации фактуры;
3. Развитие самостоятельности пальцев;
4. Развитие навыков слухового контроля.
ОБУЧАЮЩИЕ:
1. продолжение формирования практических пианистических навыков:
умения распределять вес между руками, распределять вес в одной руке;
2. Совершенствование взаимосвязи слуховых представлений с
пианистическими приёмами в процессе исполнения;
3. Воспитание внимательного отношения к культуре звукоизвлечения в
исполняемом сочинении.
ФОРМА ЗАНЯТИЙ: Индивидуальная работа с обучающимся.
ОБОРУДОВАНИЕ: Музыкальные инструменты.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ
ЗАДАЧ
МЕТОДЫ:
1. Словесное пояснение;
2. исполнительский показ;
3. Сравнительный анализ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
1. Использование образных ассоциаций для нахождения необходимых
тактильных ощущений;
2. Использование комплекса методов и приёмов работы для развития
полифонического слуха.
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
Индивидуализации и дифференциации обучения - индивидуальный
подход к подбору репертуара, исходя из музыкальных способностей
данного ребёнка и его личных музыкальных предпочтений.
РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН УРОКА: Р. Шуман «Пьеса» A-dur из цикла
«Пёстрые страницы».
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент (≈ 5 мин.).
2. Краткие сведения о композиторе, об особенностях его музыкального
стиля, рассказ о цикле «Пёстрые страницы» (≈ 5 мин.).
3. Работа с музыкальным материалом (≈ 30 мин.).
4. Итог урока (≈ 2,5 мин.).
5. Домашнее задание (≈ 2,5 мин.).
ХОД УРОКА:
Краткие сведение о композиторе, об особенностях его
музыкального стиля, рассказ о цикле «Пёстрые страницы»
Роберт Шуман родился 8 июня 1810 г. в г. Цвиккау. Умер 29 июля в
г. Эндених.
Шуман немецкий композитор и влиятельный музыкальный
критик. Широко известен как самый выдающийся композитор эпохи
романтизма. Его учитель Фридрих Вик был уверен, что Роберт станет
лучшим пианистом Европы, но из-за повреждения руки Шуману
пришлось оставить карьеру пианиста и посвятить жизнь сочинению
музыки.
До 1840 года все сочинения Шумана были написаны исключительно
для фортепиано. Позднее было опубликовано много песен, четыре
симфонии, опера и другие оркестровые, хоровые и камерные
произведения.
Роберт Шуман среди своих современников романтиков занимает
особенную нишу. Он композитор-новеллист, непревзойденный
мастер миниатюр.
Так как Шуман сам был пианистом, писал для своей супруги Клары
Вик, то все его произведения очень удобны для исполнения в
пианистическо-физиологическом плане.
Но, несмотря на краткость форм и удобство, для исполнения
произведений Шумана необходим определённый пианистический опыт.
Самыми большими проблемами при исполнении произведений
Роберта Шумана являются: легатность и певучесть мелодической
линии в условиях полифоничности фактуры.
Цикл «Пёстрые страницы» ор. 99 написан с 1836 по 1849 гг.
Посвящён мисс Мэри Поттс. Состоит из 14 пьес:
1-3. Три пьески.
4-8. Листки из альбома.
9. Новеллетта.
10. Прелюдия.
11. Марш.
12. Вечерняя музыка.
13. Скерцо.
14. Быстрый марш.
Работа с музыкальным материалом
1. Исполнение произведения целиком. Анализ качества исполнения.
Выявление проблем в ведении мелодии, в дифференциации фактуры, в
умении слышать полифоничность голосов.
2. Работа над мелодией - работа над качеством звукоизвлечения,
фразировкой, интонацией, динамикой. Хочется обратить особое
внимание на то, что мелодическая линия должна проучиваться верной
аппликатурой.
Один из возможных методов работы над мелодией игра мелодии с
подтекстовкой, пение мелодии голосом. Эти способы работы помогают
добиться интонационного legato, так как пальцевого legato в данном
произведении добиться практически невозможно.
3. Работа над дифференциацией фактуры.
Для работы над дифференциацией фактуры очень важно добиться
того, чтобы ребёнок чётко представлял каждый голос как
самостоятельный. Для этого необходимо выучить все голоса отдельно
наизусть. Отдельно должна вестись работа над линией баса нужно
научить ребёнка слышать его как отдельную мелодическую линию.
Особое место в работе над этим произведением занимает средний
голос. Работа над ним должна вестись постоянно. Главная проблема
среднего голоса заключается в том, что он распределён между руками,
а основной задачей при исполнении среднего голоса является его
ровность (как динамическая и интонационная, так и ритмическая).
Когда работа над всеми голосами в отдельности завершена,
необходимо пробовать соединять фактуру: сначала по два голоса в
различных вариациях, а затем вся фактура целиком. При этом
необходимо слушать голоса в сочетании и выполнять задачи, которые
были поставлены при проучивании каждого голоса в отдельности.
Так же при сборе фактуры в единое целое, должна вестись работа
над балансом: на первом плане мелодическая линия, затем линия баса и
аккомпанемент (средний голос).
Итог урока: Проигрывание всей пьесы целиком в полном фактурном
изложении. Попытаться услышать ведение каждого голоса, баланс
голосов, динамика, интонация и фразировка в линии мелодии.
Домашнее задание: В ходе урока ученик получил чёткие указания о
способах и методах работы над мелодией и над дифференциацией
фактуры. Научился контролировать качество звукоизвлечения.
Список использованной литературы
1. Иосиф Гофман «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о
фортепианной игре». Государственное музыкальное издательство.
Москва, 1961 г.
2. Е. Либерман «Работа над фортепианной техникой». Москва
«Музыка» 1985 г.
3. Г. М. Цыпин «Обучение игре на фортепиано». Москва
«Просвещение» 1984 г.