План открытого занятия "Работа над произведением В. Рунова «Советская рапсодия»"

План
открытого занятия по классу ФЛЕЙТА
детского образцового духового оркестра
МБУДО "Центр детского и юношеского творчества" г.Симферополя и
МБОУ " Школа-лицей" №3 им. А.С. Макаренко.
Педагог – Скоробрищук А.В.
Дата: 04.12.2017
Тема урока: Работа над произведением В.Рунова «Советская рапсодия»
Цель урока: Формирование музыкального образа и конкретизация
исполнительских задач.
Задачи урока: 1)обучающие :
- осознать содержание музыкального произведения;
выстроить общий исполнительский план произведения.
2) развивающие:
- развивать технические способности на флейте,
предполагающие овладение основными тех. приёмами.
3) Воспитательные:
-воспитание любви к Родине и патриотического духа.
Методы и приёмы: словесный, пояснительный, исполнительский.
Учебно-Методический материал: « Школа игры на флейте» М. Платонов,
оркестровая партия «Военная рапсодия» В.Рунов
Каждая ступень обучения требует особых методов, приёмов, подходов. Как
педагог работающий с учениками разного школьного возраста понимаю, как
непросто сконцентрировать их внимание в силу психофизических особенностей
характера ученика.
Ход урока.
На уроке присутствует Менчик Владислав ученик 6 года обучения. Урок
начинается с традиционного разыгрывания. Играем гаммы Фа-мажор в 2 октавы
и Си-бемоль мажор в 1октаву. Целыми нотами штрихом «деташе», дыхание через
4 четверти, динамика меццо форте (mf). Разыгрывание проходит по всему
диапазону и длится 5 минут. Это классическая методика, предложенная
Григорием Чиарди на рубеже 19-20 вв. Разучиваем арпеджио Си-бемоль мажор.
Закрепляем .
Этюд №18 стр.54 А.Платонов. Проигрываем этюд от начала до конца.
Находим неточности исполнения. Обращаю внимание на правильность атаки
звука и своевременное дыхание, постановку рук и корпуса тела.
Переходим к основной теме урока. Это произведение мы ранее уже
разобрали, а сегодня будет работа над артикуляционными приёмами.
Произведение состоит из 3х частей. Рапсодия инструментальное произведение,
написанное в свободном, «импровизационном» стиле. В основу произведения
В.Рунова заложена мелодия песни «Эх, дороги». Это музыкальное событие
символизирует дороги войны, по которым шли солдаты. Через все части
произведения проходит лейтмотив этой песни, в различных вариантах.
Обращаю внимание на технические сложности в произведении, на обилие
модуляций. Оркестровые трудности состоят в обилии альтерированых нот и в
высоком регистре звучания. Продолжаем работу над 1 частью нотного текста. На
протяжении урока стараюсь сохранять тонус и концентрацию внимания ученика.
Наигрываю тему. Работаем над различными артикуляционными приёмами,
играем поочерёдно. Затем переходим к исполнению в более точном темпе,
акцентируя внимание на динамических оттенках. Обсуждаем эмоциональную
окраску произведения.
Урок подходит к концу. Даю ученику задание поучить арпеджио Си-
бемоль мажор в штрихах и с различным ритмом самостоятельно. Благодарю за
собранность и старательность. Исходя из педагогического опыта, я убеждена в
том, что музыкальное воспитание закладывает фундамент будущего отношения к
музыке и исполнительскому творчеству.