Оптимизация музыкально - певческой работы с младшими школьниками

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
''Дворец пионеров и школьников г. Курска''
ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ
Оптимизация музыкально-певческой работы
с младшими школьниками
Подготовил:
Педагог дополнительного образования
Чубчик Александр Сергеевич
г. Курск
2015
Оптимизация музыкально-певческой работы
с младшими школьниками
Для успешного творческого развития ребенка в вокальной студии,
необходима реализация многих составляющих. Известный современный
детский педагог-вокалист, хормейстер, автор книги «Развитие детского
голоса в процессе обучения пению» Г.П. Стулова указывает на следующие
необходимые условия успешной работы:
1) благоприятная эмоциональная атмосфера;
2) творческие занятия должны доставлять радость;
3) интерес окружающих к замыслам ребенка, дружеское обсуждение;
4) уважение результатов работы маленького творца.
При организации образовательного процесса важны:
свобода выбора принцип предполагает, что дети выбирают
направление в соответствии со своими интересами, способностями,
склонностями;
деятельность ребенок живет реальной жизнью, которая ему
интересна, отвечает его потребностям, в которой используется различная
деятельность: игра, труд, творчество, поиск, проведение досуга;
научность знания, полученные на занятии должны быть
достоверны;
• сотворчество – объединение детей и взрослых в единое сообщество в
целях развития личности ребенка, единство образовательного и
воспитательного процессов;
самостоятельность выбор ребенком маршрута своего развития,
самостоятельность действий, принятия решения и ответственности за этот
выбор;
сотрудничество учащийся имеет право обращаться за помощью к
кому угодно педагогам, учащимся, родителям. Он не должен бояться
признать, что чего-то не знает, это дает возможность учащимся учиться
уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним
контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу,
отвечать за работу в группе, помогать другим [16, с. 211].
Образовательный процесс должен быть построен на принципах
единства обучения и воспитания. Основной формой занятий по сольному
пению является урок, который длится 40 минут. Организация учебно-
воспитательного процесса характеризуется следующими особенностями:
- учащиеся проходят обучение в студии эстрадного вокала в
свободное от основной учебы время;
- ребенок может выбирать объем и темп освоения образовательной
программы;
- ребенок может сочетать различные образовательные
направленности;
- расширение границ коллективного и личностного самоопределения;
- организация коллективной деятельности, осуществление
коллективных проектов [13, с. 15].
Цель обучения сольному пению через активную музыкально-
творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к
пению и исполнительские вокальные навыки. Достижению данной цели
способствует решение следующих задач:
Образовательные:
- овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования,
певческой дикции, артикуляции и дыхания;
- знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового
аппарата.
Развивающие:
- развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления
- развитие голосового аппарата;
- развитие артистических качеств.
Воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской
культуры.
Задачи индивидуального певческого развития учащихся будут
решаться в процессе:
- практических работ (упражнений, вокализов)
- репетиционных работ и работ над концертными номерами;
- развитие чувства ритма и координации движений
- участие в фестивалях, конкурсах, концертах.
Индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяющий сохранить
и развить его собственные голосовые особенности (тембр, манера
звукоизвлечения, подачи музыкального материала), является
преобладающим.
Часто дети не умеют воспроизвести слышимый звук, у них нет
координации между слухом и голосом. После определённого времени
занятий у кого раньше, у кого позднее, такая координация появляется. Но
очень часто на чистоту интонации влияет застенчивость ребёнка, или
отсутствие внимания. При этом учитываются индивидуальные особенности
ребёнка. К каждому из них необходимо найти подход и подобрать те слова,
которые дойдут до его понимания [11, с. 33].
В работе над формированием вокальных навыков детей большое
внимание должно уделяться распеванию и разучиванию упражнений,
способствующих развитию звуковысотного и ладотонального слуха, чувство
тяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике,
тембрового слуха, дыхания. Учитывая, что дети младшего школьного
возраста ещё любят игровые моменты, следует подбирать упражнения таким
образом, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или
элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает
детям осознать выразительные особенности пения. Эти упражнения готовят
школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают
развивать музыкальный слух и голос. В процессе работы дети учатся
различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в
песенном творчестве. Придумывают свои варианты мелодий и исполняют их
эмоционально и выразительно, применяя различные способы пения legato,
staccato, non legato [5, с. 87].
Эмоциональное исполнение песни залог того, что дети полюбят её,
будут петь охотно и выразительно. Кроме того, без эмоционального
компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные
способности детей. Если песня весёлая, то глаза детей должны блестеть
радостью, а если грустные, брови опущены и сдвинуты, на лице видна
грусть.
Для развития чувства ритма младших школьников, тоже есть
интересные игровые упражнения, нацеленные на развитие этого компонента
музыкальных способностей. Так дети с интересом играют в игру “Повтори
ритм”: один ребенок выполняет хлопками, притопами или на музыкальном
инструменте (допустим, бубен), ритм, все остальные повторяют [3, с. 74].
В подготовительной группе, как можно назвать 1-й год обучения,
примарная певческая зона составляет ре-си первой октавы. В пределах этой
зоны строится весь репертуар. Здесь детям наиболее удобно, у них легко,
естественно и ненапряжённо звучит голос. В группе, которую можно назвать
подготовительной, ребёнок получает элементарные певческие навыки
правильное положение корпуса при пении, дыхание, артикуляция,
звукообразование, резонирование.
От правильного положения корпуса зависит работа дыхательного и
звукообразующего аппарата. Певческое положение должно быть свободным,
корпус и шея выпрямлены, ноги стоят на полу, подбородок не поднят. Все
органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют
голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с
придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трохея,
бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой,
мышцы брюшной полости. При обучении пению органы голосового аппарата
специально приспосабливаются к выполнению певческих задач, изменяют
свою функцию [6, с. 30].
Органом, где происходит зарождение голоса, является гортань. Она
имеет сложное строение и выполняет тройную функцию: дыхательную,
защитную, голосовую. Работа гортани не подчинена сознанию и скрыта от
наших глаз. У младших школьников при пении часто наблюдаются резкие
движения гортани вверх и вниз. Причины неумелое пользование дыханием
и отсутствии налаженной координации, для устранения которых нужно
добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка упражнения,
естественного зевка и правильного дыхания.
Кроме того, в гортани находятся голосовые складки (связки), имеющие
прямое отношение к возникновению звука. При обычном дыхании связки
пассивны и образуют щель треугольной формы, так называемую голосовую.
При фонировании они смыкаются, и щель закрывается, затрудняя свободный
выдох. Сжатый воздух давит на сомкнутые связки, создавая подскладочное
давление. В момент этого взаимодействия рождается звук [2, с. 45].
Этот начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято
называть атакой, или способом взятия звука. Атака звука определяется
различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по
времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок.
Различают следующие виды атак:
1. Твердая атака. Голосовые складки плотно смыкаются до начала
вдоха. Различают крайне утрированную твердую атаку, так называемую
“каркающую”, с сильным жестким призвуком, возникающим от судорожного
пересмыкания, резкого захлопывания голосовой щели. Эта атака часто
встречается у необученных певцов, она вредна для голосовых мышц и
потому совершенно непригодна для голосообразования.
2. Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти совпадает
с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие
голосовой щели. Такого плотного смыкания и напряжения голосовых
складок нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала
звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в
зависимости от степени смыкания (сближения) голосовых складок. В
отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она
может приближаться к твердой атаке.
3. Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок значительно
отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого
воздуха (придыхание). Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым
призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет
наименьшую степень и происходит утечка воздуха. Придыхательная атака
рассматривается самостоятельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.
Точно разграничить все приведенные виды атак звука нельзя,
поскольку они различаются только на слух, являются слуховыми
ощущениями. Определение их границ зависит от тонкости и
натренированности нашего слуха. Различным видам атак можно научить.
Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень
важно, ибо способ подачи звука связан с воспроизведением определенного
регистра. Так, твердая атака, при которой голосовые складки плотно
смыкаются, обусловливает образование грудного регистра. А мягкая атака,
при которой плотного закрытия голосовой щели не происходит, создает
условия для образования головного и смешанного регистров. Атака,
организуя работу голосовых складок в начальный момент
голосообразования, определяет все последующее звучание [7, с. 83].
Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять
на характер работы голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим
средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, не
подчиненных нашей воле непосредственно.
Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая
работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким
язычком). Во время пения, раскрывая рот, нужно опускать нижнюю челюсть.
Правильному извлечению звука помогает и мягкое нёбо с маленьким
язычком, которое очень подвижно и может подниматься, чему способствует
произнесение гласных у, о, согласных к, г, х. Благодаря им звук свободно
направляется от гортани к отверстию рта [8, с. 30].
Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как
напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с
первой, самой младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки,
концы музыкальных фраз Протяжность в пении зависит от правильно взятого
дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен
(например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение
песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание
песен сначала в замедленном темпе. Дыхание в пении имеет
исключительное значение от него зависит сила, красота и
продолжительность звука. Дыхание должно быть равномерным, свободным и
естественным.
Не все дети понимают, как нужно дышать. Педагогу необходимо
последовательно и терпеливо объяснять, что вдох должен быть коротким и
энергичным, с небольшой задержкой, которая служит предпосылкой для
вступления. Выдох при этом равномерный, постепенный и
продолжительный. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на
начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими
фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами.
Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо
объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и
настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего
подходят русские народные песни [14, с. 125].
Из этого следует, что сила и продолжительность голосового звука
напрямую зависит от нашего дыхания или вернее сказать от выдоха.
Следовательно, научившись умело и осознанно пользоваться дыханием, мы
сможем управлять и контролировать вокальный процесс, а именно влиять на
характер звучания, делая его отрывистым или связным, энергичным или
вялым, выразительным или наоборот.
Пение единственный вид музыкально-исполнительского искусства,
где музыкальное воплощение органически сочетается с выразительным
донесением речевого текста. Перед голосовым аппаратом ставится задача не
только формирования красивого певческого тона, но и одновременно ясного
и четкого произношения поэтического текста [1, с. 42].
Артикуляция – это часть голосового аппарата, формирующая звуки
речи, а органы, входящие в его состав артикуляционные органы. Работа
этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных)
называется артикуляцией. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая
полость еки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Надо
помнить, что ротовая полость это очень важный резонатор (подвижный
резонатор), от "архитектуры" которого зависит качество звука [4, с. 55].
При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата
активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются
почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче. Произнесение
певческих гласных отличается от речевых. В пении при максимально
спокойной свободной глотке, ротовая полость формирует гласные, что
увеличивает значение четкой работы ротовой полости и её роль в вокальной
дикции. В речи глотка резко меняет объем и форму при смене гласных [4].
Великие педагоги вокала всегда обращали внимание на то, что гласные
"носители" вокального звука, они занимают почти всю длительность
интонируемого звука. "Согласные максимально укорачиваются,
произносятся предельно четко и ясно". В этом кроется один из секретов
кантилены.
Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов
определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или
дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является
причиной плохой дикции [3].
Рот поющего должен быть свободен, эстетичен, это зависит от
челюстей, языка, губ. Эстетичное открывание рта помогает правильному
положению языка, глотки, гортани и должной "установки" всего голосового
аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, и через
подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может
явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной
перенапряжения языка, а он главный артикулятор гласных. Положение
языка изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр
голоса. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи
пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани.
Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губами,
активно произносящими согласные. Губы принимают участие в
окончательном образовании гласных и являются основными
формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр
певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра [15, с. 37].
Мягкое небо играет исключительно важную роль в голосообразовании,
его положение существенно влияет на резонаторные свойства
ротоглоточного канала, форму ротоглоточного рупора. Исследователи
указывают на его связь с гортанью и носоглоткой, что влияет на окраску
звука. По этим причинам мягкое небо должно быть в пении постоянно в
активном состоянии. Воздействуя в нужном направлении на подчиненные
нашему сознанию артикуляционные органы, мы можем существенно влиять
на весь голосовой аппарат.
Свобода, естественность, гармоничность при сохранении
внимательной сосредоточенности на цели, идее вот что открывает дорогу к
настоящему творчеству. Кто-то очень хорошо сказал, что лицо поющего
должно быть свободным, оно не должно отражать "технического вокала". А
теперь несколько высказываний различных педагогов относительно
артикуляции и дикции.
В вокальной педагогике широко применяются термины «грудной и
головной резонаторы». Голос считается хорошо поставленным в пении, когда
он на всем протяжении диапазона «окрашивается грудным и головным
резонированием». От ощущений резонирования звука в голове и груди
получили свое название регистры голоса головной и грудной.
Действительно, при пении возникают достаточно ярко ощутимые вибрации
как в области лицевой части головы головное резонирование, иногда
называемое «маской», так и в области грудной клетки.
Голос при хорошем головном резонировании ярок, звонок, металличен.
При грудном насыщен, «мясист». В некоторых случаях эти ощущения
бывают очень сильны. Так, при некоторых особенно удачно взятых нотах
певцы чувствуют настолько сильные вибрации в области лицевой части
головы, что у них возникает головокружение. Когда голос хорошо
резонирует, голосообразование совершается особенно легко. Эти ощущения
и вызывающие их физические явления играют значительную роль в
певческом голосообразовании.
Грудное и головное резонирование важные ощущения певца,
позволяющие ему, верно, судить о качестве тембра своего голоса и о
характере работы голосовых связок. Головное и грудное резонирование не
причина головного и грудного характера голоса, а следствие того или иного
типа работы голосовой щели. Головной резонатор не имеет выхода наружу и
потому ничего к звуку непосредственно добавить не может. Резонаторные
ощущения в сильной степени рефлекторно стимулируют работу гортани,
поэтому при резонировании пение облегчается. Практически надо
стремиться к такому звучанию, когда и головной и грудной резонаторы
озвучивают одновременно. Это соответствует смешанной работе голосовой
щели и дает возможность избежать регистровых переходов [12, с. 77].
Петь надо не напрягаясь, с максимальной естественностью только
при соблюдении этого условия создаются предпосылки для успешного
развития вокальных данных. Только регулярное пение в удобном диапазоне
помогает развить голос. Известно, что дети любят покричать. Крик наносит
несомненный вред голосовому аппарату. При наличии дефектов голосового
аппарата ребенок поет неправильно, причем создается ложное впечатление,
будто у него музыкальный слух не развит. Бывает так, что точно петь
мелодию детям мешает и простуда (хрипота). Вот почему нужно беседовать с
детьми о том, как бережно относиться к своему голосу [9, с. 48].
Занятия пением должны приносить не только радость и
положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер,
создавать возможность для самовыражения. В этом плане одним же из самых
удивительных и эффективных методов развития личности выступает
артпедагогика особое направление в педагогике искусства, где воспитание,
образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами
искусства как классического или народного, так и современного.
Сущность артпедагогики заключается, во-первых, в ее возможностях
формировать адаптивные способности личности с помощью искусства. Во-
вторых, в воспитательной функции. Кроме того, средствами артпедагогики
можно помочь детям и даже взрослым справиться со своими
психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие,
переключиться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные
чувства и мысли [10, с. 177].
Приложение 1
Процесс работы на уроке с младшими школьниками
Список использованной литературы
1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1981. 184 с.
2. Брылин Б.А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников: Кн. для
учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 109 с.
3. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.
367 с.
4. Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей. Вып. 4 / Под общ. ред
В.Л. Чаплина.– Л.: Музыка, 1980. 185 с.
5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. Программа для вокальных
факультетов музыкальных вузов. М.: Изд. Министерства культуры СССР,
1966. 689 с.
6. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-
методическое пособие. – СПб.: Музыкальная палитра, 2005. – 90 с.
7. Клипп О.Я. О постановке голоса эстрадного певца // Модернизация
профессиональной подготовки педагога-музыканта: Межвузовский сборник
научных трудов. – Вып. 2. М.: МПГУ, 2004. – 116 с. С. 99-105.
8. Луканин В.Н. Обучение и воспитание молодого певца / Сост. и ред. Е.
Нестеренко. – СПб.: Музыка, Ленинградское отделение, 1977. – 120 с.
9. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – Л.: Музыка, 1967. – 88 с.
10. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. –
М., 1981. 218 с.
11. Менабени А.Г., Пашкина Л.Я. Хрестоматия к лекционному курсу
«Методика обучения сольному пению»: Учеб. пособие. – М.: Прометей, 2002.
44с.
12. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в
общеобразовательной школе: Метод, пособие. 3 изд. Киев: Муз. Украина,
1989. 165 с.
13. Одаренные дети (концептуальные основы работы с одаренными детьми
в системе дополнительного образования). – М.,1998. 176 с
14. Одаренные дети. Пер. с англ. / Под общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М.
Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. 256 с.
15. Риггс Сет. Как стать звездой. М.: Guitar College, 2000. 104 с.
16. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.:
Прометей МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. – 270
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Фото из личного архива Чубчика А.С.
2. Для публикации информации о детях получено письменное
разрешение родителей (законных представителей).
3. Уласевич О.С. Что нужно знать начинающему вокалисту: Метод.
пособие преподавателю эстрадного вокала. // [Электронный ресурс].
URL: http://www.lib.podelise.ru/download/docs-4902/1061-4902. Дата
обращения: 17 августа 2015 г.
4. Хайтович Л. Сборник эстрадно-джазовых распевок и песенок. //
[Электронный ресурс]. URL: https://downloader-
default4j.disk.yandex.ru/rdisk/b8ceac507fe5bbb9c2e603c564818629/52764
ec4. Дата обращения: 17 августа 2015 г.