Методика комплексной проверки музыкального развития учащихся старших классов Детских школ искусств

Управление культуры города Курска
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей города Курска
"Детская школа искусств №7"
Методика
комплексной проверки
музыкального развития учащихся
старших классов Детских школ
искусств.
(Методическая разработка)
Составитель:
преподаватель теоретических
дисциплин ОДИ МБОУ ДОД
"ДШИ №7" г. Курска
Котова Татьяна Анатольевна
г. Курск 2011 год
От составителя
Разработка направлена на решение актуальной
проблемы повышения качества учебно-воспитательного
процесса в детских школах искусств, путем проверки
уровня знаний, умений и навыков учащихся, их готовности
к практической деятельности.
Разработка содержит методические рекомендации и
перечень заданий для проведения комплексной проверки
музыкального развития учащихся старших классов и
рекомендуется к использованию в работе педагогических
коллективов детских школ искусств.
1. Цели и задачи комплексной проверки учащихся детских школ
искусств.
Одна из основных задач детской школы искусств на современном этапе -
осуществление эстетического воспитания и гармоничного
общемузыкального развития учащихся. Это в одинаковой степени важно как
для тех выпускников школ, которые в дальнейшем изберут путь
профессионального музыкального образования, так и для будущих
любителей музыки - постоянных посетителей концертных залов и
музыкальных театров, собирателей личных и общественных фонотек,
конкурсов картинных галерей, участников смотров в ССУЗ и ВУЗах страны.
Для того, чтобы ДШИ могли успешно решать названные государственно
важные задачи, коллективам педагогов в ДШИ необходимо
совершенствовать принципы комплексной музыкальной подготовки
учащихся. Комплексное развитие учащихся ДШИ предполагает, прежде
всего, формирование у них навыков и умений, связанных с такими видами
музыкальной деятельности, как восприятия музыки, разучивание и
исполнение произведений, музицирование.
В понятие "музицирование" в нашей детской педагогике вкладывается
широкое содержание: это - чтение с листа, игра в ансамбле, аккомпанемент,
это и простейшее творческое комбинирование элементов музыки в
импровизации или фиксируемой композиции.
- Ансамбли для фортепьяно в 4 руки.
Значение фортепьянных ансамблей в процессе обучения в классах
общего фортепиано очень велико. Работа над ансамблями развивает навыки
совместной игры и дает возможность более широкого ознакомления с
музыкальной литературой, в первую очередь, симфонической и камерной
при относительной доступности фортепьянной фактуры в каждой из партий.
Игра в ансамбле приучает исполнителя слушать не только себя, но и
партнера, сообразовывать звучность партий и, что крайне важно,
воспринимать звучание музыкального произведения в целом.
Исполнение в ансамбле, прежде всего, требует ритмической точности,
без чего совместная игра невозможна. В некоторых из помещенных
ансамблей партии по трудности различны, поэтому их исполнять должны
учащиеся разной степени подвинутости.
- Аккомпанементы.
Работа над аккомпанементами к произведениям с солирующим
инструментом не только развивает фортепьянные навыки и расширяет знание
репертуара по специальности, но и приучает к совместному исполнению, что
очень важно для будущих оркестрантов. При составлении плана работы над
аккомпанементами необходимо придерживаться принципа постепенного
усложнения фортепьянной партии.
В индивидуальные планы студентов необходимо включать
аккомпанементы, разнохарактерные по фортепьянной фактуре. Их изучение
следует начинать с пьес в медленном темпе, с простым фигурационным
аккордовым сопровождением, постепенно переходя к аккомпанементам с
более подвижными темпами и разнообразной, с различными ритмическими
соотношениями фортепьянной фактурой (напр., 2 к 3-м и др.)
Надо наблюдать за тем, чтобы учащиеся не заучивали аккомпанементы
наизусть, а играли по нотам.
Игра с инструменталистом требует от аккомпаниатора не только точного
исполнения текста, но и согласования его с трактовкой солиста.
- О чтении с листа.
Большое внимание должно быть уделено приобретению учащимися
навыков чтения нот с листа. Умение читать с листа поможет более быстрому
музыкальному развитию, успешному изучению музыкально-теоретических
дисциплин и ознакомлению с музыкальной литературой, в первую очередь,
по своей специальности. Успехи в этой области зависят, прежде всего, от
систематической практики. Для чтения следует стараться подбирать
наиболее интересную и доступную по трудности музыкальную литературу, а
также учитывать индивидуальные склонности учащихся. Это будет,
несомненно, содействовать более успешному продвижению в этой области.
Начинать чтение с листа надо с наиболее легкого музыкального
материала, так как исполнение непосильных трудных пьес мешает развитию
правильных навыков чтения. Полезно предварительно просматривать нотный
текст глазами, отмечая все его особенности, и лишь после этого начинать
проигрывать его на фортепиано.
Учащийся должен уметь схватывать в музыке основное и видеть нотный
текст, "забегая" несколько вперед. При чтении с листа не следует допускать
небрежной игры.
Как показывает практика работы в класса общего фортепиано учащиеся
при разборе или чтении с листа в 2 руки чаще всего нарушают ритмическую
сторону исполнения. Очень помогает в этом смысле игры в четыре руки с
единой ритмической пульсацией.
Постепенно надо переходить к просмотру легких аккомпанементов с
солистом. Обычно, чем лучше учащиеся читают с листа, тем больший
интерес проявляют они к этой форме занятий, поэтому следует всемерно
стимулировать их самостоятельную работу в этой области.
Для успешного освоения учащимися курса общего фортепиано
необходимо заниматься не менее одного часа ежедневно.
Существенным условием успеха при этом является тесная связь в
развитии навыков и умений, соответствующих каждому из названных видов
деятельности. На практике же исполнительская подготовка учеников школ
(нередко к тому же узко понимаемая) значительно опережает, а то и вовсе
вытесняет другие стороны дела. Естественно, что такая направленность
обучения детей в ДШИ не отвечает задачам, стоящим перед начальным
звеном системы музыкального образования в нашей стране.
Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса в
ДШИ предполагает целый ряд взаимосвязанных мероприятий. В их числе -
создание методики и внедрение в практику систематической комплексной
проверки учащихся, так как лишь с учетом реального состояния подготовки
учащихся может быть успешно развернута работа по ее оптимизации.
Предлагаемая методическая разработка имеет целью дать педагогам
ДШИ типовой образец, основываясь на котором они смогут создавать
варианты, отвечающие конкретным условиям своих школ. Комплексная
проверка учащихся не заменяет собой обычных зачетов и экзаменов,
сдаваемых по специальности, сольфеджио, музыкальной литературе, она
является дополнением к ним, способствующим более полному выявлению
качества подготовки учащихся. Настоящий образец рассчитан на учащихся-
пианистов, народников, хоровиков, духовиков. При условии
соответствующей адаптации заданий к любой исполнительской
специальности.
Главные задачи комплексной проверки состоят с том, чтобы выявить:
а) умение учащихся в сравнительно короткий срок самостоятельно
исполнительски овладеть небольшим произведением по уровню трудности
примерно на два класса ниже средней трудности их программ по
специальности;
б) степень развитости слуха учащихся, как мелодического, так и
гармонического, полифонического, тембрового; их умение оперировать
слухом в процессе восприятия музыки, при чтении с листа, а также умение
оперировать слуховыми представлениями без помощи инструмента. На этом
в данной методической разработке сделан особый акцент, так как названное
умение имеет в мышлении музыканта очень большое значение;
в) музыкальную грамотность и культуру учащихся, знание и
понимание ими жанровых основ музыки, ее важнейших элементов и
выразительности средств, понимание принципов нотной записи; умение
разобраться в художественно-образном содержании и форме произведения,
особенностях развития музыки, течении музыкального процесса;
г) наличие у детей художественной инициативы, музыкально-
творческого воображения.
2. Организация комплексной проверки учащихся.
Проверку целесообразно проводить в начале шестого года обучения
сентябре-октябре), так как примерно на рубеже V-VI классов обычно
выявляются возможности дальнейшего развития детей - профессионального
либо, преимущественно, общемузыкального. Данные комплексной проверки,
проводимой каждый раз в VI классе, помогут педагогам надлежащим
образом дифференцировать процесс обучения в VI-VII классах и верно
ориентировать учащихся. Можно проводить проверку и ранее, в V или IV
классах, а также делать ее дважды в течение периода обучения одного
выпуска (например, в IV и VI или в V и VII классах) - у пианистов-
вокалистов. Картина динамики развития учащихся, конечно, будет полнее
при повторной, а не одноразовой проверке, так же как и воздействие ее
результатов на учебный процесс.
Испытание делится на два этапа. Первый этап - самостоятельное
выучивание за 5-7 и исполнение на память в обстановке зачета (перед
комиссией, производящей проверку, и педагогами фортепианного отдела,
духового, хорового, народного) произведения, по уровню трудности
соответствующего, примерно, IV классу ДШИ. По усмотрению комиссии,
учащимся может быть дана либо одна и та же пьеса, либо несколько
равноценных пьес - на выбор. Второй этап - выполнение учащимися ряда
специальных проверочных заданий, заранее им неизвестных.
Для проведения второго этапа проверки группу учащихся одновременно
собирают в классе. Каждый получает отдельный листок с заданиями.
Вначале выполняются задания, требующие письменных ответов, затем
учащиеся выходят из класса и для выполнения остальных заданий вновь
вызываются в класс уже по одному.
Примечание: если учащихся много, их можно разделить на подгруппы,
но в этом случае организаторы проверки должны предупредить возможность
информирования учащимися друг друга.
В комиссию, проводящую проверку, следует включить педагогов,
ведущих специальные классы, а также сольфеджистов, преподавателей
музыкальной литературы (всего не более 4-5 человек).
3. Задания для второго этапа комплексной проверки.
(Предлагаемые задания рассчитаны на проверку учащихся VI-VII
классов, в случае более раннего проведения проверки, задания необходимо
соответствующим образом адаптировать).
Задание №1
Предварительно ознакомившись с вопросами (см. далее), учащиеся
прослушивают произведение (фортепианную пьесу) в исполнении на
фортепиано (желательно - не в записи), затем обдумывают ответы и
прослушивают пьесу вторично, после чего записывают свои ответы.
Необходимо, чтобы произведение, выбранное для анализа на слух,
отличалось достаточной рельефностью жанровых признаков, образно-
эмоциональной характерностью, содержало в себе контрастирующий раздел
(разделы), словом, давало бы возможность для его характеристики в
отношении приводимых далее вопросов учащихся. Пьеса не должна быть
знакома испытуемым.
Вопросы для учащихся.
1) Какова жанровая основа пьесы: а) песенная; б) танцевальная;
в) маршевая ; г) музыкальная картина, пейзаж; д) музыкальная беседа;
е) может быть, здесь сочетаются черты разных жанров - каких? Есть ли в
пьесе жанровый контраст (контрасты)?
2) Каков основной характер пьесы, ее образное содержание в целом? В
каких элементах музыки ее образное содержание выражено ярче всего: а) в
характере мелодии; б) в движении и ритме; в) в особенностях тембрового
звучания, динамики; г) в сочетании разных элементов - каких?
Есть ли в пьесе образный контраст (контрасты)? Если есть, то в чем этот
контраст (контрасты) проявляется: а) в темпе и характере движения; б) в
динамике; в) в фактуре; г) в сочетании нескольких выразительных средств
- каких?
3) В какой форме написано сочинение?
4) Каковы особенности фортепианного изложения в пьесе: а)
относится ли изложение к гомофонному типу; б) к полифоническому типу;
в) может быть, здесь сочетаются различные типы изложения?
5) Определите и запишите: темп, размер, основной характер
исполнения и их изменения в контрастирующем разделе (контрастирующих
разделах).
6) Попробуйте определить время создания и автора сочинения. Что
можете сказать о творческом образе композитора, его произведениях?
Задание №2
Дается запись на диске небольших музыкальных отрывков в исполнении
на разных инструментах, в ансамблевом исполнении на разных
инструментах, в ансамблевом исполнении, например: виолончель, труба,
тромбон, орган, флейта, дуэт флейты и арфы, струнное трио, фортепианный
квартет и т.п., ансамбль духовых, оркестр духовой, народный,
симфонический, ансамбль джазовый.
Вопросы для учащихся:
"Определите, какие звучат инструменты, инструментальные составы?".
Ответы нумеруйте в порядке прослушивания записи.
Задание №3
Записана одноголосая мелодия, запись только высотно-ритмическая -
без деления на такты и каких-либо иных обозначения (см. примеры). Конец
мелодии, либо небольшой фрагмент в середине отсутствует.
Задания для учащихся:
1) Определите размер и расставьте тактовые черты.
2) Заполните пробел (закончите мелодию).
3) Представляя себе звучание (внутренним слухом), подберите и
запишите аккомпанемент или второй голос.
4) Отредактируйте получившийся текст, т.е., обозначьте темп и
характер исполнения, фразировку, динамические нюансы, педаль,
аппликатуру, кульминацию.
Задание №4
Прочитать с листа несколько фрагментов фортепианных произведений
различных стилей, разных по характеру, движению, фактуре. (Подходящий
материал для чтения с листа можно найти в сборнике: Ф. Брянская, Л.
Ефимова, С. Ляховицкая (составители). Пособие по чтению с листа на
фортепиано. Ч. П. Л., 1969).
Задание №5
Учащемуся дается его листок с заданием №3 и предлагается сыграть
текст на фортепиано. Вместе с ним выясняется, совпадает ли звучание с
ранее представляемым без инструмента, не надо ли что-либо исправить,
улучшить апример, улучшить гармонические решения, голосоведение,
изменить фактуру аккомпанемента, перенести второй голос в другую октаву
и т.п.).
4. Оценка выполнения испытуемым заданий и обсуждение
результатов проверки.
Выполнение учащимися заданий (как первого, так и второго этапов)
оценивается в 4-х балльной системе, согласно следующим критериям:
"отлично" - задание выполнено полностью и без ошибок; при этом
учащийся проявил интерес и художественную инициативу, его исполнение,
решения, ответы отличались содержательностью, выразительностью;
"хорошо" - задание в основном выполнено; нет существенных ошибок;
заметно стремление испытуемого к содержательности, выразительности
исполнения, решений, ответов, хотя не все в этом удалось;
"удовлетворительно" - задание выполнено не полностью; имеются
ошибки; исполнение, ответы, музыкальные решения большей частью не
додуманы, маловыразительны;
"неудовлетворительно" - учащийся проявил полную беспомощность при
выполнении задания.
Каждое задание оценивается в отдельности, кроме того выводится
общая сумма баллов.
Примечание: заполненные учащимися листки с заданиями сохраняются
в качестве материала для изучения результатов проверки. Если есть
возможность, следует записать на диск выполнение учащимися заданий №4 и
№5.
Обсуждение результатов проверки и, в соответствии с этим,
мероприятий, направленных на совершенствование учебного процесса,
должно проходить в тесном сотрудничестве комиссии, проводившей
проверку, с педагогами по специальности, сольфеджио, музыкальной
литературе. Существенным моментом обсуждения должно быть сравнение
показателей учащегося по различным заданиям комплексной проверки с его
оценками по специальности, сольфеджио и элементарной теории,
музыкальной литературе. Смысл предложения тестов заключается не только
в их проверочной, то есть констатирующей функции. У учащихся
необходимо систематически формировать навыки и умения, связанные с
видами музыкальной деятельности, моделируемыми в настоящих заданиях.
Поэтому важным результатом проверки должно стать включение
соответствующих форм работы в школьные учебные дисциплины (особенно
это относится к анализу музыки на слух и различным видам творческих
упражнений, тренирующих слуховые способности). Работа проверочной
комиссии будет, таким образом, направлена на создание рекомендаций по
совершенствованию содержания и методов подготовки учащихся в ДШИ, на
дополнение существующих программных требований, на укрепление и
развитие межпредметных связей в школьном учебном процессе.
Приложение к Методической разработке: "Методика
комплексной проверки
музыкального развития учащихся
старших классов Детских школ
искусств."
Тест:
Музыкальные духовые инструменты
1. Что такое тембр:
а) изменение громкости звучания;
б) окраска звука;
в) чередование долгих и коротких звуков;
г) скорость движения в музыке.
2. Какую группу инструментов симфонического оркестра составляют
флейта, гобой, кларнет, фагот:
а)деревянные духовые;
б) медные духовые;
в) струнные смычковые;
г) ударные.
3. Расположите медные духовые инструменты по порядку, начиная с
самого высокого по регистру и кончая самым низким.
4. Какой инструмент называют "королевой" симфонического оркестра:
а) флейта;
б) рояль;
в) скрипка;
г) виолончель.
5. Амати, Гварнери, Страдивари - это знаменитые ......... (укажите
профессию):
а) композиторы;
б) скрипачи;
в) пианисты;
г) скрипичные мастера.
6. На каком инструменте играют преимущественно женщины:
а) скрипка;
б) арфа;
в) виолончель;
г) флейта.
7. К какой группе инструментов относятся: балалайка, домра, гусли:
а) струнные смычковые;
б) струнные щипковые;
в) деревянные духовые;
г) ударные.
8. Кто сформировал первый оркестр русских народных инструментов:
а) В. Андреев;
б) Н. Осипов;
в) П. Чайковский;
г) М. Глинка.
9. Какие из перечисленных инструментов не являются русскими
народными: балалайка, домра, аккордеон, рояль, скрипка, трещотка, рожок,
флейта, баян, гитара, валторна, виолончель, свирель, кларнет, фагот,дудук.
10. Как называется нотная запись многоголосого произведения для
хора или оркестра:
а) клавиатура;
б) партитура;
в) аккомпанемент;
г) клавир.
11. Е. Светланов, Г. Рождественский, Г. Караян, А. Тосканини -
знаменитые ............ (музыкальная профессия):
а) певцы;
б) дирижеры;
в) скрипачи;
г) виолончелисты.
Тест:
История развития клавишных инструментов
1. Фортепиано принадлежит к струнно-клавишным инструментам.
Предшественниками фортепиано были клавикорд и клавесин.
Клавикорд
Клавесин
Какой из этих инструментов обладал сильным, но однообразными звуком?
Какой инструмент, обладая богатыми выразительными способностями,
уступал в силе и блеске звука?
Вспомните конструктивные особенности этих инструментов. Расскажите о
достоинствах и недостатках предшественников фортепиано.
2.Для клавесина писали многие композиторы XVII-XVIII веков.
Наиболее известны - французские клавесинисты Ф.Куперен, К.Дакен, Ж.-Ф.
Рамо. Кого из названных композиторов современники называли великим?
3. Ф.Куперен написал 250 пьес для клавесина. Большинство из них
имеет название: "Испанка", "Кумушка", "Бабочки", "Сборщицы винограда",
"Таинственная", "Жнецы", "Тростник", "Пчелы".
Распределите перечисленные пьесы по типам:
а) портреты людей;
б) сценки сельского быта;
в) картинки природы
Прослушайте произведение Г.Перселла "Канарейка". К какому типу
пьес относится это произведение?
4. Современное фортепиано обладает огромным диапазоном (звуковым
объемом) звучания и универсальными техническими возможностями.
Диапазон фортепиано включает диапазоны почти всех музыкальных
инструментов. Фортепиано может звучать нежно, как флейта, "бархатно", как
виолончель, и даже как целый оркестр. Сила звука может быть различной: от
легкого пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано можно
исполнять певучие мелодии, сложные пассажи и многозвучные аккорды.
Прослушайте Прелюдию 5 ми минор А.Скрябина. Определите
элементы музыкальной речи, характер музыки. Какие особенности
фортепиано позволили композитору создать подобный музыкальный образ?
Изменится ли образ, если это произведение исполнить на клавесине?
5. Среди перечисленных фамилий известных музыкантов выберите
пианистов-исполнителей: П.Чайковский, С.Рихтер, Э.Гилельс, М.Глинка,
В.Клиберн, В.Софроницкий, А.Бородин, М.Плетнёв, А.Скрябин.
Викторина
1. Какая музыка называется программной?
2. Кто написал музыку к драме Г.Ибсена "Пер Гюнт":
а) П.Дюка;
б) М.Мусоргский;
в) Э.Григ;
г) К.Сен-Санс.
3. Какая пьеса не входит в музыку к драме "Пер Гюнт":
а) "Танец Анитры";
б) "Песня Сольвейг";
в) "Шествие гномов";
г) "Утро".
4. Перечислите композиторов "Могучей кучки".
5. Назовите венских классиков.
6. Под впечатлением выставки какого художника М.Мусоргский создал
сюиту "Картинки с выставки":
а) И.Репина;
б) И.Левитана;
в) В.Гартмана;
г) М.Врубеля.
7.Скерцо "Ученик Чародея" написано по балладе:
а) Гёте;
б) В.Жуковского;
в) М.Лермонтова;
г) Г.Гейне.
8. Какие пьесы входят в "Карнавал животных" К.Сен-Санса?
9. Какие произведения В.-А.Моцарта и Л.Бетховена вам известны?
Тест:
Повторение музыкальных произведений
1. Выберите правильные ответы на следующие вопросы:
Какой композитор написал "Богатырскую симфонию":
а) П.Чайковский;
б) М.Глинка;
в) А.Бородин;
г) Н.Римский-Корсаков.
Какой композитор был ученым-химиком по профессии:
а) А.Бородин;
б) Р.Вагнер;
в) П.Чайковский;
г) М.Глинка.
Кто из названных композиторов написал оперу "Князь Игорь":
а) М.Глинка;
б) А.Бородин;
в) П.Чайковский;
г) М.Мусоргский.
Кто написал оперы "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила":
а) А.Бородин;
б) П.Чайковский;
в) М.Глинка;
г) Н.Римский-Корсаков.
Какой композитор написал оперу "Кармен"
а) Р.Вагнер;
б) Ж.Бизе;
в) П.Чайковский;
г) Н.Римский-Корсаков.
Кто автор знаменитого "Полета валькирий":
а) Р.Вагнер;
б) Ж.Бизе;
в) В.-А.Моцарт;
г) П.Чайковский.
В какой тональности написана Симфония №40 В.-А.Моцарта:
а) соль минор;
б) соль мажор;
в) си-бемоль мажор;
г) си минор.
Кто написал сюиту "Шехеразада":
а) П.Чайковский;
б) М.Глинка;
в) Н. Римский-Корсаков;
г) А.Бородин.
Кто автор знаменитых опер-сказок "Садко", "Кащей Бессмертный",
"Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок":
а) Н.Римский-Корсаков;
б) А.Бородин;
в) М.Глинка;
г) П.Чайковский.
Какую русскую народную песню использовал П.Чайковский в
Симфонии №4:
а) "Во саду ли в огороде";
б) "Во поле береза стояла";
в) "Дубинушка";
г) "Светит месяц".
Тест по жизни и творчеству Прокофьева:
Дайте правильные ответы на вопросы о жизни и творчестве
Прокофьева.
Как зовут композитора Прокофьева:
а) Сергей Сергеевич;
б) Николай Андреевич;
в) Михаил Иванович;
г) Александр Порфирьевич.
Назовите место рождения Прокофьева:
а) с.Карево;
б) с.Новоспасское;
в) с.Сонцовка;
г) г.Петербург.
Какой цикл фортепианных пьес написан С.Прокофьевым для детей:
а) "Альбом для юношества";
б) "Детский альбом";
в) "Детская музыка";
г) "Детские игры".
4. Определите, образ какой темы симфонии №7 С.Прокофьева близок к
приведенному ниже литературному фрагменту? Откуда эти стихи? Кто
автор? Какой композитор положил это произведение в основу своей оперы?
Как она называется?
"У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей..."
Тест.
Проблемные задания
Здесь приведено несколько высказываний об искусстве, о музыке.
Внимательно прочитав цитату, попытайтесь уточнить для себя, что имел в
виду автор, и определить свое отношение к высказанному.
"Приучение людей к тому, что похоже на искусство, отучает их от
понимания настоящего искусства". Л.Н.Толстой
"Кто откликается на одну плясовую музыку откликается не сердцем, а
ногами". В.Г. Белинский
"Не существует никаких родов музыки, кроме двух - хорошей и
дурной". Ж.Бизе
"Вкус модный - большею частью самый ложный и вредный для
искусства". А.Н.Серов
"Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы от него научаемся,
а в том, какими мы благодаря ему становимся". О.Уайльд
"Настоящая музыка способная выражать только гуманные чувства,
только передовые гуманные идеи". Д.Д.Шостакович
Тест: В каких операх звучат эти слова?
Перед вами начальные слова популярных арий и хоровых эпизодов из
знакомых вам опер. Какие это оперы и кто их сочинил?
"Чуют правду..."
"Близок уже час торжества моего..."
"Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный..."
"Ни сна, ни отдыха измученной душе..."
"Не о том скорблю, подруженьки..."
"Славься, славься, Русь моя!"
"Грустно мне, родитель дорогой..."
"Ложится в поле мрак ночной..."
"О скалы грозные дробятся с ревом волны..."
"Не счесть алмазов в каменных пещерах..."
"Высота ли, высота поднебесная..."
"Через лес густой вешнею порой..."
Тест о музыкальных жанрах и формах:
Трудно встретить два похожих музыкальных произведения. Однако
почти всегда что-то объединяет музыку того или иного жанра или формы.
Так, например, характерные черты присущи всем фугам, сонатам, рондо.
Музыкальные термины - сюита, гавот, концерт, рондо, скерцо, соната,
симфония - отнесите к данным ниже определениям видов и жанров
музыкальных произведений:
- музыкальная форма инструментального многочастного произведения,
воплощающая значительный и сложный художественный замысел;
- циклическая музыкальная форма из нескольких частей,
контрастирующих по жанру, темпу, тональностям;
- виртуозное произведение для солирующего инструмента с
сопровождением оркестра;
- танец французского происхождения, широко распространившийся в
странах Европы в XVII-XVIII веках. Исполнялся в умеренном темпе, изящно.
Форма этого танца иногда используется композиторами XX века;
- форма острохарактерной пьесы: юмористической, гротескной,
фантастической. Классический тип этой формы установлен Л. Бетховеном,
который ввел ее в сонатный цикл вместо менуэта;
- крупное произведение для оркестра, написанное в форме сонатного
цикла;
- музыкальная форма, состоящая из многократного (не менее 3 раз)
повторения основного раздела-рефрена.
Рекомендуемая литература, учебные пособия,
методические пособия.
1. Учебно-тематические календарные планы к Дополнительной
предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального
искусства по предмету узыкальная литература" (срок обучения 4 года) - г.
Курск-2011 г. Составитель: преподаватель теоретических дисциплин ОДИ
"ДШИ №7" г. Курска - Котова Т.А.
2. Музыкально-иллюстративный материал к Учебно-тематическим
планам Дополнительной предпрофессиональной программы в области
музыкального искусства по предмету: "Музыкальная литература" - г. Курск -
2012 г. Составитель: преподаватель теоретических дисциплин ОДИ "ДШИ
№7" г. Курска - Котова Т.А.
3. Иллюстративный методический материал: книг, пособий, мемуаров
деятелей искусств из личной библиотеки Котовой Т.А. к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам по предметам:
"Музыкальная литература" (4года обучения) и Учебно-тематическим планам
по предметам"Музыкальная литература" и "Слушание музыки" г. Курск -
2011 г. ( 1 год и 3 года обучения). Составитель: преподаватель теоретических
дисциплин ОДИ "ДШИ №7" г. Курска - Котова Т.А.
4. Учебно-тематические календарные планы к Дополнительной
предпрофессиональной программе в области музыкального искусства по
предмету: "Слушание музыки". (Срок обучения 1 год и 3 года). Г. Курск -
2011 г. Составитель: преподаватель теоретических дисциплин ОДИ "ДШИ
№7" г. Курска - Котова Т.А.
5. Музыкально-иллюстративный материал к Учебно-тематическим
планам Дополнительной предпрофессиональной программы в области
музыкального искусства по предмету: "Слушание музыки" (срок обучения 1
год и 3 года). (3 диска - записи музыкального материала) г. Курск - 2012 г.
Составитель: преподаватель теоретических дисциплин ОДИ "ДШИ №7" г.
Курска - Котова Т.А.
6. Учебно-тематический календарный план к Дополнительной
предпрофессиональной программе в области музыкального искусства по
предмету: "Сольфеджио" (срок обучения 5 лет) г. Курск - 2011 г.
Составитель: преподаватель теоретических дисциплин ОДИ "ДШИ №7" г.
Курска - Котова Т.А.
7. Требования к учащимся отделения духовых инструментов в МБОУ
ДОД "ДШИ 7" г. Курск, по техническому зачету, академическому
концерту, выпускному экзамену на период с 2011-2012 уч. года по 2015-2016
уч. год. Утверждены администрацией МБОУ ДОД "ДШИ №7" г. Курска
02.09.2011 года. Составитель: преподаватель теоретических дисциплин ОДИ
"ДШИ №7" г. Курска - Котова Т.А.
8. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области музыкального искусства "Духовые инструменты",
музыкальное исполнительство. "Специальность (тенор, баритон, тромбон)".
Срок обучения 5 (6) лет (Новая редакция) г. Курск - 2015 год. Составитель:
преподаватель теоретических дисциплин ОДИ "ДШИ №7" г. Курска - Котова
Т.А.
9. Программы по специальным классам духовых инструментов
тромбона и баритона, для детских школ искусств, групп педпрактики ССУЗ".
г. Курск - 2005 г. (рецензия). Составитель: преподаватель теоретических
дисциплин ОДИ "ДШИ №7" г. Курска - Котова Т.А.
10. "Курс лекций в группах педпрактики и методики преподавания на
духовых инструментах", в соавторстве с преподавателем Высшей категории
Курского музыкального колледжа им. Г. В. Свиридова - Лубковым
Владимиром Семеновичем. (Методическое пособие). (г. Курск - 2008,
рецензия). Составитель: преподаватель теоретических дисциплин ОДИ
"ДШИ №7" г. Курска - Котова Т.А.
11. Методическая работа на тему: Межпредметные связи в
педагогической деятельности преподавателя-теоретика". (Рецензия И.Ю.
Татарской - зав. теоретическим отделением КМК им. Г. В. Свиридова).
Составитель: преподаватель теоретических дисциплин ОДИ "ДШИ №7" г.
Курска - Котова Т.А.
12. Учебная хрестоматия "Чтение нот с листа по предметам общего ф-но
и музлитературы в ДШИ и ССУЗ". (г. Курск - 2000г. Рецензия). Составитель:
преподаватель теоретических дисциплин ОДИ "ДШИ №7" г. Курска - Котова
Т.А.
13. Методическое пособие по теории для учащихся всех отделений
ДШИ. (г. Курск - 1994 г.). Составитель: преподаватель теоретических
дисциплин ОДИ "ДШИ №7" г. Курска - Котова Т.А.
14. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. -
Л.: Сов. композитор, 1980.
15. Блинова И. Некоторые вопросы музыкального воспитания
школьников. - М.: Просвещение, 1964.
16. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. - М.: Сов.
композитор, 1985.
17. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977.
18. Вейс П. Ступеньки в музыке. - М.: Сов. композитор, 1980.
19. Вопросы методики воспитания слуха. - Л.: Музыка, 1967.
20. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 1967.
21. Гальперин П.Я. Зависимость обучения от типа ориентировочной
деятельности. - М., 1968.
22. Гальперин П.Я. Управление познавательной деятельностью
учащихся. - М., 1972.
23. Гальперин П.Я. Управляемое формирование психологических
процессов. - М., 1977.
24. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории
поэтапного усвоения умственных действий. - М., 1968.
25. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. - М.:
Музыка, 1972.
26. Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л., Сольфеджио. -
Л.: Музыка, 1986.
27. Калугина М, Халабузарь П., "Воспитание творческих навыков на
уроках сольфеджио". Методическое пособие для ДШИ. М. "Советский
композитор", 1987 г.
28. Хрестоматия по музыкальной литературе для IV кл. (II кл. ОДИ,
ОНИ). Составители: Владимиров В., Лагутин В. Учебное пособие М.
"Музыка" 1997 г.
29. Рябов И., Рябов С. Пианист "Шаг за шагом" 1 класс (I ч. и II ч.).
Учебное пособие. Из серии "Воспитание и обучение в ДШИ". Развитие
художественного музыкального мышления. Приложение для работы
преподавателя с учеником. Киев "Музичка Украіна", 1991 гож.
30. Ляховицкая С. Задания для развития самостоятельных навыков при
обучении фортепианной игре в младших классах ДШИ. Издание - 4-е.
Издательство "Музыка". 1979 г.
Рекомендуемый репертуар для чтения с листа (в 2 руки).
31. Бетховен Л. Сонатина соль мажор, II часть.
32. Бетховен Л. Тирольская песня.
33. Гайдн И. Народные танцы.
34. Гедике А. Соч. 46, Маленькое рондо.
35. Глинке М. Контрданс.
36. Гречанинов А. "Жалоба"
37. Гречанинов А. Соч. 98, №№1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 13, 14.
38. Кабалевский Д. Соч. 28, Песенка.
39. Лукомский Л. Вариации ля минор.
40. Любарский Н. Сборник легких пьес на тему украинских песен:
лодке", "Вечер", "Песня".
41. Ляпунов С. Песня.
42. Мясковский Н. Беззаботная песенка.
43. Моцарт В. Бурре.
44. Моцарт В. Менуэт.
45. Моцарт В. 14 детских пьес: №№3, 5, 8, 9.
46. Моцарт Л. 12 пьес из нотной тетради Вольфганга Моцарта:
№№ 1, 2, 3.
47. Парцхаладзе М. Пять детских пьес: №№ 1, 2, 3.
48. Перселл Г. Ария.
49. Шишов И. Двенадцать пьес: Песня, Прелюд, Марш.
Рекомендуемый репертуар для чтения с листа (в 4 руки).
50. Барток Б. "Через хмурые окна", венгерская народная песня.
51. Бетховен Л. Немецкие танцы.
52. Глинка М. "Жаворонок" (Сборник фортепьянных пьес, этюдов и
ансамблей", сост. С. Ляховицкая, ч. II, перелож. Н. Голубовской)
53. Глинка М. 24 отрывка из оперы "Иван Сусанин" (по выбору, обр.
К. Сорокина и В. Белова).
54. Глинка М. "Разгулялися, разливалися" (А. Николаев "Школа игры на
фортепьяно для начинающих", обр. Н. Улановой).
55. Кюи Ц. Соч. 74, 10 пятиклавишных пьес, ч. II.
56. Любарский Н. 6 пьес на темы украинских народных песен.
57. Прокофьев С. Русский танец из балета "Сказ о каменном цветке"
(перелож. К Сорокина).
58. Чайковский П. 50 русских народных песен: №№ 5, 11, 14, 24, 42, 47.
59. Шуберт Ф. 4 лендлера.
60. "Два кузнеца", чешская народная песня (перелож. И. Стучинской).
61. "На море утушка купалась", русская народная песня.
62. "Сборник русских народных песен в обработке для 4-х рук", сост.
Кершнер Л.