Развитие чувства ритма на основе изучения традиций народной музыки в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста


Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы Центрального района
«Развитие чувства ритма
на основе изучения традиций народной музыки
в процессе музыкального воспитания детей
дошкольного возраста»
Автор:
педагог дополнительного образования
Савалина Е.Б.
Санкт-Петербург
2015 год
В основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.
Музыкально - ритмическое чувство детей дошкольного возраста может развиваться
только в процессе игровой музыкальной деятельности: музыкальное занятие
начинается, как правило, с подчёркнуто ритмизованного произнесения собственных
имён, фамилий, считалок, песенок. Затем к декламации присоединяются хлопки и
притопы, щёлканье пальцами, идёт «развязывание» ритма. С помощью таких
действий ребёнок вводится в мир ритма. Во время декламации целесообразно
направлять внимание ученика прежде всего на ритмический метр: это достигается
при помощи включения детей в игру.
1. Игра «Шаги под музыку». Дети шагают под музыку марша. За основную единицу
времени берётся четверть, которая наиболее соответствует двигательной энергии и
психологически естественна для ребёнка.
2. Игра в «оркестр». Дети выполняют хлопки, притопы с последующим
перенесением этих ритмических рисунков на ударные инструменты, естественно
переходящая в другую игру.
3. Игра «Ритмическая графика». Перенесение ритмических рисунков на доску
вначале с помощью карточек, а затем с помощью нотной записи.
Рекомендуется сразу с освоением ритмической графики учить детей выкладывать
на фланелеграфе простейшие партитурки.
Для развития чувства ритма также используется технология прохлопывания
ритмических рисунков при помощи ритмослогов: «та», «ти - ти». Использование
ритмослогов, для ребёнка на начальном этапе проще, чем понятия «четверть»,
«восьмая». Включение понятий «четверть», «восьмая» должно происходить тогда,
когда будут усвоены и прочувствованы ритмические формулы при помощи
ритмослогов.
Импровизация на музыкальных инструментах, сопровождаемая ритмо-слогами,
стихами, считалками, доставляет ребёнку наслаждение, инструмент становится
любимой игрушкой.
Игра на музыкальных инструментах неразрывно связана с освоением
музыкальной грамоты. Эта связь позволяет делать исполнение активным и
осмысленным для ребёнка. Именно в это время в игровой манере идёт освоение
музыкальной грамоты с опорой на живое звучание.: от практики музицирования -
к азам теории музыкальной грамоты.
Начиная исполнение в чисто ритмической манере, постепенно переходим к
освоению звуко-высотной стороны. Дидактическим средством для освоения звуко-
высотности служит лесенка, фланелеграф с нарисованными двумя нотными станами
(для скрипичного и басового ключа), где выкладываются нотки на нотном стане.
Для создания музыкальных образов детям предлагаются следующие
инструменты: деревянные ложки, шаркунок, рубель, трещётки. Занятия проводятся
в группе, а игра на этих инструментах не требует от детей особых усилий и даёт
им возможность сразу включиться в процесс творчества и способствует развитию
чувства ритма. Эти инструменты восходят к древнейшим русским народным
инструментам, изначально они носили обрядовый характер, некоторые из них
превратились в детскую игрушку. Через знакомство с этими инструментами дети
узнают их историю и знакомятся с традиционными обрядами русского народа.
1. Игра на деревянных ложках.
Знакомство с двумя приёмами игры:
1) Черенки ложек находятся в обеих руках. Черпаки ложек обращены друг к
другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют характерный сухой
звук.
2) Полость черенка одной ложки зажать в ладони (обычно левой руки). Удар
производится другой ложкой. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью,
которая выполняет роль резонатора и позволяет извлекать звуки различной
высоты. Дети этому приёму игры придумали название «лошадки». Используя
этот музыкальный инструмент, можно отправиться в «путешествие на
лошадках». Таким образом, у детей развивается не только чувство ритма, но и
творческое воображение.
2. Игра на шаркунке. В старину этот инструмент был посредником в процессе
адаптации ребёнка в условиях традиционной культуры. С помощью него дети
изображают лошадок, которые находятся ещё очень далеко.
3. Игра на трещотке (курская) имитирует бег лошадки. Этот музыкальный
инструмент, известный с давних пор. Трещотки, как самозвучный музыкальный
инструмент, широко использовался во время плясок и является исконно русским
музыкальным инструментом.
4. Рубель. Игра на этом инструменте имитирует перестук лошадиных копыт.
Проводя палочкой по разным частям поверхности инструмента (сбоку, посередине)
и с разной силой, музыкант способен создать огромную палитру звуков. В
древности, когда ещё не было утюгов, с её помощью гладили бельё. Постепенно
создаём динамико-ритмический ансамбль, который формирует у детей
представление о следующих музыкальных понятиях: форте, пиано, крещендо,
диминуэндо.
Так с помощью образно-сюжетных действий совершенствуются не только
музыкальные способности (чувство ритма, координация), но и формируется
интерес к занятиям.
Через знакомство с этими инструментами, детей можно познакомить с
традиционными обрядами и праздниками: «Проводы Масленицы», «Святки», где
дети становятся сами участниками этого обряда. Проведение праздника основано
на музыкальном материале (обрядовых песнях, музицирование на инструментах).
Предлагаемый репертуар.
Русские народные песни понятным для детей песенным текстом). «Во
кузнице», сюжет этой песни возможно обыграть. «Как под горкой», «Ох вы
сени» и др.
Детские народные песенки, считалки, обрядовые песни.
Литература
1. Вертков К. «Русские народные музыкальные инструменты». М: «Музыка»,
1975г
2. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь», 1982г.
3. Дайн Г.Л. «Русская народная игрушка» - М: Лёгкая и пищевая
промышленность, 1981г
4. «История русской музыки» Учебник. Выпуск 1 С древнейших времён до
середины XIX века. Левашова О.Е. М: «Музыка», 1990г.
5. Науменко Г.М «Жаворонушки». Русские песни, прибаутки, скороговорки,
считалки, сказки, игры. М.,1977г.
6. Науменко Г.М. «Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское
музыкальное творчество. М., 1988г.
7. Перунова Н. «Музыкальная азбука». «Советский композитор», 1990г.
8. «Про свирель, гудок и бубен». Детская энциклопедия русских народных
музыкальных инструментов. Калининград, «Янтарный сказ», 1995г.
9. Рыбакова Е.Л. «Методика работы с детским народно-инструментальным
коллективом». Ленинград, 1988г.