Программа "Подготовительный класс по специальности фортепиано"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧТЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Г. ВОЛЖСКОГО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Подготовительный класс по специальности фортепиано»
(дополнительные платные образовательные услуги)
срок обучения 1-2 года
(для учащихся, поступающих в школу в 5-6 лет)
Подготовили: Бубель Ирина Юрьевна,
преподаватель по классу фортепиано
ДМШ № 3 г. Волжского Волгоградской обл.
Затеева Елена Андреевна
преподаватель по классу фортепиано
ДМШ № 3 г. Волжского Волгоградской обл.
Волжский 2015
2
«Одобрено»
Методическим советом
образовательного учреждения
протокол № __7___
« _30____» ____05_______ 2015 г.
«Утверждаю»
Директор
Кузнецов Е. В.
______________
(подпись)
« _____» ______________ 2 г.
Разработчики:
И.Ю. Бубель, преподаватель по классу фортепиано ДМШ №3 г. Волжского (высшая квалификационная
категория)
Е.А. Затеева, преподаватель по классу фортепиано ДМШ №3 г. Волжского (высшая квалификационная
категория)
Рецензент:
Рецензент:
3
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Структура программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям;
VI. Список учебной и методической литературы
1. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
4
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа «Подготовительный класс по специальности фортепиано»
разработана на основании «Положения о дополнительных платных
образовательных услугах МБОУ ДОД ДМШ № 3» от
Программа предназначена для подготовительных отделений
музыкальных школ. При составлении программы учитывались как
«Рекомендации по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», так и ФГТ. В основу программы положены методические
разработки С. Геталовой, С. Барсуковой, И. Корольковой, а также
многолетний опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.
По утверждению психологов, восприятие детей 5-6 лет отличается
произвольностью, т.е. носит активный характер. То же касается и других
психических процессов, таких как, память, внимание и воображение.
Поэтому так важно именно в этом возрасте интенсивно развивать данные
сферы. А накопление музыкального опыта стимулирует развитие памяти,
мышления, речи, мелкой моторики, а это в свою очередь помогает овладению
элементами музыкальной грамоты и навыками игры на инструменте и
являются психологической основой музыкального творчества.
В дошкольном возрасте осмысленная деятельность ребенка ведет к
образованию у него межанализаторских связей, способствует
разностороннему познанию предметов и явлений. Сочетание зрительных
ощущений с тактильно-двигательными имеет особое значение для познания
свойств и качеств предмета и для освоения самого способа его познания.
Именно по этой причине для развития ребенка в этом возрасте важны такие
виды деятельности, как рисование, лепка, танцы, дидактические игры и
начальное обучение игры на музыкальном инструменте, в частности, на
фортепиано.
Дошкольный возраст это тот самый благоприятный период в жизни
человека, в котором происходит накопление определённого опыта. Подобно
освоению родного языка, ребёнок в этот период может интенсивно
воспринимать и усваивать интонационный склад музыкальных
произведений. Именно в этом возрасте у детей формируются эталоны
красоты, воспитываются чувства, накапливается опыт деятельности, от
которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие.
5
Программа направлена на музыкально-эстетическое воспитание
дошкольников, развитие музыкальных способностей и мелкой моторики,
освоение начальных навыков игры на фортепиано. Данная программа
позволяет подготовиться к поступлению в 1 класс музыкальной школы и к
освоению Дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной
программы «Фортепиано».
При поступлении в подготовительную группу проводятся тестовые
задания по диагностике музыкальных данных с целью коррекции или
развития имеющихся данных в процессе обучения.
Учащиеся, успешно закончившие подготовительный курс,
принимаются в 1 класс музыкальной школы без экзаменов.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок обучения в подготовительной группе – для детей, поступивших
в 5 лет – 2 года. Для детей, поступивших в 6 лет – 1 год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
При 2-х летнем сроке обучения составляет 330 часов. Из них – 132
часа – аудиторные занятия, 198– самостоятельная работа.
При обучении сроком 1 год – 165 часов. Из них 66 часов – аудиторные
занятия, 99 – самостоятельная работа.
Продолжительность урока – один академический час (30 минут).
Недельная нагрузка:
Аудиторные занятия – 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа – 3 часа в неделю.
По окончанию каждой учебной четверти предусмотрены каникулы,
в соответствии с графиком работы учреждения.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия проводятся индивидуально.
5. Цели и задачи учебного предмета
Цель: Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного
возраста, вовлечение их в сферу музыки путем постепенного знакомства с
музыкальной деятельностью.
Подготовка дошкольников к освоению дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано».
6
Задачи:
формирование начальных навыков восприятия музыки на
доступных по возрасту образцах музыкального искусства;
формирование начальных навыков игры на фортепиано в
доступной, художественно-увлекательной форме;
развитие интереса к классической музыке и музыкальному
творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти,
музыкальности и артистизма;
освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для
владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
6. Структура программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по этапам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- игровой;
- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация);
- практический (работа на инструменте, упражнения);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения
соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда. Учебные аудитории для занятий по предмету «Специальность и
чтение с листа» оснащены двумя инструментами (роялями или пианино) и
имеют площадь около 12 кв. метров. Имеется концертный зал с концертным
7
роялем, библиотека и фонотека. Музыкальные инструменты регулярно
обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
Распределение по
годам обучения
Года обучения
2
Продолжительность учебных занятий
(в неделях)
33
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
2
Общее количество часов на аудиторные занятия (на 1
год обучения)
66
Общее количество часов на аудиторные занятия (на все
время обучения)
132
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную)
работу (часов в неделю)
3
Общее количество часов на внеаудиторную работу (на 1
год обучения)
99
Общее количество часов на внеаудиторную работу (на
все время обучения)
198
Общее максимальное количества часов на 1 год
обучения
165
Общее максимальное количества часов на весь период
обучения
330
2. Годовые требования
За один учебный год, ученик, имеющий музыкальный инструмент
дома, должен пройти в среднем от 10-15 и выше музыкальных произведений.
Не имеющий музыкального инструмента дома в зависимости от
способностей и возможностей обучающегося.
На занятиях педагог регулярно использует такие виды деятельности,
как слушание музыки, пение, подбор по слуху, упражнения, направленные на
8
развитие чувства ритма и начальную организацию мелкой моторики,
формирование начальных навыков посадки и приемов игры на фортепиано. К
знакомству с основами нотной грамоты и более сложным разделам педагог
переходит, постепенно усложняя задачи, в зависимости от способностей и
возраста учащегося. В дошкольном возрасте игра ведущий вид
деятельности, поэтому все учебные занятия должны быть в игровом
процессе.
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО
РАЗДЕЛАМ
Усвоению каждого раздела относится следующее количество уроков
(из расчета два урока в неделю):
Первый раздел
Подбирание по слуху одноголосных мелодий
–Ирга подобранных по слуху одноголосных мелодий в ансамбле с
педагогом
8- 12 уроков
Второй раздел
-Игра по нотам одноголосных мелодий
- Игра по нотам одноголосных мелодий в ансамбле с педагогом
12- 16 уроков
Третий раздел
Игра более сложных одноголосных мелодий и легких пьес
- Игра более сложных одноголосных мелодий в ансамбле с педагогом-
10-12 уроков
Четвертый раздел
- Игра более сложных пьес с чередованием рук и двумя руками вместе
-Игра более сложных ансамблей
10-12 уроков.
При двухлетнем обучении преподаватель использует те же разделы,
усложняя задачи и углубляя знания и навыки.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Слушание музыки необходимо проводить систематически, не реже
одного раза в неделю. На каждом уроке исполняется одно новое
произведение и повторяются две-три из ранее прослушанных пьес.
9
ПОСТАНОВКА РУК И ПРИЕМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ
Правильная посадка за инструментом. Подготовительные
упражнения, гимнастика для рук. Основные приемы звукоизвлечения (non,
legato, staccato).
ЗНАКОМСТВО С НОТНОЙ ГРАМОТОЙ
Понятия нота, нотный стан, порядок расположения нот,
скрипичный ключ, длительности нот, паузы, такт, темп, размер.
Первый раздел.
ПОДБИРАНИЕ ПО СЛУХУ ОДНОГОЛОСНЫХ МЕЛОДИЙ
Подбиранию на инструменте предшествует слуховое запоминание
мелодий и их воспроизведение голосом.
Песни сначала подбираются одной рукой (3-м пальцем). Вслед за этим
педагог, обращает внимание на ритмичность, пластичность движений и
тембровую окраску ярких интонаций.
В песнях перед учеником ставится задача овладеть начальными
приемами игры non legato.
Перед игрой по слуху, следует познакомить ученика с названиями
звук-клавиш в диапазоне первой октавы. Рекомендуется чередовать пение
мелодий со словами и их сольфеджирование.
Учащиеся, которые достаточно свободно подбирают по слуху,
желательно применять транспортирование отдельных песен в тональности,
которые удобные для исполнения.
ИГРА ПОДОБРАННЫХ ПО СЛУХУ МЕЛОДИЙ В АНСАМБЛЕ
С ПЕДАГОГОМ
В этом виде работы педагог может не только исполнять вторую
партию ансамбля, но и просто поддерживать мелодию, которую играет
ученик, основными функциями (Т S D )
Педагог находится за одним инструментом с учеником.
Второй раздел.
ИГРА ПО НОТАМ ОДНОГОЛОСНЫХ МЕЛОДИЙ
Приступая к разучиванию произведения, ученик должен сначала
назвать ноты, из которых складывается мелодия, пропеть ее со словами или
называя ноты, воспроизвести ритмический рисунок хлопками, подготовить
10
аппликатуру и только после этого перейти к игре по нотам. Вначале
возможна игра без счета, лишь со слуховой ориентацией в ритме.
Важно научить ребенка переводить взгляд с нот на клавиатуру. На
данном этапе обучения играем по нотам, наизусть музыкальные
произведения не учим. Ученик играет приемом non legato . Некоторые
произведения можно пробовать исполнять на staccato («Дождик»)
ИГРА ПО НОТАМ ОДНОГОЛОСНЫХ МЕЛОДИЙ В АНСАМБЛЕ С
ПЕДАГОГОМ
Игра по нотам одноголосных мелодий возможна в ансамбле с
педагогом, если есть вторая партия для педагога, если ее нет, то педагог сам
сочиняет вторую партию из основных функций. Педагог пробует играть на
втором инструменте.
Третий раздел
ИГРА БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ОДНОГОЛОСНЫХ МЕЛОДИЙ И
ЛЕГКИХ ПЬЕС
В этом разделе ученик исполняет произведения на non legato, staccato,
пробует legato- по 2, затем 3 звука
Следует обратить внимание ученика на плавное интонирование
мелодий, исполняемых legato. Здесь ребенок также знакомится с
длительностями, размером, тактовым членением, динамикой, знаками
альтерации, хотя с некоторыми перечисленными видами, он может быть
знаком в первом и втором разделе. При счете вслух рекомендуется
отсчитывать основные доли такта – четвертные ноты.
В музыкальном материале третьего раздела ставиться новая задача-
начальное восприятие элементов гармонии и полифонии. Фактура песен и
пьес более разнообразна. Ранее усвоены приемы позиционной игры
сочетаются с расширением регистров, появлением новых штрихов и
подвижной метрики. Вместе с привычными для ребенка приемами
поочередного вступления рук вводится одновременная игра обеими руками.
Большое место отводится развитию навыков подвижной игры legato.
ИГРА БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ОДНОГОЛОСНЫХ МЕЛОДИЙ В
АСАМБЛЕ С ПЕДАГОГОМ
Игра более сложных одноголосных мелодий рекомендована в
ансамбле с педагогом.
Необходимо, чтобы педагог играл на втором инструменте.
11
Четвертый раздел
ИГРА БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ПЬЕС С ЧЕРЕДОВАНИЕМ РУК И ДВУМЯ
РУКАМИ ВМЕСТЕ
В этом разделе ученик играет музыкальные произведения, в которых
возможно чередование основных приемов игры non legato, staccato, legato.
В пьесах этого раздела развитие элементов музыкальной речи
сочетается с более яркой жанровой характеристикой музыки.
Пианистическая фактура произведений требует от ученика выполнения
новых звуковых и технических задач. В произведениях встречаются
параллельные и симметричные движения рук, певучее legato и чередование
трех основных приемов игры
ИГРА БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ АНСАМБЛЕЙ
Игра более сложных ансамблей с преподавателем. Возможна игра
более простых ансамблей с другим учеником.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Все музыкальные произведения необходимо подбирать, учитывая
индивидуальные особенности ребенка, его общее развитие и музыкальное
восприятие. За преподавателем остается право расширять и дополнять
предлагаемый репертуар, исходя из конкретных задач и индивидуальных
возможностей каждого ученика.
В репертуарный план могут входить детские песни, для дошкольного
возраста, народные песни, простые пьески в сольном и ансамблевом
исполнении.
Рекомендуемый репертуарный список:
1. И. Королькова «Первые шаги маленького пианиста»:
«Песенка ноты До», «Песенка ноты Ре», «Песенка ноты Ми»,
«Песенка ноты Фа» и т.д.
«Барабан», «Ежик», «Одуванчик», «Про зайку», «Масленица»,
«Петушок», «Жираф», «Песенка-задачка», «Приключение» «Смех»,
«Чистюля», «Про кота», «Головастик», «Котенок», «Дед Мороз», «Про
медведя», «Считалка».
2. И. Королькова «Я буду пианистом» 2 часть:
Выполни задания на страницах 7,11,19, 24,25,39,46.
«Новогодняя», «Оловянный солдатик», «Новогодний хоровод».
12
3. Е.А. Королева «Музыка в сказках, стихах и картинках».
Сказка «Путешествие по волнам» (упражнения на legato) стр. 47-48.
«Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино» (Высокие и
низкие звуки) стр. 6-7.
«Сказка о мудрой сове» Часть I ( Скрипичный ключ) стр. 16-17
Сказка «Неразлучные друзья» (Паузы) стр. 34-35.
«Сказка про кота» (Динамические оттенки), стр. 53-54
«Сказка о мудрой сове» Часть II. стр. 56-57 (Басовый ключ)
Кувшинников Н. «Маленькая пьеса»
«Жил был у бабушки серенький козлик» (обработка А. Гедике)
Б.Барток «Мелодия».
«Сочиняем сами» стр. 66-73.
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Результатом освоения программы «Подготовительный класс по
специальности фортепиано» является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству;
- сформированный комплекс начальных знаний, умений и навыков,
позволяющий осваивать предпрофессиональную общеобразовательную
программу «Фортепиано»:
- навыки слухового восприятия, умение определять
характер музыкального произведения;
- умение свободно ориентироваться на клавиатуре
инструмента;
- начальные навыки ритмической организации музыки в
различных видах деятельности (шаги под музыку,
воспроизведение ритма похлопыванием, ритмичное исполнение
пьес на инструменте);
- наличие музыкальной памяти;
- навыки точного интонирования простейших попевок;
- навыки подбора по слуху простых песенок;
- знание простейших основ музыкальной грамоты;
- начальные навыки постановки руки и приёмами
звукоизвлечения (поп legato, legato, staccato);
- начальные навыки по использованию музыкально-
исполнительских средств выразительности;
13
- наличие элементарных навыков выступления на сцене в
качестве солиста или в ансамбле с педагогом.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Целью аттестации является проверка соответствия знаний, умений и
навыков, полученных обучающимися на определенном этапе обучения.
Аттестация проводится в форме текущего и промежуточного контроля.
Итоговая аттестация и выдача документа по окончанию курса
обучения по данной программе не предусмотрена.
Текущий контроль проводится в течение всего периода обучения в
том числе, в виде тестирования, соответствующего содержанию
тестирования при приеме в музыкальную школу. Текущее тестирование
осуществляется с целью контроля развития основных музыкальных
способностей: памяти, ритма, слуха, музыкальности и их корректировки при
необходимости, а так же с целью определения степени овладения знаниями,
умениями и навыками, предусмотренными программой. Регулярный текущий
контроль за обучением и развитием детей по предусмотренным программой
направлениям, учет успеваемости учащихся осуществляется педагогом на
уроках. В нем учитывается старание, прилежание ребенка, темп и глубина
освоения нового материала, проявление самостоятельности, как на уроках,
так и во время выполнения домашней работы. Также текущий контроль
носит стимулирующий и поощрительный характер. Отметки выставляются в
дневник учащегося и в журнал, на основании текущего контроля выводятся
четвертные отметки.
Промежуточный контроль производится в виде концертов с целью
проверки освоения учебной программы «Подготовительный класс по
специальности фортепиано».
По окончании первого и второго учебных полугодий, ученик
выступает на концертах перед родителями или на концерте класса
преподавателя, исполняет 1-2 произведения наизусть или по нотам сольно
и/или в ансамбле.
По итогам успешной промежуточной аттестации последнего года
обучения обучающийся зачисляется в 1 класс.
При реализации программы применяется 5-ти балльная система
оценок с использованием знаков «+» и «-», что дает возможность более
конкретно и точно оценивать выступления учащихся, а также степень
овладения знаниями, умениями и навыками.
14
2. Критерии оценки
Критерии оценивания выступления в рамках промежуточной
аттестации:
5 («отлично») выставляется за технически качественное и
художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на
данном этапе обучения.
4 («хорошо») отражает грамотное исполнение с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в художественном).
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством
недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка,
малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
Оценка 2 («неудовлетворительно»), как правило, не используется в
рамках данной программы, чтобы не нарушать эмоциональное благополучие
ребенка.
Учитывая возрастные особенности детской психики, педагог
использует словесную оценку для поддержания мотивации к обучению.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям;
При обучении необходимо учитывать психолого-педагогические
особенности работы с детьми дошкольного возраста. В дошкольном возрасте
игра ведущий вид деятельности, поэтому все учебные занятия должны
проходить в игровом процессе.
Занятия проводятся индивидуально, но на начальном этапе обучения
(первые 2-3 недели) слушание музыки, ритмические упражнения,
разучивание крупных двигательных упражнений, движений под музыку и
освоении посадки за инструментом, целесообразно проводить занятия
маленькими группами (2-3 ученика). Можно приглашать учеников на уроки
друг к другу. Так они быстрее и в более непринуждённой обстановке освоят
общие движения и понятия, позволяющие перейти к индивидуальным
занятиям и освоению более сложных задач.
При подборе репертуара для дошкольников, необходимо учитывать
музыкальное развитие детей с присущей им непосредственностью,
конкретностью восприятия музыкальных образов, учитывая неустойчивое
внимание, неусидчивость. Большую часть материала составляют детские
песни, а также оригинальные произведения отечественных и зарубежных
композиторов.
15
Отдельное место отводится подбиранию по слуху одноголосных
мелодий и начальной организации моторики.
Необходимо знать, что в дошкольном возрасте происходят следующие
изменения:
расширение объема внимания;
рост устойчивости внимания;
формирование произвольного внимания.
Большое значение для умственного развития ребенка имеет образная
память, которая наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте.
Конкретная образность детского мышления проявляется в процессе
развития словесных форм мышления, прежде всего в овладении понятиями.
Возросшие возможности у детей способствуют дальнейшему
развитию речи, которая выражается, прежде всего, в совершенствовании ее
понимания. 5-6 летний ребенок уже понимает сюжет сказки, небольшого
рассказа. В этом возрасте речь сопровождает все виды деятельности:
наблюдение, рисование, музыкальные занятия, счет, труд и игры.
Разговорная речь становится связной.
В возрасте 5-7 лет ребенок уже может предвосхищать события и
стремится к воображаемой цели, возрастает выносливость воли.
У детей данного возраста формируется представление, развивается
наблюдательность, восприятие, память, мышление. Ролевые игры наиболее
важные для развития ребенка и музыкальные занятия способствуют этому
развитию.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ
Цели и задачи по слушанию музыки: привить навыки восприятия
музыкальных произведений, воспитать эмоциональную отзывчивость на
музыку, развить начальные музыкально слуховые представления, которые
необходимы для плодотворного проведения занятий по обучению игре на
фортепиано.
Музыкальным материалом может служить обширный и
разнообразный по жанрам и образному строю песенный репертуар детских
садов и фортепианная музыка для детей различных жаров: песня, танец,
марш.
16
ОБ ИЗУЧЕНИИ АНСАМБЛЕЙ
Игра ученика в ансамбле с педагогом обязательный компонент
прохождения каждого из разделов. Обучение ансамблевой игре активизирует
музыкальное развитие ученика, расширяет восприятие музыкальных образов,
элементов музыкальной речи, средств исполнительской выразительности,
развивает умение слушать и слышать не только свою игру, но и партнера.
VI. Список учебной и методической литературы
1. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Барсукова С. А. Веселая музыкальная гимнастика. Для учащихся
подготовительного и первого классов ДМШ. Выпуск 1, Выпуск №2.
Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011г., 2010 г.
2. Барсукова С.А. Пора играть, малыш! Для учащихся подготовительного и
первого классов ДМШ. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону,
Феникс, 2011г.
3. Геталова О. В музыку с радостью для детей 4-6 лет. Композитор, Спб
2009г.
4. Геталова О. Обученье без мученья! (Учебное пособие на материале
детских песен) Композитор, Спб 2011г.
5. Домогацкая И. Первые уроки музыки. Москва, Классика - XXI, 2011г.
6. Королькова И.С. Первые шаги маленького пианиста. Ростов-на-Дону,
Феникс, 2012г.
7. Королькова И.С. Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких.
Ростов-на-Дону, Феникс, 2013г.
8. Королькова И.С. Я буду пианистом. Методическое пособие для обучения
нотной грамоте и игре на фортепиано. Часть I и Часть II. Ростов-на-Дону,
Феникс, 2012г.
9. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. Москва
«Просвещение», 1994г.
10. Милич Б. Фортепиано. Маленькому пианисту. Москва, «Кифара», 2008 г.