Буклет для подготовки к техническому зачету «Как запомнить аппликатуру в гаммах и арпеджио»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
Буклет для подготовки к техническому зачету
«Как запомнить аппликатуру в гаммах и арпеджио»
подготовила
преподаватель по классу фортепиано
Колесникова Лариса Васильевна
Северск
2015
Пояснительная записка
Цель: систематизация умений и навыков учащихся и внедрение новой формы
работы.
Этот буклет имеет ярко выраженную практическую направленность.
Каждому преподавателю известно, сколько времени и сил отнимает
аппликатура в гаммах и арпеджио. Организовать изучение гамм, аккордов,
арпеджио рациональнее по группам согласно аппликатурному принципу.
Работая над гаммами, педагог должен сосредоточиться на выработке у ученика
точных, активных пальцев, ощущения опоры в клавиатуру в сочетании с
активностью, цепкостью кончиков пальцев, гибкости запястья, ведущих
ощущений в крупных частях рук - участие мышц локтя, плеча, спины,
интонационной объединенности и красоты звучания. Таким образом, задачи
при изучении гамм сводятся к следующему:
ладо-тональная ориентировка;
воспитание аппликатурной дисциплины;
освоение мажоро-минорной системы;
выработка автоматизации движений;
достижение пальцевой беглости, ровности, выносливости;
выразительности звучания.
В буклете содержатся советы по разучиванию аппликатуры из опыта
работы преподавателя, хотя, наверное, у каждого из нас есть свои приемы для
того, чтобы сделать процесс запоминания аппликатуры более эффективным.
Для примера можно взять всем известную таблицу с аппликатурой мажорных и
минорных арпеджио, которую обычно делят на 2 части, составляют схему с
аппликатурой для мажора и минора отдельно. Здесь хотелось бы уточнить
некоторые моменты. Мне представляется более целесообразным совместить всё
в одной таблице. Обычно я пишу крупно один 3 палец, один 4 палец, объясняя,
что они играют не одновременно, а в одном виде арпеджио, потом в
квартсекстаккорде разделяется на 4 палец и ниже 3 палец. Вот и всё, что нужно
запомнить!
Возможно, что более привычное для учащихся изложение материала в
виде правил, схем в данном буклете поможет сделать исполнение гамм и
арпеджио более осмысленным и убедительным. Ну, а остальное, как говорится,
дело техники!
Играем гаммы
Всем известно: гаммы играются
строго определенными пальцами.
Аппликатура гамм и арпеджио
складывается в типовые формулы.
Это «музыкальная таблица
умножения» (И. Гофман). Как их
запомнить?
Запомни магическую формулу!
Правая рука: 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4
Левая рука: 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Внимание! Правило №1
Правило №2
Правило №3
Гаммы объединяются в группы по
общему аппликатурному принципу.
Существует несколько вариантов. Мы
выбираем классификацию в
зависимости от того, с какой клавиши
начинается гамма с черной или с
белой.
Внимание!
Аппликатура гамм, начинающихся
с белой клавиши, следует
магической формуле.
Гаммы этой группы имеют
симметричную аппликатуру: все
пальцы при игре расходящейся
гаммы совпадают. В этих гаммах 4
палец в правой руке приходится
ВСЕГДА на VII ступень, а в левой -
ВСЕГДА на II ступень.
Когда соединяем гамму двумя
руками в параллельном движении,
запоминаем, что тоника ВСЕГДА
находится в окружении 4-х
пальцев! При игре вверх можно
проговаривать: 4-ый в правой
первые 4-ый в левой, а в
нисходящем движении сначала 4 в
левой — тоника — 4 в правой.
Аппликатура гамм, которые
начинаются с черной клавиши,
подчиняется следующему правилу:
первый палец берется на первой
белой клавише после черной.
Исключение составляют Фа мажор
и фа минор в правой руке, Си мажор
и си минор в левой, где порядок
следования пальцев – обратный.
В бемольных гаммах 1 палец правой
руки сохраняет верность «ДО» и
«ФА».
В хроматической гамме для
запоминания аппликатуры
помогает игра «Белый кот, черный
кот, 2 мышки» (там, где 2 белых
клавиши рядом).
Первый палец в гаммах никогда
не играет на черных клавишах.
Пальцы в гаммах всегда играют
подряд, без пропусков.
Четвертый палец на протяжении
одной гаммы одну октаву)
играет всего один раз.
Играем аккорды
Внимание! Правило!
Обращения получаются путем
перестановки звуков трезвучия, как
переставляем кубики.
При игре аккордов двумя руками
проговариваем: вместе третьи, в
правой второй, в левой второй, вместе
третьи и т.д.
Разучиваем арпеджио
Арпеджио бывают короткие, ломаные
и длинные.
Внимание! Правило!
Запомните формулу для коротких
арпеджио!
Аппликатура для минорных арпеджио
В левой руке аппликатура
используется в зеркальном
отражении. При игре проговариваем:
в левой четвертый, вместе четвертые,
вместе третьи.
Аппликатура для мажорных арпеджио
При игре проговариваем: вместе
третьи, вместе четвертые, в правой
четвертый, то есть называем палец,
который меняется.
Внимание!
Исключение составляют До, Соль,
Фа мажор, ля, ми, ре минор, где
следующий порядок пальцев:
В ломаных арпеджио
аппликатура играется по схеме
коротких арпеджио.
Аппликатура в длинных
арпеджио играется по первому
короткому.
Внимание! Правило!
Трезвучие это три звука,
расположенные по терциям, то
есть через клавишу.
В длинных арпеджио важно
запомнить место 1 пальца при
игре от чёрной клавиши. В правой
руке место 1 пальца первая
белая, в левой последняя белая
клавиша.
Во всех арпеджио ВСЕГДА играют
1, 2 и 5 палец, а 3 и 4 меняются.
3 - 4 - 4
3 - 4 - 3
Помните!
Игра гамм развивает такие
технические качества как беглость,
ловкость, четкость и точность
звукоизвлечение, силу и
выносливость, независимость и
самостоятельность пальцевых
движений, координацию движений
в партиях обеих рук, вырабатывает
аппликатурную дисциплину,
позиционное мышление.
Самое важное в освоении гамм
ежедневные занятия. Не спешите
играть сразу двумя руками.
Попробуйте вначале каждой рукой
отдельно, потом двумя.
Разучивая гаммы, вы овладеваете
основными формулами игры на
фортепиано.
Буклет для подготовки к
техническому зачету
«Как запомнить аппликатуру
в гаммах и арпеджио»
Литература
Корыхалова Н. Играем гаммы. - М.:
1995.
Либерман Е. О фортепианной технике. -
М.: 1971.
Макуренкова Е. О педагогике В.В.
Листовой. - М.: Музыка, 1971.
Тимакин Е. Воспитание пианиста - М.:
Советский композитор, 1989.
Интернет-ресурсы
http://tatzilbert.ru/applikaturnyie-printsipyi/
http://harmony.musigi-
dunya.az/rus/archivereader.asp?s=4590&txt
id=234
http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=77637
http://myfortepiano.ru/skachat-gammy.html
http://propianino.ru/akkordy-chast-1
Ссылки на изображения:
http://umnitsa-
miass.ru/data/skripichnyiy%20klyuch.png
http://dvbpro.ru/wp-
content/uploads/2010/07/answer.jpg
http://krasivye-
zhivotnye.ru/images2/zhivotnye73.png
http://img-
fotki.yandex.ru/get/4116/54833049.6c/0_ae
e79_965031a3_M.jpg
https://lh4.ggpht.com/mzMS24R6GIRkolh
mINP4vFzhdSSVxa8D2q5-
LqvVkG_s3xA-MH2CQxciYWmGWSr-
kQ=h900
http://koshkidarom.ru/cat-
art/anima/thumbs/aristocats2_small.jpg
http://tattooinfo.ru/images/foto_cvetnoj_jes
kiz_tatu_dva_myshonka.jpg
http://propianino.ru/akkordy-chast-1
http://myakishi.ru/upload/iblock/f2d/f2df4b
67cbbf33ce866ca3cd21677100.jpg
http://www.stihi.ru/pics/2010/08/09/1608.jp
https://encrypted-
tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR5
z93qZVWBJShZ-
QXliqg9UqQrNbvi2Gmhc-dMJRrpV-
KOiYIF6w