Первые шаги музыкального воспитания ребенка. 1 класс


Коммунальное государственное казённое предприятие
«Городская детская музыкальная школа №1»
Методический доклад
«Первые шаги музыкального воспитания ребенка»
1 класс. 6-7 лет.
Подготовила:
преподаватель по классу фортепиано
Оленбург Марина Владимировна
г.Караганда
2015
Введение
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном
становлении личности ребёнка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной
жизни. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес,
эстетический вкус, расширяется кругозор. В детстве закладываются не только основы
знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать.
Основным отличием работы с начинающими, является то, что педагогу приходится
встречаться с учениками, не имеющими никаких музыкальных представлений.
Приходится именно «начинать». Знакомясь с учеником, прежде всего надо увидеть его
музыкальные данные к числу их относятся: музыкальный слух, память, ритм. Для
проверки музыкальных данных ребёнку предлагают обычно спеть одну или две знакомых
песни, дают отрывок известной ему мелодии и просят спеть, её от разных звуков или
берут отдельные звуки и просят спеть ребенка. Иногда фортепиано это инструмент не
знакомый ученику и имея музыкальный слух, он не может правильно воспроизвести
мелодию, а может воспроизвести лишь с голоса учителя. Следует дать ученику
прослушать мелодию ему знакомую и предложить её спеть. А детям уже пробующим
подбирать, попросить подобрать мелодию от других звуков. Так же попросить ребёнка
найти на клавиатуре тот или иной звук, взятый заранее перед тем на фортепиано
педагогом. Для проверки ритма обратить внимание на ритмическую сторону его
исполнения песни. Можно сыграть короткий музыкальный отрывок яркий по
ритмическому рисунку и попросить прохлопать его или простучать карандашом. При
прослушивании песен нужно обращать внимание так же на передачу ребёнком характера
исполнения и выразительность.
Результатом такой проверки не могут служить основанием для их окончательного
определения, так как многое зависит от музыкального опыта ребенка. Возможно, что ему
совсем не приходилось соприкасаться с музыкой, многие смущаются, теряются при
опросе. Педагогу нужно узнать какая среда окружает его дома, приходилось ли ему дома
слышать пение или игру на инструменте.
На протяжении двух или трёх месяцев последующих занятий можно до конца
выявить степень одарённости ребёнка и его восприимчивости к музыке. Часто
музыкальная школа является первой школой, порог которой переступает ребёнок, а
педагог по музыке первый с которым он общается. Первое впечатление сохраняется на
всю жизнь. И эта встреча самый подходящий момент для нахождения душевной близости.
Начальный период.
Это период духовного владения музыкой. Когда особенно интенсивно происходит
развитие слуха, художественного и музыкального восприятия музыки. « Научить» играть
на фортепиано легче, чем дать полное широкое музыкальное образование, научить
любить и понимать музыку.
Урок с начинающими не должен быть скучным и однообразным и перегруженным.
Лучше заниматься меньше по времени, но чаще. Можно заниматься сразу с несколькими
учениками( в течении месяца).На уроке менять почаще задания с лёгкого на сложные,
учитывать настроение ученика. Порядок и виды заданий и их количество могут
варьироваться добавляться по мере своей сложности , исключаться в зависимости от
данных ученика.
Задания эти следующие:
1. Слушание музыки. Определение её характера, жанра, содержания. Проиграв ученику
пьесу попросить сочинить сказку к этой музыки или рассказать, что в ней происходит.
Дать характеристику отдельным тематическим мотивам. Важно, что бы ученик сам
рассказал о своём впечатлении, можно незаметно поправлять мысль ученика, помогая
ему. Учиться выражать словами музыку. Это сказывается на исполнении, оно
становиться живым, осмысленным. Словами не выразишь музыку. Но тот, кто её ярко
чувствует, всегда найдёт и словесное выражение чувства, пусть примитивное по
сравнению с музыкой.
На первых уроках происходит знакомство с разными жанрами : марша, танца, песни и
в связи с этим осознание различных ритмов выразительности в музыке (например: пьесы
мажорные и минорные, как средство выразительности, а также колыбельная, марш,
сонатина, вариации, пьесы разнохарактерные, что развивает музыкальное восприятия
ребёнка).
2. Проверка «слышания» ранней музыки. Этот вид задания позволяет проверить
музыкальную память ученика. В этом задании нужно направлять ученика на мелодию
и гармонию.
3. Воспитание чувства ритма. Объяснять длительности. Это понятие связывать с
музыкой, слоги , слова придумать к мелодии (Артоболевская «по лестнице»,
Баренбойм «палочки», «испорченный телефон»- игры, « часы»- точно отстукивать
ритм, «шаги» ( четверти)
4. Воспроизведение звуков мотивов голосом. Практика показала, что воспроизведение
голосом мотивов ребёнок лучше исполняет, чем отдельные звуки. Иногда ребёнок не
может петь звуки не потому, что он не слышит, потому, что не владеет голосом.
5. Осознание понятия относительной высоты звука «выше- ниже».
Сравнивать отдельные звуки. Звук высокий, низкий, на большом расстоянии, потом
дойти до секунды. Нужно научить ученика слышать и определять высоту через
тембровое- регистровую окраску (скрипка- высоко, виолончель- низко).
6. Знакомство с интервалами. Надо направлять внимание ученика на окраску каждого
интервала. Лучше начинать с секунды и октавы, так как они резко отличаются. За тем
переходить к пению интервалов: терции, кварты, секунды и октавы её петь труднее. В
дальнейшем воспитывать восприятие интервалов, связывая с той музыкой, которую
он играет.
7. Знакомство с ладом. Звучание мажора и минора , легче усваивать в сравнении.
8. Пение трезвучий. По заданию педагога. Уметь выделить голосом любой из звуков.
9. Умение найти услышанный звук на клавиатуре. На маленьком отрезке указанном
педагогом. Звук сначала воспроизводиться голосом, а потом отыскивается на
клавиатуре. Это развивает слух ребёнка.
10. Определять количество звуков на клавиатуре, взятых одновременно, увеличивая
количество звуков постепенно.
11. Пение песен. Полезно исполнить песню без слов и выяснить, как ученик её воспринял.
Чувствует ли образ, характер. За тем исполнить со словами. Для проверки
запоминания песен лучше сначала съиграть её без слов. Ученикам с неразвитым
слухом лучше допеть вначале небольшие мотивы. И отдельно учить по мотивам
соединяя их воедино. Нужно добиться выразительности пения, что потом поможет
исполнению мелодии на фортепиано.
12. Подбор по слуху и транспонирование ( игра упражнений в разных тональностях).
13. Гармонизация мелодии (Т,S, D)
14. Техника подбора происходит весь год, поэтому ему нужно определённое внимание не
только на первом году обучения) подбор мелодии , аккомпанемента).
15. Подбор окончаний мелодий.
16. Знакомство с музыкальной формой произведений( куплетное, репризное, трёх
частное, вариационное, рондо). Навыки определения формы должны развиваться год
от года.
Заключение
Музыкальная педагогика – искусство, требующее от людей посвятивших себя этой
профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему делу. Учитель игры на
любом инструменте должен быть прежде всего учителем музыки, то есть ее
разъяснителем и толкователем, а не просто заниматься с учениками технической
зубрежкой. Учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание»
произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему анализ формы,
гармонии, мелодии, полифонии; он должен быть одновременно и теоретиком, и
историком музыки, а также учителем сольфеджио, гармонии и игры на фортепиано.
Одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так,
чтобы быть ненужными ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления и
методов работы, которые называются зрелостью, порогом, за которым начинается
мастерство.
Список использованной литературы:
1. Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано». Москва, издательство
«Музыка», 1978г.
2. Любомудрова Н.А. «Методика обучения игре на фортепиано». Москва,
издательство «Музыка», 1982г.
3. Милич Б. «Воспитание ученика- пианиста». Москва, издательство «Кифара»,
2002г.