Презентация "Народная русская музыка"

Подписи к слайдам:
Народная русская музыка Гимназия №295 Чернышова Людмила Викторовна Балалайка Название "балалайка", иногда встречающееся в форме "балабайка"- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, "балаканью" струн во время игры. "Балакать", "балагурить" на народном наречии значит болтать, пустозвонить. Некоторые приписывают слову "балалайка" татарское происхождение. У татар есть слово "бала" означающие "дитя". Оно быть может и послужило источником происхождения слов "балакать", "балабонить" и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне. Упоминаний о балалайке даже в XVII - XVIII очень мало. В некоторых случаях действительно встречаются намёки на то, что в России был инструмент одного типа с балалайкой, но скорее всего упоминается там домра, родоначальница балалайки. При царе Михаиле Фёдоровиче состояли при дворцовой потешной палате игрецы домрачеи. При Алексее Михайловиче инструменты подвергались гонению. К этому времени, т.е. ко 2 половине XVII века , вероятно, относится переименование домры в балалайку.

Впервые название "балалайка" встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.

Баян Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название "баян" встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника. Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно, в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом - гармоникой. В России определённым толчком в распространении инструмента явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10000 гармоник в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний. Если в Европе гармонику делали музыкальные мастера, то в России, наоборот, гармоника создавала из народных умельцев мастеров. Потому в России, как ни в какой другой стране такое богатство чисто национальных конструкций гармоники, отличающихся не только формой, но и разнообразием звукоряда. Репертуар, например, саратовской гармоники невозможно исполнить на ливенки, репертуар ливенки на бологоевке и т.д. Название гармоники определялось местом, где ее сделали.

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые ТУЛЬСКИЕ гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). На той же основе стали развиваться модели очень маленьких концертных гармоник - ЧЕРЕПАШЕК. Очень звонкие и голосистые они производили впечатление на публику, хотя это и был более эксцентрический номер, чем музыка.

Бубен Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов. Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги - колотушки в виде кнута с плетённым шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.

Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и Дальнего Востока. О шаманских бубнах можно прочитать на разных сайтах, хотелось бы рассказать о истории бубна на Руси.

Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название "бубен", под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться "барабаном".

Гусли Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивают с лежачей арфой. Подобные по форме инструменты есть у финнов (кантеле), эстонцев (каннель), литовцев (канклес), латышей (куаклес). Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они "яворчатые" или чаще "яровчатые". Нет основания предполагать, что число струн на древних славянских гуслях было постоянно. Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI - XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см.

Слово "гусли" свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово "гусли" выражает совокупность струн. "Гусль" (гусли) в смысле "струны" происходит, очевидно, от старославянского "гYctu" ("гудеть"). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн.

В наиболее старинных славянских памятниках слово "гусли" иногда упоминается для обозначения инструментов вообще. В других случаях, возможно, под именем гуслей подразумеваются струнные инструменты в отличии от духовых и ударных.

Под именем гуслей в разных местах славянских земель понимают музыкальные инструменты разного типа. Так сербо - хорваты гуслями называют однострунный смычковый инструмент, у западных славян гуслями называются скрипкообразный смычковый инструмент.

Ложки С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности. Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.

Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.

То что инструмент бытовал задолго до конца XVII в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к XVIII - XIX векам. Например, изображены ложки в руках "потомственных" скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты снабжены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя есть надпись "Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом - с рожками, и с колокольчиками, и с ложками скачет, и в присядку пляшет". В XIX - XX веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами трюкачества. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы.

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.

Частушки Первые упоминания о частушках относятся ко второй половине ХIХ столетия. Она возникла в мужской среде: собирались парни тесным кружком и пели. Постепенно частушка становилась самым мобильным жанром, завоевывала Россию.  Уже в начале ХХ века исследователи стали обращать внимание на ее характерные черты: одним это дало повод называть частушку "нескромной”, другим – "озорной”, третьим – "похабной”. Интересно, что П. Флоренский в это время находил, что "похабные” частушки (он и был автором этого термина) "весьма живо напоминают эпиграммы Марциала”. В самом деле, эротические частушки продолжают традиции обрядовой народной поэзии, заговоров и других жанров фольклора. Сама сексуальная направленность ненормативной лексики в частушечной эротике связана с древней идеей оплодотворения матери-земли. Запрет на частушки, как и другие подобные образцы народно-эротического фольклора, снимается только во время Коляды, Масленицы, Купалы, начала сева, жатвы, наутро после брачной ночи. И сейчас на деревенских свадьбах, если гости вдруг начинают петь частушки в первый день торжества, их останавливают: это дозволяется только на второй свадебный день!

Часту́шка — фольклорный жанр в котором объединилось несколько фольклорных жанра: стихи лирической песни слились с афористичностью поговорки. Частушка это короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. Большинство частушек — о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Можно выделить следующие темы: любовно-бытовые, общественно-политические, деревенско-колхозные будни с колхозной производственной тематикой и с участием трактористов-механизаторов. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда. Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек. Частушки сочиняли все — и взрослые и дети. В 1990-е годы, после Перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Некоторые темы частушек запрещёны цензурой. В пред советскую эпоху к такой теме относилась религия. 

Обрядовые песни На этой же неделе было принято кататься с гор на санках. Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели ее вывозили из деревни также с песнями и сжигали, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю.    Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д. Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года. Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии. Масленица.       Масленица – подвижный праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы. Хороводные Начиная с весны в продолжение почти всего года крестьянские девушки и парни по праздничным дням водили хороводы. Хороводной песней именуют всякую песню, которую можно спеть в «карогоде», но есть такие, которые тесно связаны с игровым действием. Настоящая хороводная песня исполняется только как игровая, и ее пение вне игры лишается смысла. Наиболее древние хороводные песни посвящены хозяйственным и промысловым темам, но в позднем своем виде и эти песни стали развлечением, игрой, которым никто уже не придавал первоначального значения. Такова приведенная песня «В темном лесе, в темном лесе…». Хороводная игра и пение воспроизводят желаемую удачу в выращивании льна-конопели, которому не помешают расти налеты «вора-воробья». Игровое действие сообщает песне непрерывное движение — одна сюжетная ситуация сменяется другой. Эта смена укладывается в четкие границы времени: песня членится на равновеликие части — образуются строфы, а строфы подобны друг другу по ритмическому и синтаксическому строю. И. С. Тургенев в «Певцах» («Записки охотника») рассказал о пении этой песни — в ней звучала «залихватская, заносистая удаль»; пение сопровождалось «бесконечными украшениями» — прибавлениями «согласных и восклицаний». Певец отделывал «завитушки» и, начав петь, «защелкал и забарабанил языком», «неистово заиграл горлом».

ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ — песни, сопровождающие хороводы. В первой группе их главенствуют производственно-бытовые мотивы, поэтические реминисценции из повседневной трудовой деятельности ("Пашенка"; "Просо"; "Белый ленок" — эти песни прослеживают судьбу льна от сеяния до одаривания молодца холстом; "Посею конопельку"; "Мы капустоньку пололи..." и др.). Вторая группа хороводных песен посвящена молодым людям — их надеждам на счастливый брак, возможности выбора по любви ("Вдоль да по речке, речке по Казанке..."; "Во лузях, во лузях"; "Я по сенюшкам хожу"); браку "со старым" противопоставляется счастливая жизнь  милым ("Во поле березонька стояла"); немалое место занимают семейные конфликты, где женщина оказывается страдающей стороной.