Конспект урока "Художники - импрессионисты" 10 класс


1
Тема: «Художники импрессионисты»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: познакомить учащихся с творческими принципами импрессионистов, с их
стремлением раскрыть средствами живописи взаимосвязь человека и окружающей среды,
показать красоту природы, научить людей ценить её, обратить внимание учащихся на
новую технику письма импрессионистов на примере работ Э.Мане, К. Моне, Э. Дега, О.
Ренуара.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с шедеврами мирового изобразительного искусства второй
половины 19в, раскрыть их гуманизм, стремление художников показать людям
красоту окружающего мира.
2. Показать связи творчества импрессионистов с жизнью эпохи, но и актуальность их
творчества для решения задач нашего времени – не только познание законов
природы, но и воспитание любви к ней.
3. В процессе преподавания темы углубить у учащихся 11 кл., понимание роли и
возможности искусства в познании законов материального мира
«Настоящий художник выражает то, что
думает, не боясь столкнуться с обычаями
века»
(Огюст Роден)
Ход урока
Импрессионизм (с франц. «впечатление») - направление в искусстве последней трети 19в.
нач 20в, представители которого стремились передать свои мимолётные впечатления и
наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.
2сл.Сам термин «импрессионизм» обязан своим происхождением Клоду Моне, который в
1874г выставил в Салоне картину заката солнца, озаглавленную «Впечатление».
Клод Моне (1840-1928)
Родился в Париже, а юность провёл в Гавре, куда переехали его родители. Гавр морской
порт. Первыми впечатлениями Моне были море, суда, обилие красок.
Впечатление. 1872г.
Если рассматривать картину вблизи, то увидишь покрытый красочными мазками холст,
поскольку полотна импрессионистов следует смотреть только на некотором расстоянии,
но отойдя на шаг, разноцветные пятнышки, нанесённые кисточкой вплотную одно к
другому на полотно, волшебным образом превратятся в гавань, окутанную лёгким
туманом.
Сквозь розовую пелену проступает утреннее солнце. Над водной гладью в тумане
просматриваются силуэты судов и кранов. Моне только слегка обозначил их цвета. Всё
подёрнуто сероватой дымкой. Солнце только что взошло, зависнув красным шаром над
кранами. Они отражаются мерцающими бликами в воде. В лёгкой ряби моря подрагивают
серый берег и темные лодки.
Картина была не принята зрителями. В чём же причина неприятия этой и других картин
импрессионистов?
Вместо идеального пейзажа Моне предлагал зрителям увидеть красоту и поэзию природы.
Публика же не имела ни малейшего желания рассматривать эту «мазню», чтобы понять, -
она не привыкла к лицезрению подобных картин. «Жалкие слепцы, которые не хотят
разглядеть всё сквозь дымку!» - сказал художник в ответ на критику.
Критик Луи Леруа нашёл это название картины чрезвычайно забавным. Его как и других
раздражало, что на полотне ничего невозможно было разглядеть и он в насмешку
произнёс «импрессионизм» (от фр. слова «импрессион» - впечатление) И это ироническое
прозвище, помимо воли автора, даст название целому художественному направлению.
2
3сл Импрессионизм в качестве идеи начинает своё существование от времени «Салона
отверженных» в 1863г
В Париже, во Дворце промышленности, находился знаменитый салон где проходили
художественные выставки. В Салоне имелось жюри, которое отбирало картины для
выставок.
В 1863г жюри отвергло около 70% представленных работ. Вмешался император Наполеон
3. Он познакомился с отвергнутыми полотнами и милостиво разрешил представить их в
другой части Дворца промышленности
4сл. Выставка была встречена издевательским смехом толпы и яростным возмущением
прессы.
Давайте послушаем, что же писала пресса?
- Искусство, павшее столь низко, недостойно даже осуждения
- Картины не нарисованы, художники просто выстрелили по полотну из пистолета,
заряженного тюбиками с краской, после чего им осталось поставить только подпись на
своих шедеврах.
- И это нагромождение гнусностей, которое выставляют на всеобщее обозрение!
- Это выставка мятежников!
В настоящее время искусство импрессионизма считается художественной классикой, и
кажется странным, что когда-то оно подвергалось злобным нападкам
Важную роль в формировании живописи импрессионистов принадлежало творчеству
Эдуарда Мане.
Он был из семьи хорошего достатка и знал беззаботную жизнь. Желая быть человеком
своего времени. Мане стремился к новаторству в искусстве, его учитель Кутюр,
обнаружив в нём склонность к исканию новых путей, отрёкся от него.
Какое же творческое кредо исповедует каждый из художников?
5 сл. Эдуард Мане: «Главное лицо в картине – это свет».
Клод Моне: «Пейзаж – это мгновенное впечатление».
Эдгар Дега: «Вы защитите жизнь естественную, я – мнимую».
Огюст Роден: «Надо приукрашивать, правда ведь?»
Вот творческое кредо художников-импрессионистов.
6сл. Эдуард Мане «Олимпия»
Картина «Олимпия» хоть и связана по сюжету с классической традицией, а именно с
Венерами Джорджоне, Тициана, Веласкеса, - по своей художественной трактовке образа
совершенно оригинальна.
Мане создал образ не богини, с прекрасными формами, а реальной женщины, натурщицы
Викторины Мероде, придав поэтическую значимость реальному изображению безвестной
парижанки.
Сам Эдуард Мане так говорил о своей «Олимпии» «Я передаю в простой манере то, что
видел. Вот Олимпия, что может быть наивней? В ней есть нечто грубое, говорят мне. Да,
есть. Я это видел, я нарисовал то, что видел».
Зрители учинили скандал возле Олимпии, некоторые даже пытались проткнуть полотно
зонтиком. На следующий день картину разместили так высоко. Что публика не могла
проткнуть её в ярости острым зонтиком.
На защиту встали немногие и среди них Эмиль Золя: «Он познакомил нас с Олимпией.
Девушкой наших дней… Место господину Золя в Лувре уже обеспечено».
Прошло не мало лет, прежде чем сбылось пророчество Эмиля Золя.
7сл Вокруг Мане объединяется немало талантливых художников. Они создали целый
мир необычайно оригинальных произведений искусства, движимых лишь желанием
страстного изучения природы. Среди них Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред
Сислей и др.
В чём же сущность творческого метода импрессионистов?
3
Их творческий метод создавался на пленэре. Выйдя из мастерской на улицу ,
импрессионисты сделали несколько открытий. Они увидели, что свежий воздух
обволакивает предметы и стирает чёткие контуры. Под воздействием освещения
предметы меняют свою окраску, и тени образуют дополнительные тона. Основываясь на
своих наблюдениях и достижениях в области оптики, импрессионисты стали писать
чистыми красками, смешением красок в глазах зрителя во время созерцания картины.
Выход на пленэр помог художникам выбросить из этюдников чёрные, серые, коричневые
краски и заменить их яркими, чистыми цветами солнечного спектра.
Вооружившись разработанным методом, каждый из импрессионистов пошёл своим путём.
В чём же творческая индивидуальность каждого из импрессионистов?
Огюст Ренуар (1841 – 1919)
В творчестве Огюста Ренуара импрессионизм достигает вершин.
Ренуар (Renoir) Пьер Oгюст (1841-1919), французский живописец, график и скульптор. В
юности работал живописцем по фарфору, расписывал шторы и веера. В 1862-1864 Ренуар
учился в Париже в Школе изящных искусств, где сблизился с будущими соратниками по
импрессионизму - К. Моне и А. Сислеем. Ренуар работал в Париже, посетил Алжир,
Италию, Испанию, Голландию, Великобританию, Германию.
Вместе с Клодом Моне он учился живописи в мастерской Глейера, постигал тайны
живописи на пленэре.
Ренуар писал маленькие кабачки, яхт-клубы, купальни, портреты, которые составили ему
славу.
8 сл «Дал в Мулен де ла Галет» ( 1876)
В картине воспроизведена атмосфера непринуждённой радости и беззаботного веселья.
Среди изображённых - сам Ренуар и его близкие друзья. Некоторые позировали
художнику в мастерской. Других он писал в самом танцевальном зале. Ренуару очень
хотелось уловить и передать атмосферу лёгкой беззаботности праздника. Перед
художником стояла непростая задача изобразить пробивающиеся сквозь листву акаций
солнечные лучи. Светлые жёлтые блики на одеждах и шляпах закружились вместе с
танцующими парами. Мягким золотым сиянием светятся улыбки и взгляды молодых лиц .
обращённых к зрителям. Фигуры, написанные в глубине картины, как будто растворяются
в пышной зелени деревьев, служащих фоном для происходящего действия. Пёстрый
колорит картины вызывает ощущение весёлой путаницы ярких красок.
Образы Ренуара окутаны солнечным светом, они исчезают, растворяются в его лучах,
переливаются множеством радостных бликов.
Какими он видел их, своих современников? Обратимся к его женским портретам.
9сл «Девушка с веером» (1881)
Ренуар запечатлел на портрете дочку владельца небольшого ресторана. Видно, что она с
удовольствием позирует художнику. Девушка сидит в ярко - красном кресле. Чёрная
головка с подстриженной модной чёлкой окружена сиянием золотисто-жёлтого фона.
Едва касаясь кистью, художник создаёт образ юности. Он пишет нежный цвет лица, блеск
глаз, улыбку. Поток яркого цвета заливает её фигуру. Серебристо-сиреневой гаммой
мерцают краски, переливаются, трепещут на волнистой поверхности веера. Полукружию
веера вторит полукруглая спинка кресла и покатые плечи девушки.
10 сл «Портрет Жанны Самари» (1878)
С известной французской актрисой «Комеди Френсез» художник познакомился в 1876г в
доме писателя Альфреда Доде. Ренуар признавался, что едва ли видел Жанну Самари на
сцене, но написал её портрет.
Жанна Самари изображена обращённой к зрителю, однако в её состоянии есть некоторая
отрешённость; женственно-прекрасная, обаятельная она здесь перед нами и словно бы
отдалена от нас.
4
Самый сильный цветовой акцент в картине розовый фон определяет общее состояние
всего портрета. Это, прежде всего среда, из которой постепенно возникают очертания
фигуры. Белый холст, просвечивает через тонкий красочный слой, придаёт розовому
цвету особую цветоносность. На розовом фоне горят золотые волосы Жанны Самари.
Подвижные мазки кисти художника намечают её плечи. Неясным контуром художник
выделяет пронизанные солнечным светом руки. И наконец последние акценты чётко
прорисованные губы и, глаза, искрящиеся синим цветом. Всё зыбко, неуловимо,
подвижно. Это поэма в красках.
Ученица Елена Бураева выразила восприятие этой картины в стихах.
Нежно-розовые тени
Обвивают Жанны стан,
И в истомной этой лени
Образ милый миру дан.
Аромат прозрачной розы
Смешан с запахом духов,
Как отроческие грёзы
Дум наивных и стихов.
Очаруешь ты глазами,
И улыбкой обольстишь.
За одной беседой с нами
Будто молча говоришь.
Дышишь свежестью и маем,
Вечно юною душой.
Светлый лик оберегаем
Той счастливою звездой,
Что дала благословенье.
И врываясь с блеском ввысь,
Дар питает вдохновеньем
Ренуаровскую кисть.
Губы ей - для изреченья
Самых нежных, чутких фраз,
Для мирского упоенья
Глубина бездонных глаз.
Изумрудами сверкая,
Переливчатый браслет,
Чуть заметно излучает
Разноцветный лёгкий свет.
Плечи, руки – откровенье,
Вырез чувственный – соблазн,
Взгляд – души её горенье,
Устремление к мечтам.
11 сл. Подумайте, что объединяет эти два портрета?
В них много света, чувства, тепла, но нет глубины душевного мира, сложных душевных
переживаний.
Можем ли мы сказать, что это не интересовало художника?
Скорее всего, дело в том, что Ренуару была близка светлая сторона бытия. «Надо
приукрашивать, правда ведь?» - говорил он. Художник считал, что каждый человек имеет
право на счастье и принципиально отказался от психологизма.
Последние годы жизни прикованный к инвалидному креслу из-за паралича Ренуар не
прекращал работать, несмотря на физические мучения. Пальцы не действовали и не
удерживали кисть, поэтому её приходилось привязывать к руке. В любимой работе он
5
находил счастье и утешение. Но произведения и этого периода гимн любви и жизни,
неомрачённый страданиями своего создателя. Вопреки судьбе он оставался живописцем
счастья. Его последние слова перед начавшейся агонией: «Сегодня я что-то постиг!»
12сл. Непременным участником выставок импрессионистов был Эдгар Дэга (1834
1917)
Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию
изучать искусство Раннего Возрождения, побывал также в США (1872–1873) и Испании.
В юности испытал влияние Ж. О. Д. Энгра, усилившее пристрастие Дега к выявлению
линейной основы живописной формы. Начав со строгих по композиции исторических
картин и портретов (“Семейство Белелли”, около 1858–1860, Музей Орсе, Париж),
Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма , обратился к
изображению современной городской жизни улиц, кафе, театральных представлений.
С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в
передаче мгновенного движения (“Танцовщица”, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг,
Кельн).
13 сл «Голубые танцовщицы»
Мы оказались за кулисами балетной сцены. Художник делает нас свидетелями подготовки
танцовщиц перед выходом на сцену. Посмотрите, сколько грации в их движениях, в
жестах рук, в повороте головы. Приглядевшись, модно заметить , что голубой цвет
пронизан штрихами и пятнами зелёных, жёлтых и розовых оттенков. Необычен взгляд
снизу, необычный ракурс, срезанные рамой фигуры.
Картина напоминает моментально сделанный снимок из жизни. Всё это в целом
составляет неотъемлемую часть его творческого метода.
Излюбленный мир Дэга мир балета, который художник часто показывает за кулисами.
Поэтому балерины в его картинах репетируют, завязывают туфли, делают разминку. Он
показывает изнанку волшебного зрелища – труд, пот, бесконечные упражнения.
14 сл «Монотопия»
Изображает балерину на сцене, праздник спектакля.
Какие ещё творческие проблемы интересовали художника?
15 сл «Абсент» ( 1876)
Убогое кафе. Весь передний план занимали столики. Переведём взгляд с пустых столиков
на сидящую на заднем плане пару. Мужчина и женщина сидят за столиком, и художник
делает нас свидетелями безмолвной сцены. Плечи женщины поникли, в глазах отчаяние и
опустошённость. Перед ней бокал, наполненный абсентом. У мужчины уже рассеянный
взгляд, шапка небрежно сдвинута. Они рядом, но отчуждены друг от друга.
Чем трогает эта картина?
Совершенно реальным ощущением пустоты и одиночества этих людей. Но в картине не
появляется драматическая нотка, какой не извлекла ещё ни одна из рассмотренных нами
картин.
Когда группа импрессионистов распалась, Дэга перестал выставлять свои произведения,
он продавал их и они расходились по частным коллекциям. Работал художник упорно,
пока совсем не потерял зрение.
16 сл Сислей Альфред (1839-1899)
Сислей (Sisley) Альфред (1839-1899), французский живописец. По происхождению
англичанин; учился в Париже в мастерской Ш.Глейра, (1860-1863), испытал влияние
К.Коро. Один из ведущих мастеров импрессионизма. Сислей писал непритязательные по
мотивам пейзажи окрестностей Парижа, отмеченные тонким лиризмом и мягкостью
световоздушной атмосферы, выдержанные в свежей и сдержанной световой гамме
(“Маленькая площадь в Аржантёе”, 1872, “Наводнение в Марли”, 1876, - оба в Музее
Орсе, Париж; “Мороз в Лувесьене”, 1873, “Опушка леса в Фонтенбло”, 1885, - оба в
Государственном музее изобразительных искусств, Москва). С середины 1880-х годов в
творчестве Сислея нарастают черты красочного декоратизма.
6
Пейзажи впечатления, созданные Сислеем то залиты ярким светом, то засыпаны
крупными хлопьями снега. Работы отличаются утончённостью в передаче природы,
уютных предместий, небольших провинциальных городков с маленькими домиками,
расположенными у берегов рек и заливов. Особенно удавалась художнику передача почти
неосязаемого пространства, в котором земля и небо сливаются в единую субстанцию.
Импрессионисты вместе учились, работали, выставлялись, боролись и страдали.
.Всеобщая враждебность не могла поколебать их убеждения. Вступив в конфликт с
обществом, они попали в лапы нищеты, но ни один <