Конспект урока "Творчество художников - импрессионистов" 10 класс

Григорьева Ирина Николаевна, преподаватель Мировой художественной
культуры
Конспект урока по МХК
Тема: «Творчество художников – импрессионистов»
Цель: расширить представления обучающихся о творчестве зарубежных
художников – импрессионистов.
Задачи:
- ознакомление обучающихся с творческими принципами художников -
импрессионистов, с их стремлением раскрыть средствами живописи
взаимосвязь человека и окружающей среды на примере работ К. Моне, О.
Ренуара, К. Писарро, Э. Дега;
- развитие познавательной активности, зрительной памяти;
- расширение кругозора обучающихся;
- воспитание у обучающихся более утонченного восприятия произведений
искусства, уважения к художественному наследию прошлого.
Форма проведения: урок - экскурсия.
Предлагаемые медиаматериалы: презентация, музыкальные фрагменты
произведений композиторов – импрессионистов.
Ход урока:
Импрессионизм это рождение света в живописи
Роберт Делоне
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Объявление темы, цели, задач урока.
(Слайд 1 «Тема»). Тема нашего занятия «Творчество художников -
импрессионистов». И сегодня разговор пойдет об очень необычайном,
солнечном и радостном искусстве, которое получило свое название -
импрессионизм. (Слайд 2 «Эпиграф»)
III. Мини – экскурсия по произведениям художников – импрессионистов.
1. История возникновения импрессионизма, как художественного
направления.
(Слайд 3 «Импрессионизм»). Импрессионизм (в переводе с франц.
«впечатление») направление в искусстве последней трети 19 – начала 20
века, представители которого стремились передать свои мимолётные
впечатления и наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его
подвижности и изменчивости.
Целый век отделяет нас от того времени, когда мир впервые услышал об
импрессионистах. Тогда семеро малоизвестных художников, чьи картины
отвергались официальным художественным салоном, устроили в центре
французской столицы собственную выставку. Очень разные, они были
объединены общей идеей искать свою правду в искусстве, невзирая ни на
какие трудности. За плечами у них были долгие годы упорного труда и борьбы
в одиночку, годы лишений и невзгод. Многие из них были настолько бедны,
что часто нуждались в обыкновенном куске хлеба. Они даже не имели денег,
чтобы снять помещение для своей выставки. Но, тем не менее, эта выставка
состоялась.
(Слайд 4 «Впечатление. Восход солнца»). За два года до выставки Клод
Моне написал картину Гаврского порта, написал, будто на одном дыхании. Лес
корабельных мачт, стушёванные контуры портовых кранов, зыбкий туман,
чернеющие лодки… И поднявшийся над горизонтом багровый шар солнца,
который висит в молочной дымке и отбрасывает на воду алые отсветы. Чтобы
сохранить свежесть впечатления, художнику надо было работать очень быстро
смелой рукой и без колебаний. Свою картину Клод Моне назвал
«Впечатление. Восход солнца».
2. Сцена «Впечатления…» (Роль зрителей исполняют обучающиеся)
Давайте перенесемся с вами в Париж. 1874 год. «Первая выставка
художников» Послушаем беседу двух посетителей этой выставки у картины
«Впечатление. Восход солнца» К. Моне.
1зритель:
- Но ведь это же поскребки с палитры, брошенные на грязный холст. Тут
ничего не разберешь, где начало, где конец, где верх, где низ, где перед, где зад.
2 зритель:
- Пожалуй... но зато есть впечатление.
1 зритель:
- И не мудрено, что выставка этих художественных работ называется
анонимной. Ни один уважающий себя художник не «намалюет» такого
безобразия!
2 зритель:
- Почему же вы это называете безобразием?
1 зритель:
- Да потому что эти странные художники вместо всем понятных, «достойных»
сюжетов предлагают зрителям свои собственные «впечатления» от случайно
увиденных вещей. Не искусство, а какое-то сплошное ВПЕЧАТЛЕНИЕ!
3. Произведения художников - импрессионистов.
(Слайд 5 «Произведения художников - импрессионистов»).
Произведения импрессионистов результат живого мгновенного
впечатления. Автор стремился передать не своё знание о природе, человеке и
законах искусства, а непосредственное очарование жизни.
Импрессионисты не пытались скрыть от зрителя движения кисти по
холсту. Краска лежала на поверхности неровно, мазки имели разную форму и
направление, иногда между ними были видны просветы грунтованного холста.
Картина создавала впечатление эскизности, незаконченности.
Импрессионисты вышли на пленэр открытый воздух. Художники стали
зависеть от погоды, а потому живописцы работали быстро: резкими мазками
накладывали на холст краски чистых цветов – желтого, зеленого, красного,
синего. Положенные рядом, они придают полотну теплоту и дают в глазах
зрителя, отошедшего от картины на достаточное расстояние, желаемый
результат. Метод такой цветовой мозаики получил название оптического
смешения цветов, т.е. смешения в глазах зрителя.
Нанесение на холст красок раздельными мазками позволяло
импрессионистам сохранить всю свежесть и яркость натурального цвета.
Иногда они смешивали краски с белилами, делая свою цветовую гамму еще
более светлой.
Все эти приемы стали новым словом в искусстве живописи. И весь мир
узнал имена художников – импрессионистов. Это были Клод Моне, Огюст
Ренуар, Камилл Писсарро, Эдгар Дега и другие.
(Слайд 6 «Клод Моне»).
Клод Моне (1840 1926) и его картины.
Вся история французского импрессионизма - от его зарождения до
расцвета и постепенного угасания – укладывается в творческую биографию
Клода Моне.
«Моне - это всего лишь глаз, но, Бог мой, зато какой!` - восклицал Сезанн.
Живопись Клода Моне - это окно, распахнутое во Вселенную, восторженное
преклонение перед природой, стремление передать красоту мира своим особым
способом».
Пейзаж всегда занимал главенствующую роль в творчестве этого
художника. Именно в изображении природы художник осуществлял смелые
эксперименты с цветом и светом. Одним из таких произведений является
знаменитый «Бульвар Капуцинок в Париже».
(Слайд 7 «Бульвар Капуцинок в Париже»).
Мы видим уходящую по диагонали, перспективу бульвара, поток
экипажей, пёструю праздничную толпу. Фигурки прохожих намечены белыми
мазками, фасады домов на противоположной стороне бульвара наполовину
скрыты ветвями деревьев. Клод Моне передаёт в этом произведении
мгновенное, чисто зрительское впечатление от уходящих вглубь улицы людей
и уезжающих экипажей. Он создаёт иллюзию пространства, наполненного
светом, воздухом и движением. Человеческий взгляд устремляется в
бесконечность, и нет предельной точки, где бы он мог остановиться. Именно
эта картина стала одной из тех, которые вызывали больше всего насмешек и
нападок публики. «Сумасбродство!», «Страшная мазня!» - такими были отзывы
о ней. Сам же художник говорил: « Я импрессионист и намерен всегда им
оставаться» и продолжал работать дальше.
(Слайд 8 «Стог сена в Живерни»).
В следующих своих работах художник обращается к решению новых
задач: запечатлеть мгновение, а главное атмосферу и свет, разлитый в нём.
Полотно «Стог сена в Живерни» является настоящим гимном солнцу. Картина
переносит нас на зелёный луг со стогом сена, окрашенном в розовато – лиловые
тона, со стройными тополями на втором плане. Свежая зелень на фоне яркого
голубого неба звучит радостным звучным аккордом. Всё в этой картине и сам
мотив солнечного летнего пейзажа, и лёгкий быстрый мазок, и принцип письма
чистыми цветами, не смешанными на палитре, - говорит о верности Моне
импрессионизму. Художник создал целую серию картин, посвященную
написанию стогов. Например: «Стог сена на закате», «Стог сена зимой», «Стога
сена днём». (Слайд 9, 10, 11 «Стог сена на закате», «Стог сена зимой»,
«Стога сена днём»).
Искусствовед К. Г. Богемская отмечает: «Когда говорят, что
импрессионисты умели запечатлеть момент безостановочного движения жизни,
то подтверждением этому может быть названа любая из картин Клода Моне».
(Слайд 12 «Камиль Писсарро»).
Творчество Камила Писсарро (1830 – 1903).
Он писал деревенские и городские виды, стремясь передать на полотне
впечатление от обыденного, повседневного. Образ дороги в его картинах
приобрёл новое значение. Дорога художника не пустынна и одинока, она людна
и изменчива, как состояние природы.
(Слайд 13 «Оперный проезд в Париже»).
Дождь, зонтики, вереница экипажей, мокрая мостовая вот и всё, что
изображено на этом полотне. Но как всё написано! Поистине какое-то
колдовство красок, и, кажется, что сам воздух светится и мерцает мириадами
дождевых капель. В этом серебристом тумане тает глубина улицы, а за ней
невидимый, огромный Париж. Мокрая серая каменная мостовая отсвечивает
множеством самых различных полутонов - жёлтых, розовых, зеленоватых.
Полотна Камила Писсарро отличаются особой светоносностью. Виды
Оперного проезда и бульвара Монмартр в Париже художник писал, глядя на
них из окон верхних этажей, что позволило создать интересные
пространственные эффекты. Он любил рисовать город, который пленил его
своим бесконечным движением, течением потоков воздуха и игрой света. Он
воспринимал его как живой, беспокойный организм, способный изменяться в
зависимости от времени года, степени освещённости.
(Слайд 14 «Огюст Ренуар»).
Огюст Ренуар (1841 – 1919) «живописец счастья».
Художника импрессиониста Огюста Ренуара называют «живописцем
счастья». Художник создал особенный мир пленительных женщин и
безмятежных детей, мир радостной природы и прекрасных цветов.
(Слайд 15 «Портрет актрисы Жанны Самари»).
Одной из известных картин художника является портрет актрисы Жанны
Самари. «…В живом, вибрирующем потоке красок, будто прямо на наших
глазах возникает образ актрисы, её милое лицо. Весело и беспечно разметались
капризные пряди рыжих волос. Синие глаза Жанны, самый активный цветовой
акцент полотна, то привлекают внимание зрителя, то вдруг отпускают его и
позволяют ещё и ещё раз насладиться всем богатством живописной стихии
этюда, написанного с таким вдохновением. По плечам, рукам и платью как бы
струится цветовой поток быстрых мазков, то вспыхивающих розовыми
бликами на свету, то затухающих в зелёном и голубоватом мерцании теней. В
этой работе сплетаются и сталкиваются дополнительные цвета: розовый и
зелёный. Спор этих двух цветов придаёт красочной поверхности холста
подвижность и трепет непосредственного восприятия натуры.
Портрет был создан в те счастливые минуты, когда вдохновлённый
моделью художник, работал в полном согласии с собой. Он сам был восхищён
своим творением. Посыльный, который должен был просто перенести картину
на выставку, увидел, что она не покрыта лаком. Огюст Ренуар не покрыл
портрет лаком, потому что краски были совсем ещё свежие, а посыльный
подумал, что художник сделал это из экономии. Он решил
облагодетельствовать художника и остатками лака от другой картины покрыл
«Портрет Жанны Самари». В какие то полдня Ренуару пришлось
переписывать всю вещь.
(Слайд 16 «В саду»).
Другим не менее известным шедевром художника является картина «В
саду». Ренуар рисует уголок сада и в нём своих друзей. Художник помещает
свои модели под деревьями, сквозь ветви которых пробиваются лучи солнца.
Лёгкие блики света, скользя по фигуре девушки, подчёркивают её грациозность
и изящество. Розовое платье рядом с густой зеленью листвы и глубоким синим
цветом отделки, подобно драгоценному камню, горит и переливается на солнце.
Свободное движение пятен света соответствует непринуждённым позам
сидящих за столом людей, занятых лёгкой и непринуждённой беседой, рождает
гармонию повседневного. Художник пишет повседневное, но оно,
преображённое, подобно капле воды, заигравшей от преломившегося в ней
луча солнца, приобретает новый прекрасный смысл.
Среди знаменитых художников мира встречаются имена, упоминание
которых сразу вызывает душевную радость. Есть художники, - пишет
искусствовед М. Алпатов, - которых многие знают, их творчеству посвящены
монографии, книги, научные статьи. А есть художники, которых просто любят.
О них тоже пишут, но предпочитают издавать репродукции их произведений,
чтобы без сложных комментариев и специальных пояснений читатели и
зрители сами могли любоваться их работами». К числу таких художников
принадлежит и «живописец радости» - Огюст Ренуар.
(Слайд 17 «Эдгар Дега»).
Картины Эдгара Дега (1834 – 1917).
Дега интересовали острые ракурсы и необычные точки зрения. Суть
творчества этого художника в изображении жизни, застигнутой врасплох, без
всякого позирования и фальши.
Аристократически замкнутый, язвительный, необычайно скрытный в
личной жизни, Дега был одержим настоящей страстью к изучению
окружающей действительности. В отличие от других импрессионистов, он
писал только фигурные композиции, в которых утверждалась новая, чисто
современная красота, неотъемлемыми чертами которой были правдивость,
непосредственность и демократизм. Одна из любимейших его тем – балет.
(Слайд 18 «Голубые танцовщицы»). «Голубые танцовщицы». Само радужное
мерцание чистых тонов вызывает мелодию танца. В этом полотне воплощена
полная непринуждённость и свобода композиции. Четыре танцовщицы
образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного,
слаженного, и развивающегося движения. Зрителя завораживает сияние
голубого цвета то насыщенного синими оттенками, то переходящего в
изумрудные. Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на корсажах и в
волосах балерин зелёные, голубые и красные ленты, легко касаются пола ноги в
розовых балетных туфлях…
(Слайды 19, 20 «Танцевальный класс», «На репетиции»). Теме балета
посвящена целая серия картин: «Танцевальный класс», «На репетиции» и др.
На них он стремился изобразить будничную, закулисную жизнь балерин. В
одном из сонетов, посвящённом его излюбленным персонажам балеринам
Дега сказал:
Пляшите, красотой не обольщая модной,
Пленяйте мордочкой своей простонародной,
Чаруйте грацией с бесстыдством пополам,
Вы принесли в балет бульваров обаянье,
Отвагу, новизну…
Помимо тех художников, на творчестве которых мы с вами остановились
сегодня и чьи картины рассмотрели, в этом направлении работали и другие
зарубежные художники - Эдуард Моне, Альфред Сислей, а в русской
живописи их продолжателями были Игорь Грабарь, Константин Коровин и
другие. С творчеством этих художников подробнее мы познакомимся на уроках
истории изобразительного искусства. А сейчас мы ещё раз предлагаем вам
посмотреть на картины художников – импрессионистов.
(Слайды 21-31 «Работы импрессионистов»).
IV Итог занятия
Итак, посмотрев картины художников - импрессионистов, мы с вами
можем сформулировать некоторые выводы об искусстве этого направления.
(Слайд 32 «Импрессионизм»).
Импрессионизм такая художественно изобразительная система в
живописи, представители которой не копировали в общем и в деталях
действительность, а изображали её так, как видели в данный момент.
В названии «импрессионизм» (фр. «впечатление») собственно и
заключена суть творческой манеры художников этого направления.
Художников упрекали в субъективном взгляде на мир. Но следует
признать, что цветовое видение мира не было чисто субъективным, оно
отражало реально существующие законы природы.
Искусство импрессионистов базировалось на теории разложения цветов;
художники не смешивали на палитре чистые основные цвета спектра, а
«раскладывали» их один возле другого.
Это было ново, необычно, и импрессионистов называли «бунтовщиками».
Но вскоре их признали в обществе.
И, конечно же, нам бы хотелось узнать ваше мнение. Понравилось ли вам
творчество художников импрессионистов, их работы? Пожалуйста,
аргументируйте свои ответы.
(Высказывания обучающихся)
Сегодня мы наслаждаемся, рассматривая картины импрессионистов, эти
картины такие яркие, светлые, солнечные. Их искусство действительно несёт
людям радость и не перестаёт удивлять своим совершенством. В момент
творчества они воплощают в своих произведениях лучшее, что есть в мире и
как бы растворяются в своём творении, отражая неясное, несбывшееся,
неуловимое движение души. (Слайд 33 «Строки из стихотворения»).
И целый мир от красоты,
От велика и до мала.
И напрасно хочешь ты
Отыскать её начало
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.
V Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение рассуждение на тему: «Какое
впечатление произвели на меня произведения художников – импрессионистов».
Используемая литература:
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http:// www.megakm.ru. Загл. с экрана.
2. Картавцева, М. И., Чернышева, И. С. Уроки МХК. 10 класс.
Практическое пособие.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003. – 208 с.
3. Мировая художественная культура: учеб. Для уч-ся 11 кл. общеобразоват.
учреж./ Л. А. Рапацкая. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
384с.: ил.
4. Самин, Д.К. 100 великих художников / Д. К. Самин. М.: Вече, 2004.-
480с. (100 великих)