План-конспект урока "Творческие искания русских художников в изобразительном искусстве России конца 19 - начала 20 веков" 10 класс


План конспект урока МХК
Тема урока: Творческие искания русских художников в изобразительном искусстве
России конца 19 – начала 20 веков. «Мир искусства»
Цель урока: охарактеризовать развитие изобразительного искусства в России на рубеже
веков; показать, в чём видели молодые художники этого периода свои задачи и в
чём заключалась их полемика с передвижниками; дать представление о журнале
«Мир искусства», его рождении и просветительской роли; познакомить с
именами и творчеством художников «Мира искусства»;
развивать познавательный интерес, монологическую речь, зрительную память;
воспитывать нравственную и эстетическую отзывчивость, самостоятельность.
Тип урока: сообщение новых знаний
Оборудование: «МХК – 11», «100 великих картин», журнал «Кустодиев», папка с
иллюстративным материалом.
Ход урока:
I Организационный момент.
II Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего сегодняшнего урока « Творческие искания русских художников в
изобразительном искусстве России конца 19 – начала 20 веков. «Мир искусства» А
эпиграфом нам послужат слова одного из основателей « Мира искусства» -Александра
Бенуа.
Мы горели желанием послужить всеми нашими силами родине,
но при этом одним из главных средств такого служения мы
считали сближение и объединение русского искусства с
общеевропейским, или, точнее, общемировым.
А. Бенуа.
III Изучение нового материала.
Тревожное предчувствие близких перемен в жизни России на рубеже двух веков не
могло не сказаться на творчестве людей, принадлежащих миру искусства. Это было
время, когда обострилось недовольство широких слоёв русского народа положением дел в
России во всех сферах жизни: в политике, в экономике, в культуре.
Молодые художники жаждали обновления тем, идей, взаимодействия друг с другом,
предлагали новые формы пластического выражения своего видения мира и решения
новых задач изобразительного искусства.
В воздухе витала идея объединения русских художников, чтобы иметь возможность
достойно выразить и представить себя на общеевропейском подиуме искусства.
Первым толчком к воплощению этой идеи в жизнь послужила организация
Дягилевым совместной выставки русских и финских художников. Такого ещё не было:
мир западных художников и художников русских сосуществовали испокон веков
параллельно, не соприкасались друг с другом. Ещё ни разу в парижских выставочных
салонах не демонстрировались картины русских художников. Это был прорыв…
Свои идейные и художественные принципы, своё понимание роли изобразительного
искусства в жизни молодые художники выражали на страницах созданного ими журнала
«Мир искусства». Это было почти эпохальное событие. Начиная с 1896 года, о его
рождении молодые представители искусства только мечтали, и в 1897 г. мечта обрела
реальные очертания. С. Дягилев пишет в это время А. Бенуа, другу и сподвижнику: « Я
весь в проектах – один грандиознее другого. Теперь проектирую этот журнал, в котором
думаю объединить всю нашу художественную жизнь, т. е. в иллюстрациях помещать
настоящую живопись, в статьях говорить откровенно, что думаю, наконец, примкнуть к
журналу новую развивающуюся отрасль художественной промышленности»».
Просветительскую деятельность создателей журнала «Мир искусства» трудно
переоценить: так как она была умна, целенаправленна и результативна. Не случайным
эпизодом, а системой в работе стала организация выставок. И в этом плане нельзя не
сказать о большом вкладе в дело С. Дягилева и А. Бенуа.
Составление структурно – логической схемы.
Схема 1
«МИР ИСКУССТВА»
Российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге
Представители художественного объединения выдвигали лозунги «чистого искусства» и
«преображения жизни искусством», отвергали академизм и тенденционизм позднего
передвижничества; опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого
и гротескных полусказочных образов.
Основатели:
А. Бенуа
С. Дягилев
Основные представители и их
работы:
Л. Бакст, К. Сомов,
Е. Лансере, М.Добужинский,
З. Серебрякова,
Н Рерих, Б. Кустодиев
Теоретический
журнал-
«Мир искусства»
(1899-1904)
Александр Бенуа ( сообщение учащегося)
А. БЕНУА
Одним из основателей объединения был Александр Бенуа Лучшие его произведения
графические; среди них особенно интересны иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «
Медный всадник».(1903-1922). Главным героем всего цикла стал Петербург: его улицы,
каналы, архитектурные шедевры предстают то в холодной строгости тонких линий, то в
драматическом контрасте ярких и темных пятен. В кульминационный момент трагедии
Евгений бежит от скачущего за ним грозного исполина – памятника Петру1, мастер
рисует город тёмными,
мрачными красками. Творчеству Бенуа близка романтическая идея противопоставления
одинокого страдающего героя и мира, равнодушного к нему и этим убивающего его.
Сергей Дягилев (сообщение учащегося)
Блистательно проявилось на рубеже веков творчество Л. Бакста, Сомова и
других…
Составление структурно – логической схемы
Схема 2
А. Бенуа
(1870-1960)
Иллюстрации к поэме «Медный всадник»
Л. Бакст
(1866-1924)
Эскизы декораций и костюмов к опере «Саломея» Р.
Штрауса , сюите «Шехерезада» Н.А. Римского –
Корсакова и др.
К. Сомов
(1869 1939)
«Вечер», «Осмеянный поцелуй», « Дама в голубом» и
др.
Е. Лансере
(1875-1946)
«Петербург начала 18 века»
М. Добужинский
(1875 1957)
«Человек в очках»
З. Серебрякова
(1884-1967)
«За туалетом. Автопортрет»
Н. Рерих
(1874- 1947)
«Заморские гости»
Б. Кустодиев
(1878-1927)
«Купчиха за чаем»
«Портрет Фёдора Шаляпина»
ЛЕВ БАКСТ (1866-1924)
Оформление театральных спектаклей – самая яркая страница творчества Льва
Самуиловича Бакста (Розенберга) Наиболее интересные его работы связаны с оперными и
балетными постановками «Русских сезонов» в Париже 1907 – 1914 гг. своеобразного
фестиваля русского искусства, организованного С. Дягилевым. Бакст выполнил эскизы
декораций и костюмов к опере «Саломея» Штрауса и сюите «Шехерезада» Римского –
Корсакова и другим спектаклям. Особенно замечательны эскизы костюмов, ставшие
самостоятельными графическими произведениями. Художник моделировал костюм,
ориентируясь на систему движений танцовщика, через линии и цвет он стремился
раскрыть рисунок танца и характер музыки. В его эскизах поражают острота видения
образа, глубокое понимание природы балетных движений и удивительное изящество.
Одной из главных тем для многих художников «М И» стало обращение к прошлоиу,
тоска по утраченному идеальному миру. Любимой эпохой было 18 столетие, и прежде
всего период рококо. Художники не только пытались воскресить это время в своём
творчетве – они привлекали внимание публики к подлинному искусству 18 века,
фактически заново открыв творчество французских живописцев Антуана Ватто и Оноре
Фрагонара и своих соотечественников Фёдора Рокотова и Д. Левицкого. (показ)
КОНСТАНТИН СОМОВ (1869-1939)
С особенной выразительностью мотивы рококо проявились в работах К. А. Сомова. Он
рано приобщился к истории искусства (отец художника был хранителем коллекции
Эрмитажа) Закончив Академию художеств, молодой мастер стал великолепным знатоком
старой живописи. Сомов прекрасно имитировал её технику в своих картинах.
Основнойжанр его творчества можно было бы назвать вариациями на тему «галантной
сцены». Действительно, на полотнах художника словно вновь оживают персонажи Ватто
дамы в пышных платьях и париках, актёры комедии масок. Они кокетничают,
флиртуют, поют серенады в аллеях парка, окруженные ласкающим сиянием
предзакатного света. Например: работа «ВЕЧЕР»
Автор ничуть не скрывает условный, игровой характер изображенной сцены. Две дамы
с высокими причёсками и их изящный кавалер в белом парике похожи на фарфоровых
кукол. Напротив, виднеющиеся в глубинах сада статуи обнаженных античных богинь
кажутся оживающими на глазах. Золотистые виноградные гроздья напоминают
диковиные цветы, а подстриженные кусты – величавые пирамиды. Словом, вот та
неведомая страна, где всё прекрасно и возвышенно.
Аналогично по своему содержанию работа «ОСМЕЯННЫЙ ПОЦЕЛУЙ».
Эти картины –урок для современности , они написаны как мечта об идеале. В этом
суть. Когда Сомова и других мирискуссников трактовали как стилизаторов, упоённых
далёким прошлым, то не замечали, что давние времена интересовали художников не сами
по себе, а как воображаемый адрес «золотого века», куда люди наших дней проецируют
свои надежды и грёзы.
Ностальгическое восхищение прошлым Сомову удалось особенно тонко выразить
через женские образы. Знаменитая работа «ДАМА В ГОЛУБОМ» - портрет современницы
мастера художницы Мартыновой. Она одета по старинной моде и изображена на фоне
пейзажного парка. Но явная болезненность облика вызывает ощущение острой тоски, а
идиллическая мягкость пейзажа кажется нереальной.
( Возможно дополнение «100 картин», с. 401, картина «Дама в голубом»)
Евгений ЛАНСЕРЕ (1875-1946) предпочитал изображать картины русской жизни 18
века.
«ПЕТЕРБУРГ НАЧАЛА 18 ВЕКА»
МСТИСЛАВ ДОБУЖИНСКИЙ (1875-1957).
Сосредоточил своё внимание на городском пейзаже. Художник выбирает самые
непривлекательные, «серые» виды, показывая город как огромный механизм, убивающий
душу человека.
Композиция картины « ЧЕЛОВЕК В ОЧКАХ» строится на противопоставлении героя и
города, который виден сквозь широкое окно. На первый взгляд пёстрый ряд домв и
фигура человека с погруженным в тень лицом кажутся изолированными друг от друга. Но
между этими двумя планами существует глубокая внутренняя связь. За яркостью красок
проступает «механическая» унылость городских домов. Герой отрешен, погружен в себя,
в его лице нет ничего, кроме усталости и опустошенности.
В поздний период деятельности «Мира искусства» в объединение входили
Б. М. КУСТОДИЕВ (1878-1927), манера которого тяготела к русскому лубку и яркой
броской вывеске. «КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ», « ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА».
( Возможно дополнение «100 картин», с. 455, картина «Портрет Фёдора Шаляпина»)
ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА (1884-1967), стиль которой близок живописи раннего
Возрождения
«ЗА ТУАЛЕТОМ. АВТОПОРТРЕТ»
НИКОЛАЙ РЕРИХ (1874-1947), который работал в те годы в неорусском стиле,
предлагая особый, более декоративный его вариант.
( Возможно дополнение «100 картин», с. 411, картина «Заморские гости»)
Вывод: художники «Мира искусства» не замкнулись в рамках символизма. Они
стремились не только к стилевому единству, но и к формированию неповторимой,
творческой личности.
Как целое литературно- художественное объединение «Мир искусства» просуществовал
недолго. Разногласия между художниками и литераторами привели в 1904 г. к тому, что
журнал закрыли. Возобновление деятельности группы уже не могло вернуть её былой
роли. Но в истории русской культуры это объединение оставило глубочайший след.
Именно оно переключило внимание мастеров с вопросов содержания на проблемы формы
и изобразительного языка.
IV Итог урока.
V Домашнее задание: : «Аванта+» т. 7. ч. 2 стр. 488-494 , конспект статьи «Русские
сезоны Сергея Дягилева» журнал «Юный художник» № 10 за 2000г.