Разработка урока "Сюрреализм Сальвадора Дали" 11 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Слободо - Туринская средняя общеобразовательная школа № 2»
«СЮРРЕАЛИЗМ
САЛЬВАДОРА ДАЛИ»
Разработка урока МХК в 11 классе
Учитель МХК
Мартемьянова Антонина Вячеславовна
Туринская Слобода, 2016
2
Цель урока: дать представление об особенностях творчества
Сальвадора Дали как представителя сюрреализма.
Форма урока: творческая лаборатория.
Задачи урока:
- развитие способностей эстетического восприятия и осмысления
феномена Сальвадора Дали как представителя сюрреализма;
- формирование навыков постижения произведений сюрреализма как
составной части культурного пространства мира;
- развитие образного, ассоциативного мышления на примере
произведений живописи Сальвадора Дали;
- развитие умений анализировать произведение живописи и
вырабатывать собственную эстетическую оценку.
- развитие коммуникативных умений на основе развития
речемыслительной деятельности.
Средства создания коммуникативной среды:
- интерактивная доска,
- слайды с иллюстрациями произведений Сальвадора Дали,
- звуковоспроизводящая аппаратура,
- репродукции картин Сальвадора Дали;
- видеозапись о творчестве Сальвадора Дали.
Технологии: «Образ и мысль», технология развития критического
мышления.
Этап 1. Актуализация темы
Учитель:
На слайде слова «абсурд», «непостижимый», «непонятный»
Какое направление в искусстве 20 века мы рассматривали на прошлом
уроке? (модернизм).
Назовите характерные черты модернизма в живописи.
Как вы думаете, можно ли определить по словам на слайде, о каком
направлении мы будем говорить сегодня или выделить характерные черты
этого направления в живописи?
Каков наш мир? Открытый всем взорам, изученный, понятный
каждому, кто хочет его понять и принять, или непостижимый, не
поддающийся не только нашим чувствам, но и нашему разуму. То же самое,
наверное, можно сказать и о произведениях искусства. Одни мы постигаем
сразу, с первого мгновения, и мысли, чувства его автора легко находят свой
отклик в нашей душе. Другие совершают долгий путь по лабиринтам нашего
сознания. Я говорю о произведениях сюрреализма. И о главном художнике
сюрреалисте Сальвадоре Дали.
Записываем в тетради тему урока. Постановка целей.
Тема: Сюрреализм Сальвадора Дали»
3
Историческая справка. Сюрреализм - направление в искусстве XX века.
Дословно переводится как «сверхреальность».
Определение термина выводится на экран, и ученики записывают его в
тетрадь.
Этап 2. Постановка проблемы
Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить об одном из
самых ярких, интересных представителей сюрреализма - художнике
Сальвадоре Дали. Что вы знаете о нем?
Учитель выслушивает ответы учеников.
Прежде чем перейти к творчеству Сальвадора Дали, давайте выясним,
как возникло это новое направление в живописи 20 века, а затем заполним
схему: Принципы сюрреализма.
Учитель раздаёт дополнительную информацию учащимся, из которой
они извлекают необходимую информацию о стиле и о его характерных
чертах.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Этап 3. Осмысление произведения искусства
На экран выводится картина Сальвадора Дали «Пылающий жираф».
С помощью вопросов технологии «Образ и мысль» учащиеся анализируют
произведение искусства.
Стратегия вопросов:
- Что (кого) вы видите?
- Что ещё вы видите?
- Что происходит на этой картине?
- Где это происходит?
- Когда это происходит?
- Каков смысл происходящего?
- Как бы вы назвали эту картину?
Анализ картины по вопросам
Иллюстративный ряд картин Сальвадора Дали «Слоны»,
«Расплавленные часы», «Женщина у окна», «Сон».
Этап 4. Самостоятельная работа в группах
Каждой группе раздаются картины и стратегия вопросов технологии
«Образ и мысль». Необходимо проанализировать картину по вопросам. Но…
Я усложнила вам задачу. Я не скажу вам название картины, и вы попробуете
придумать его самостоятельно.
1 группа – «Три возраста»
2 группа – «Женщина с головой из роз»
3 группа – «Постоянство памяти»
Группа учителей «Податливое сооружение с варёными бобами:
предчувствие гражданской войны»
4
Выступление групп. Картины выводятся на экран. После анализа
учитель говорит название картин.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Примерный анализ картин.
Этап 5. Подведение итогов
Учитель: Сегодня мы вновь убедились в правоте известной истины: в
искусстве нет единого мнения, каждое имеет право на существование. Одно
бесспорно - любое произведение искусства, каким бы странным и
непостижимым на первый взгляд оно нам ни казалось, - неразрывная часть
единого культурного пространства.
Художник прожил долгую жизнь и оставил после себя несколько сотен
работ. Каждая из них это уникальный и ни с чем несравнимый внутренний
мир, отображённый гением по имени Сальвадор Дали. Картины с
названиями, известными всем с детства, могут вдохновлять, вызывать
восторг, недоумение или даже отвращение, однако ни один человек не
останется после их просмотра равнодушным.
Этап 6. Рефлексия.
Просмотр видео о творчестве Сальвадора Дали и других сюрреалистов.
Из предложенного списка слов выберите те, которые, на ваш взгляд,
характеризуют творчество сюрреалиста Сальвадора Дали.
Красота, аллегория, индивидуальность, простота, изысканность,
гротеск, символ, реальность, недосказанность.
Спасибо за урок!
5
Приложение 1.
Сюрреализм (франц. surrealisme — сверхреализм) — направление в
литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах.
Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона,
сюрреализм скоро стал международным направлением.
Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания,
которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных
озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша
по бумаге и другие вариации).
Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям.
Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных
полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы,
переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, А. Масон, Миро, Жан Арп).
Другое направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось
на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего
в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма,
точной передачей светотени, перспективы, что характерно для
академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной
живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок:
твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность,
несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные
объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности.
Общие особенности искусства сюрреализма фантастика абсурда, алогизм,
парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов.
Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над
ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить
бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации.
Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность,
не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике
это порой выливалось в создание патологически отталкивающих образов,
эклектику и китч. Отдельные интересные находки сюрреалистов
использовались в коммерческих областях декоративного искусства,
например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной
картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления
взгляда. В это же время художники обратились к имитации черт
первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.
6
Приложение 2.
«Постоянство памяти»
7
«Три возраста»
8
«Женщина с головой из роз»
9
«Податливое сооружение с варёными бобами: предчувствие гражданской
войны»