План-конспект урока "Общая характеристика искусства эпохи Возрождения" 10 класс

Григорьева Ирина Николаевна, преподаватель МХК
ГБПОУ «Курганский педагогический колледж» Куртамышский филиал
План – конспект урока МХК
Тема: Общая характеристика искусства эпохи Возрождения. Проторенессанс.
Цель: дать первоначальные сведения об искусстве эпохи Возрождения,
познакомить с периодизацией, с ведущими мастерами в области
живописи и скульптуры Проторенессанса;
развивать познавательный интерес, зрительную память;
воспитывать уважение к наследию прошлого.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Форма проведения урока: урок – лекция.
Оборудование: журнал «Художественная галерея»: «Джотто», «Музеи мира», папка
с иллюстративным материалом.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Сообщение нового материала.
План лекции :
1. Общая характеристика эпохи.
2. Искусство Проторенессанса.
А) Живопись Чимабуэ ( ок. 1240-1304) и
Творчество Джотто ди Бондоне (1266-1337)
Б) Скульптура.
1. В итальянской культуре 13-14 вв. на фоне ещё сильных византийских и готических
традиций стали появляться черты нового искусства- будущего искусства Возрождения.
Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (с лат. «человечный»)-
течения общественной мысли, которое зародилось в 14 веке в Италии, а затем на
протяжении второй половины 15-16 веков распространилось и в других европейских
странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты
считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя
свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве,
главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий
неограниченными духовными и творческими возможностями.
Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и
образцом художественного творчества. Все виды искусства- живопись, графика,
скульптура, архитектура- чрезвычайно изменились.
Архитектура: утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной
системы, сложились новые типы зданий;
Живопись: обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и
пропорций человеческого тела. Усилился интерес к античной мифологии, истории,
бытовым сценам, пейзажу, портрету. Появилась картина. Возникла живопись
масляными красками.
Деятельность художников была на редкость многообразной- они часто работали в
области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой,
поэзией и философией с изучением точных наук. В искусстве Возрождения тесно
переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека, оно стало
всеобщей духовной потребностью.
Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически
независимых городах. В подъеме и расцвете искусства В. большую роль сыграли Церковь
и великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых семейств) –
крупнейших покровителей и заказчиков произведений живописи, скульптуры и
архитектуры. Главными центрами стали – Флоренция, Сиена, Падуя, Генуя, Венеция, а
затем Рим.
В эпохе итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов:
1. Проторенессанс ( вторая пол.13-14вв.)
2. Раннее Возрождение (15 век)
3. Высокое Возрождение (конец 15 –первые десятилетия 16 в.)
4. Позднее Возрождение (последние две трети 16 в.)
2. Искусство Проторенессанса.
Проторенессанс ( от греч. «первый», т. е. подготовивший наступление Ренессанса).
Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран.
В это время в итальянской культуре переплетались черты старого и нового. Последний
поэт Средневековья и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265-1321) создал
итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великие
флорентийцы 14 столетия – Франческо Петрарка (1304-1374), родоначальник европейской
лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313-1375), основоположник жанра новеллы в
мировой литературе. Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы Никколо и
Джованни Пизано и живописец Джотто ди Бондоне.
А) Живопись Чимабуэ (ок. 1240 – ок. 1302) и Джотто ди Бондоне (1267-1337)
Одним из самых ценных источников сведений о жизни и творчестве итальянских
художников служит внушительный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых
живописцев, ваятелей и зодчих» (1550), принадлежащий перу Джорджо Вазари (1511-
1574), итальянского архитектора, живописца и историка искусства.
Первое жизнеописание в книге Вазари посвятил Чимабуэ (настоящее имя Ченни ди Пепо),
которого он назвал родоночальником нового итальянского стиля живописи. Чимабуэ был
знаменит как мастер торжественной алтарной картины и иконы. Его образам
свойственны отвлеченность и статичность. Хотя Чимабуэ следовал византийским
традициям, он старался выразить в своих работах земные чувства, смягчить
жёсткость византийского канона.
Показ.
Достижения Чимабуэ перенял Джотто ди Бондоне, величайший художник
проторенессанса, истинный новатор в итальянской живописи. Он родился в Колле де
Веспиньяно близ Флоренции в крестьянской семье. Вазари приводит в «
Жизнеописаниях» такую легенду. Мальчик Джотто как-то пас овец и, пока те щипали
траву, рисовал на камне. Мимо проходил Чимабуэ. Пораженный дарованием ребёнка,
живописец принял его в свою мастерскую. Существует и другая версия: отданный отцом в
обучение к торговцу шерстью, мальчик часто убегал из лавки и проводил время в
мастерской флорентийских живописцев, пока, наконец, Чимабуэ не убедил отца мальчика
не препятствовать художественным наклонностям сына. Из обеих версий следует, что
Джотто был учеником Чимабуэ.
Наиболее известные произведения Джотто – фрески в капелле дель Арена в Падуе.
На длинных стенах расположены в три ряда самостоятельные композиции. Они
связаны друг с другом как сцены одного рассказа. Повествование неторопливо и
незамысловато. Фигуры изображены на фоне природного и архитектурного пейзажа.
Образы естественны, человечны, сдержанны, лица однотипны, детали скупы. Художник
выразительно использовал язык жестов, движений, обобщенных силуэтов, передал
разные оттенки простых человеческих чувств и душевных состояний.
Джотто ввёл в традиционную систему росписей новые сюжеты, связанные с жизнью
Иоакима и Анны, родителей Марии- матери Христа.
Например, «Возращение Иоакима к пастухам» (фреска) - показ
Глубоко удрученный старец Иоаким, изгнанный из Иерусалимского храма за
бездетность- знак отверженности Богом, возвращается к своим стадам. Пастухи встречают
его,сочувственно переглядываясь друг с другом. Ландшафт на этой росписи напоминает
условный скалистый фон византийских икон, игуры на переднем плане изображены
объёмно и обобщенно.
Фреска «Поцелуй Иуды» - рассказывает о поединке добра и зла, благородства и
низости. На фоне синего неба среди взметнувшихся копий и факелов Христос и
обнимающий его Иуда изображены в профиль. Они смотрят друг другу в глаза.
Спасителю с лицом безупречной, почти античной красоты противопоставлен низколобый,
уродливый Иуда. Он предал Учителя: целуя Христа, помог страже опознать его в ночной
темноте и схватить.
Новаторское значение искусства Джотто осознали уже его современники, оно
привлекало к себе большое внимание и в последующие века.
Б) Скульптура
Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в
скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано
(1220-между 1278 и 1284). Его творчество развивалось под влиянием античных
традиций.
Шестигранная мраморная кафедра (1260), выполненная им для баптистерия в Пизе,
стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры.
Кафедра- в христианском храме возвышение, с которого произносятся проповеди.
Баптистерий – в христианской архитектуре сооружение, в котором происходит
таинство крещения.
Кафедра из белого, розово-красного и тёмно- зеленого мрамора представляет собой
целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. На парапетах
представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры
пророков и аллегорических добродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов.
Образы Пизано статичны, величавы и бесстрастны.
Главное достижение- сумел придать формам объёмность и выразительность, каждое
изображение обладает телесной мощью.
Джованни Пизано (1245 или 1250 – после 1314) сын, ученик и помощник Н. Пизано.
Ревностный почитатель готического искусства Франции. Обладал неистощимой
фантазией, был очень эмоционален.
Наиболее известны созданные им кафедры в Пизанском соборе и церкви Сант- Андреа
в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн.
Сложные многофигурные рельефы, охвачены порывистым движением. Фигуры,
утратив спокойствие образов Н. П., словно стремятся вырваться из камня. Их жесты
естественны, лица выразительны. Особенно экспрессивны такие драматические сцены,
как «Распятие» и «Избиение младенцев».
Статуям также присущи резкие повороты, угловатые очертания. (показ)
4. Итог урока: заполнение структурно – логической схемы «Проторенессанс»
5. Домашнее задание: лекция, «Аванта +» т 7, часть1 стр. 402-419.