Конспект урока "Изображение головы человека" 9 класс

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа город
Нововоронеж»
Урок изобразительного искусства
по теме
«Изображение головы человека»
9 класс
Костина Елена Витальевна
учитель ИЗО
МКОУ Нововоронежская СОШ № 1
2015 год
Ф.И.О. учителя: Костина Елена Витальевна
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 9
Тип урока: изучение нового материала.
Тема урока: «Изображение головы человека»
Планируемы результаты:
- получать представление о конструкции, пластическом строении головы
человека и пропорциях лица;
- понимать роль пропорций в выражении характера модели и отражении
замысла художника;
- овладевать первичными навыками изображения головы человека;
- приобретать новые знания изображения в рисунке и средствами графики
Цель:
- Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы
человека, пропорциями лица, дать понятие средней линии и симметрии
лица.
Задачи:
Образовательная:
- научить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями
лица.
- дать понятие средней линии и симметрии лица, пропорциям .
Развивающая:
- продолжить развивать наблюдательность, творческую активность.
Воспитательная:
- содействовать воспитанию эстетического вкуса, формированию умения
находить красоту, гармонию во внешнем и внутреннем облике человека.
- Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес
к процессу обучения.
Формируемые УУД:
Предметные:
Обучающийся научится:
- понимать закономерности в конструкции головы человека,
- сопоставлять пропорции лица;
- наносить среднюю линию, видеть симметрию лица;
- изображать голову человека с различно соотнесенными деталями.
Метапредметные:
Регулятивные:
- определять проблему в учебной деятельности;
- планировать деятельность для достижения цели;
- оценивать свою работу.
Познавательные:
- понимать информацию, представленную учителем на учебных
схемах;
- анализировать фактический материал урока: выделять главное в
изображении головы человека, доказывать важность соблюдения
пропорции при выполнении рисунка;
-сравнивать лица людей, видеть характер в портретном
изображении;
Коммуникативные:
-организовывать работу и сотрудничать с одноклассниками;
-проявлять взаимодействие, взаимопомощь;
-участвовать в коллективном обсуждении результатов работы.
Личностные:
- развитие познавательных потребностей на основе интереса к
изучаемой теме урока;
- развитие творческих способностей в процессе самостоятельной
работы;
- развитие эстетических чувств;
- выработка уважительно-доброжелательного отношения к
непохожим на себя.
Основные понятия:
Пропорция, средняя линия, симметрия
Ресурсы:
- основные: альбом, карандаши ТМ, 2М, ластик, линейка.
- дополнительные: презентация, мультимедийное оборудование.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Приветствует учащихся.
Проверяет явку учащихся, наличие необходимого оборудования для урока.
Настраивает учащихся на активную творческую работу.
Учащиеся:
Приветствуют учителя.
Дежурные докладывают от отсутствующих на уроке.
Проверяют наличие необходимого оборудования.
Изучение нового материала:
Учитель:
Поэт Н. Заболоцкий писал:
Есть лица подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобные жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Учитель:
Всякий увлекающийся рисованием человек пробовал рисовать
портреты своих близких или свой собственный. Результат не всегда
удовлетворял юного художника. В чём же причина?
Ведь портрет это образ определённого реального человека, сего
индивидуальными, личностными качествами, его внутренним миром. И всё
это отражается в портрете. Вот возьмём музыкантов. Один начинающий,
только выучил ноты и первое своё произведение. Как его игру
воспринимает зритель?
Учащиеся: Слушают его, но понимают что это просто ученик.
Учитель:
Хорошо. А теперь виртуоз, который с упоением и эстетическим
удовольствием играет свою партию. Как его воспринимает зритель?
Учащиеся:
Слушают с большим эстетическим удовольствием.
Учитель:
Посмотрите на виртуозов живописи. (Анализ работ известных
художников учителя вместе с детьми). Крамской «Неизвестная» сколько
загадки в этой женщине. Или юная Лопухина Боровиковского, сколько
нежности и кокетства в этой девушке. Посмотрите, какая красота и глубина
мужского образа в работе Шилова, или детская непосредственность в
портрете девочки картины Брюллова «Всадница». Когда мы воспринимаем
эти образы, мы понимаем, сколь высоко мастерство этих художников. А
хотелось ли вам нарисовать понравившийся образ?
Учащиеся:
Очень хотелось, но это очень сложно.
Учитель:
Тогда возникает вопрос, как этому научиться?
Представление о пропорциях были придуманы в Древней Греции, так
как древнегреческие мудрецы всегда искали идеал любого явления. Так
был создан знаменитый трактат «Канон». В нём были указаны сложные
расчёты человеческих пропорций, в том числе и лица.
Представим себя в аудитории где учатся юные художники .Как вы
думаете с чего они начинают изучение головы человека?
Учащиеся:
(Разные варианты) С изображения черепа.
Учитель:
Конечно же, это череп. Художники, как и медики в начале изучают
анатомию. Почему же череп? Именно он даёт представление об общей
пропорции и форме. Например, вопрос? Почему кожа под глазами стареет
быстрее всего? Ответ на этот вопрос мы найдем, если внимательно
рассмотрим череп. Глазная впадина очень большая, на лице она закрыта
только мышечной тканью и кожей и при постоянном воздействии на эту
область кожа быстро утрачивает эластичность. Всей этой информацией
должен владеть юный художник. У современных молодых людей
изображение черепа в виде символов очень популярно. Ребята, где можно
увидеть этот символ?
Учащиеся:
( Ребята высказываются.) Футболки, кепки, сумки, ремни и т.д.
Учитель:
Затем приступают к изучению гипсовой головы. Её можно изучать часами.
Гипсовая натура даёт видеть все сложные объёмы, возможность рисовать в
разных положениях, добиваться объёма, различного ракурса, работать в
целом и над деталями. Эта работа легче, чем с живой натурой, так как это
уже готовый труд скульптора. Посмотрите на красоту гипсовых форм, это
ещё и развивает эстетическое чувство юного художника. Вам нравиться?
Учащиеся:
Да это очень красиво.
Учитель:
Ну и наконец, живая натура, живой человек. Как это ни
парадоксально, но начинают рисовать именно людей пожилого возраста, так
как на их лицах видна вся анатомия лица. При работе с живой головой
юный художник должен уже хорошо владеть рисунком, уметь рисовать
быстро, так как человек не может долго сидеть неподвижно, позируя вам.
Затем рисуют людей молодых и среднего возраста. Каждый художник
выбирает натуру, которая ему интересна. Например, Брюллов, любил
рисовать красивых женщин, а вот Репин выбирал колоритные натуры,
например образ Мусорского. Посмотрите на экран, вам известны эти люди?
Учащиеся:
(Ребята называют известных актёров.)
Учитель:
Ну и наконец, дети. Здесь свои тонкости в изображении и в
пропорциях, тем более дети вам не будут позировать долго. (Рассматриваем
рисунки детей.)
Практическая работа
1.Я дума ,каждый из вас хотел бы попробовать нарисовать
понравившийся вам образ. Итак: давайте нарисуем овал. Нанесем
вертикальную ось, которую мысленно проведем через нос. Ведь лицо
человека симметрично. Затем проведём горизонтальную линию посередине
овала. Это будет линией глаз.
2. А теперь разделим нижнюю часть овала пополам, и мы получим
высоту носа.
Если нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка разделить на 2
равные части, то мы точно определим положение края нижней губы.
А вот величина глаза должна укладываться в ширине лица 5 раз. Обратите
внимание, что между глазами умещается еще один глаз.
3. Намечаем, где будет мочка уха. Откладываем ширину носа и
помечаем, где будут уголки губ.
Общую схему головы мы свами наметили, теперь посмотрим, как рисуются
черты лица. (Дети смотрят слайды в презентации, а учитель показывает
мелом на доске.)
Задание для класса.
А теперь давайте попробуем нарисовать понравившийся вам образ.
Это может быть мужской, женский, детский образ с любой причёской,
может быть использован головной убор. На этом занятии мы с вами
попробуем найти свой индивидуальный вариант, а на следующем уроке
сделаем работу в графике. Выполняя сейчас рисунок, попробуйте увидеть
характер вашего человека, передать его настроение.
Во время практической работы учащихся учитель делает целевые обходы:
1. контроль за правильностью выполнения задания.
2. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе.
3. контроль объема и качества выполнения работы.
Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Обсуждение.
3. Самооценка. На оценочных листах поставьте себе, товарищу и учителю
оценку за урок.
Рефлексия:
На магнитной доске прикреплены 3 человечка разного цвета: красного,
желтого и зеленого.
Если вы считаете, что урок был для вас полезным и успешным, оставьте
свой автограф на зеленом человечке.
Если вы считаете, что урок оставил у вас вопросы по изучаемой теме,
оставьте свой автограф на голубом человечке.
Если урок для вас был мучительным местопребыванием, оставьте свой
автограф на красном человечке.
Задание на дом:
Выполнить тренировочные зарисовки портрета.
СПАСИБО ЗА УРОК !!!