Методическая разработка урока "Искусство. Функции искусства. Виды искусства" 9 класс

Методическая разработка урока эстетики по теме:"Искусство. Функции
искусства. Виды искусства" преподавателя Эрсалиевой С.М. для учащихся
1-2 курса колледжей и лицеев.
Урок № 10 (1 часть)
Тема урока:"Искусство. Функции искусства. Виды искусства"
Тип урока:комбинированный с использованием ИКТ;
Постановка цели урока:
образовательная: усвоить понятия искусство, функции искусства, вид искусства; прикладное
искусство, цирк, архитектура, декоративное искусство, живопись, графика, скульптура,
литература; познакомить с большим миром искусства; привитие интереса к предмету; создать
условия для наблюдения и проникновения учащихся в сущность культурного мира, для
понимания его значимости в жизни человека, его символики, одухотворенности и красоты;
воспитательная: воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность;
развивающая: развивать творческий потенциал, эстетическое понятие, расширение кругозора
учащихся, активизировать наблюдательность учащихся, развивать у них глазомер, образное
мышление.
Оборудование:
Изобразительный ряд: репродукции картин; портреты деятелейискусства, буклеты,
(презентация); проектор для показа слайдов (ИКТ)
План урока
I. Организационный момент.
II. Постановка темы урока.
III.Вводная тема.
IV. Изучение нового материала.
1. Понятие искусства.
2. Функции искусства.
3. Что такое вид искусства.
4. Источник многообразия видов искусства.
5. Виды искусства:
прикладное искусство
цирк
архитектура
декоративное искусство
живопись и графика
скульптура
литература
V. Закрепление нового материала.
VI.Самостоятельная работа учащихся.
VII. Итог урока.Обобщение материала.
ХОД УРОКА:
«Жизнь коротка, а путь искусства долог»
(лат.крылатая фраза)
I. Организационный момент.
1.Приветствие группы.
2. Проверка готовности к уроку.
II. Постановка темы урока.
Учитель. Сегодня мы с вами будем говорить об искусстве,его функциях и видах, об
источниках многообразия видов искусства и непосредственно познакомимся с такими видами
искусства как прикладное искусство, цирк, архитектура, декоративное искусство, живопись и
графика, скульптура, литература.
III.Вводная беседа.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем смотреть слайды и с их помощью познакомимся с
понятием искусство, его функциями и некоторыми видами искусства.
Запишем ключевые понятия, с которыми нам придется сталкиваться в ходе занятия.
Ключевые понятия:искусство, художественное творчество, способ познания,
художественное осмысление, эстетическая функция, воспитательная функция,
гедонистическая функция, коммуникативная функция, воспитательная функция, живопись,
графика, скульптура, архитектура, литература, театр, кино, телевидение,
звукоинтонация, объемно-пространственные формы, жанры искусства, синтетические виды
искусства.
IV.Понятие искусства.
Какой смысл вкладывается в само слово «искусство»? Можно выделить три значения этого
слова.
1) в широком смысле - древнегреч. «технэ») означает умение, мастерство, знание дела.
Н: Владеть искусством шитья.
2) более специальное значение- творческое отражение, воспроизведение
действительности в художественных образах.
Н: Искусство – одна из форм общественного сознания.
3) в узком смысле художественное творчество, продуктами которого являются
специфические духовные эстетические ценности.
В этом смысле «искусство» является предметом дальнейшего рассмотрения.
Искусство одна из важнейших сфер культуры, без которой невозможно представить
жизнь людей. Зачатки искусства возникают задолго до появления философии и науки.
Искусство это вид духовного творчества, форма освоения действительности
общественным человеком, имеющая целью формирование и развитие его способности
преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.
Искусство способно изобразить все богатство мира, но под особым эстетическим углом
зрения. Можно сказать, что предметом искусства является действительность в ее
эстетическом многообразии. Искусство это и способ познания мира, и средство
нравственного воспитания, и средство коммуникации. Оно полифункционально:
информирует, учит, помогает в труде, украшает быт, развлекает, духовно потрясает, возвышает.
2. Функции искусства.
Искусство полифункционально. Принято различать следующие функции искусства:
Эстетическая функция
Познавательная функция
Коммуникативная функция
Гедонистическая функция
Воспитательная функция
Эстетическая функция
Еесущность заключается в следующем:
формировать эстетический вкус, способности и потребности человека;
ориентировать человека в мире духовных ценностей;
пробуждать творческий дух, творческое начало в личности, желание и умение творить по
законам красоты.
Познавательная функция
Искусство – эффективное средство познания мира человеком.
Произведения искусства незаменимые источники информации о сложных общественных
процессах целых периодов человеческой истории.
Коммуникативная функция
Искусство способно, разорвав реальные пространственные и временные рамки
существования отдельного человека, предоставить ему возможность переноситься из эпохи в
эпоху, из страны в страну. Оно может в своих произведениях соединять несоединимое в
реальной жизни – жизненный опыт людей прошлого, настоящего и будущего.
Гедонистическая функция
Искусство как наслаждение. Видовое, жанровое, стилевое богатство произведений
искусства не только воспитывает, информирует, просвещает человека, но и доставляет ему
эстетическое удовольствие. Эстрада, цирк – развлекательный момент.
Воспитательная функция
Произведения искусства воспринимаются всегда субъективно, вызывают личностное
отношение. Специфика воспитательного влияния подлинного искусства воздействует не
прямо, а через эстетический идеал.
3. Что такое вид искусства.
Искусство существует в конкретных своих видах: живопись, скульптура, литература,
театр, графика, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоративное
искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение, индустриальное
(промышленное) искусство.
Вопрос классификации искусства до сих пор остается спорным в современной эстетике. По
мнению американского теоретика Т.Манро, видами искусства являются не только
вышеназванные понятия, но и городское планирование, животноводство, пластическая
хирургия, косметика, парфюмерия, кулинария, изготовление вин, гастрономия, умение
одеваться, делать прическу, татуировка и т.д. Всего он насчитывает 400 видов.
Точка зрения Манро совпадает со взглядами крупного среднеазиатского ученого Абу-
Насра Мохаммеда Фараби (870-950 гг.) Относимые Манро к искусству кулинария,
парфюмерия, такт, грация, изящество манер и почитаемые Фараби за искусство ткачество,
медицина, риторика и т.д. на самом деле чаще всего есть не собственно художественное
творчество, а разные способы, формы и сферы освоения мира.
Вид искусства это та отстоявшаяся и закрепленная форма освоения мира по
законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и образ,
наполненный определенным идейно-эмоциональным содержанием.
Виды искусства реальныеформы художественно-творческой деятельности,
различающиеся способом материального воплощения художественного содержания.
4. Источник многообразия видов искусства.
В чем же источник широкого многообразия искусства? Истинная причина разделения
искусства на виды многообразие типов общественной практики человека в сфере
художественного освоения мира, опирающееся на эстетическое богатство действительности.
Конечно, каждый вид искусства имеет тяготение к определенным сторонам
действительности. Поскольку для уха предмет иной, чем для глаза, то слух берет в объекте
несколько другие стороны и черты, нежели зрение. Но эта музыка порождается тем же миром,
который видит перед собою живописец. Просто музыкант схватывает эстетическое богатство его
звуков, а живописец богатство его форм и цветовых соотношений. Но и тот и другой по своему
познают мир. Одни и тот же предмет схватывается и живописцем, и музыкантом, и
соответственно отражается в разных видах искусства, через разные свои стороны и проявления.
Но в результате воспринимается и отражается все-таки одна и та же действительность. Никаких
двух действительностей – реальной и эстетической – не существует.
В литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово, в
живописи через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира, в
скульптуре через пластические образы, объемно-пространственные формы; в музыке
через звукоинтонацию; в театре и кино через воплощение живыми людьми-актерами
действий героев и лежащих в их основе драматических конфликтов.
5. Виды искусства.
Прикладное искусство.
Один из древнейших и поныне развивающихся видов художественного творчества
прикладное искусство. Оно осуществляется в предметах быта, созданных по законам красоты.
Прикладное искусство это вещи, окружающие и обслуживающие нас, создающие наш
быт и уют, вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие стиль и
художественный образ, который выражает их назначение и несет обобщенную информацию
о типе жизни, об эпохе, о миросозерцании народа.
Понятие «прикладное» искусство это буквально искусство, «приложенное» к
предметам быта. Именно такое значение имело это название в XIX и в начале XX века. В этом
смысле прикладным искусством можно назвать производство всех тех бытовых вещей, к которым
предъявляются художественные требования. Примером «прикладного» искусства было
искусство русских крестьян, существовавшее в отдельных районах еще в XIX веке.
Вещи, выполненные городскими мастерами, отличались от крестьянских не только тем,
что они были сделаны из более разнообразных материалов и рассчитаны на быт, во многом
отличающийся от крестьянского, но и тем, что появились новые виды вещей, используемых
только для украшения, декоративных, как мы привыкли их называть, например вазы.
Прикладное искусство национально по самой своей природе, оно рождается из обычаев,
привычек, верований народа.
В древности произведения прикладного искусства это предметы роскоши (Древний
Египет), красивые и удобные вещи (Древняя Греция), вещи, отличающиеся строгим вкусом (Рим
эпохи республики). Средневековый аскетизм наложил печать на прикладное искусство, придав
ему чисто конструктивный, рационалистически-суровый, утилитарный характер. В более
поздний период развития феодального общества для прикладных вещей становится
характерным сочетание украшения и конструкции. В эпоху Возрождения важное значение
приобретает единство функции и красоты. Вещи обретают прелесть, индивидуальность,
неповторимость.
Классицизм наложил печать государственности и роялизма на прикладное искусство, а
позже стиль ампир утвердил строгий имперский дух.
Развитие индустриального производства в Новое время все более стирает отпечаток
индивидуальности творца с произведений, созданных заводским способом. Но вот в
промышленность приходит художник, и начинается бурное развитие дизайна.
Вершина прикладного искусства ювелирное дело. Ювелир изготавливает изящные,
искусно обработанные украшения и изделия прикладного искусства с использованием
драгоценных металлов и камней.
Цирк.
Цирк это лучшее место на земле! К. С. Станиславский
Цирк (от лат. circus круг) вид зрелищного искусства, по законам которого
строитсяразвлекательное представление.
Выступления акробатов, жонглёров, гимнастов с древнейших времен привлекали
художников и скульпторов возможностью отобразить гармонию и совершенство человеческого
тела, передать динамику его движений.
Цирк искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования,
фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных. Что это за
искусство? В чем его специфика? Да и искусство ли это? А может быть, лишь зрелище? Чтобы
ответить на эти вопросы важно найти специфику содержания цирка, для чего следует понять
какова цель циркового представления.
Какой смысл учить льва прыгать через огненное кольцо? Кому нужна собачка, послушно
лающая столько раз, сколько того требует цифра, нарисованная дрессировщиком на доске? Ведь
лев никогда не станет пожарным, а собака — математиком.
Путь к пониманию природы цирка в принципе найден эстетикой при разработке теории
прикладного искусства. Ведь еще раньше цирка родилась и существует поныне столь же
«бесполезная» деятельность, как и обучение собачки делать сальто-мортале. Это изготовление
украшений. И впрямь, какое практическое значение имеют бусы или браслет? Казалось бы,
работа ювелира бесполезна. Он гранит алмаз, заставляет его сверкать. Но бриллиант не просто
сверкает, он выражает силу и власть человека над природой. Если даже самый твердый в мире
минерал алмаз человек способен огранить, то он свободно владеет всем царством
минералов, и нет такого камня, который не был бы покорен человеком. «Бесполезное» занятие
ювелира имеет глубокий смысл и основание: созданные им ценности воспринимаются как
прекрасные.
Искусство цирка в известном смысле искусство ювелира. Цирковой артист ювелир не
только потому, что от него требуется такое же мастерство, такая же точность и филигранность в
работе, но и потому, что по самому своему смыслу и значению его работа схожа с работой
человека, шлифующего алмаз. Дрессировщик подчиняет своей воле царя зверей и тем самым
раскрывает безграничную власть человека над всем царством животных. Если человек
способен заставить царя зверей, преодолев вековые инстинкты, прыгать через огонь, значит,
любое животное будет подчиняться и служить человеку. Если можно научить собаку делать
сальто-мортале, то тем более можно заставить ее охранять дом или стадо, помогать охоте.
Тот же принцип лежит и в работе акробата, который своим головокружительным полетом
раскрывает свободное владение человека пространством, своим телом, чувством равновесия.
Если прекрасное явление, которым человек свободно владеет, возвышенное явление,
которым человек пока свободно не владеет, то эксцентрическое сфера виртуозно-свободного
владения трудно осваиваемым предметом. Эксцентричность в цирке не просто форма, а
особое художественное содержание, раскрывающее всю власть человека и над животными, и над
пространством, и над своим собственным телом, и над своими чувствами. Эксцентричность
расширение сферы свободы человека и свидетельство его безграничной власти над всем
миром.
Решить сверхзадачу победить пространство, выказать власть над животным миром, над
своим телом еще недостаточно, чтобы возник цирковой номер. Артист цирка решает
сверхзадачу, добивается сверхъестественных результатов находит в вещи ее сверхмеру и
творит по закону эксцентричностии создает образ человека, решающего
сверхзадачу. Благодаря этому возникает номер художественное произведение циркового
искусства, обладающее ритмической и композиционной организацией, продуманным
чередованием трюков, реприз, украшенное артистическим общением партнеров.
Цирк место преодоления реальной опасности. Цирк отличается от
театра«всамделишностью» (настоящие тяжести, реальные препятствия). Но у сцены и арены
есть и общее образность, артистизм.
Цирк это не рекордсменство, а образ человека, демонстрирующего свои
высшие возможности, решающего сверхзадачи, творящего в соответствии со
сверхзадачей, по законам эксцентрики.
Архитектура.
Архитектура (от греч. Architecton архитектор, главный строитель).
Когда человек научился изготавливать орудия труда, его жильем стала уже не нора или
гнездо, а целесообразная постройка, постепенно обретавшая эстетический вид.
Строительство стало архитектурой.
Архитектура формирование действительности по законам красоты при создании
зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и
общественных помещениях.
Архитектура создает замкнутый утилитарно-художественный освоенный мир,
отграниченный от природы, противостоящий стихийной среде и позволяющий людям
использовать очеловеченное пространство в соответствии с их материальными и
духовными потребностями. Архитектурный образ выражает назначение здания и
художественную концепцию мира и личности, представление человека о себе самом и о сути
своей эпохи.
Благодаря архитектуре возникает составная часть «второй природы»
материальная среда, которая создана трудом человека и в которой протекает его жизнь и
деятельность.
Архитектура тяготеет к ансамблевости. Ее сооружения искусно вписывают в
естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж. Например, здание МГУ
хорошо вписывается в пейзаж Воробьевых гор, удачно вписано в городской пейзаж Москвы
бывшее здание СЭВ (ныне здание мэрии), похожее на раскрытую книгу.
Архитектура и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного
сосредоточения коллективных усилий и материальных средств (Исаакиевский собор, например,
строили полмиллиона человек в течение сорока лет). Архитектурные произведения создаются на
века. Творец «каменной книги» и ее «читатель» — народ.
Основа архитектурной композиции объемно-пространственная структура,
органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий.
Архитектура зародилась в глубокой древности.
В Древнем Египте строились огромные гробницы (высота пирамиды Хеопса в Гизе
около 150 м), храмы со множеством мощных колонн. Этой архитектуре присуща геометрическая
четкость форм, отсутствие членений, несоразмерность масштабов сооружения и человека,
подавляющая личность монументальность. Грандиозные сооружения создавались не для
удовлетворения материальных потребностей народа, а во имя духовно-культовых целей и
служили делу социальной организации египтян под деспотической властью фараона.
В Древней Элладе архитектура обретает демократический облик. Культовые
сооружения (храм Парфенон) утверждают красоту, свободу, достоинство грека-гражданина.
Возникают новые виды общественных построек театры, стадионы, школы. Человек выступает
как мера красоты и масштабов здания, которое в отличие от сооружений Древнего Египта, не
подавляет, а возвеличивает личность. В Древнем Риме широко применяются арочные и
сводчатые конструкции из бетона. Появились новые типы сооружений: форумы, триумфальные
арки, отражающие идеи государственности, военной мощи.
В Средние века архитектура становится ведущим и самым массовым видом искусства,
чьи образы были доступны даже неграмотным людям. В устремленных к небу готических
соборах выражался религиозный порыв к Богу и страстная земная мечта народа о счастье.
Архитектура Возрождения развивает на новой основе принципы и формы
античной классики.
Классицизм канонизировал композиционные приемы античности.
С конца XVI до середины XVIII в., в эпоху становления национальных государств,
сопровождавшегося войнами, развивается барокко (большое количество лепных украшений,
сложность членений и пространственных соотношений, парадность, экзальтированность,
контрастность форм). Сооружения в стиле барокко служили прославлению и утверждению
абсолютизма (таков Версальский дворец) и католицизма (например, римская церковь Санта-
Мария-делла-Виттория).
В начале XVIII в. во Франции возник и распространился по всей Европе стиль рококо
(например, дворец Сан-Суси в Потсдаме) как выражение вкусов аристократии
(украшательство, прихотливая орнаментальность формы, нарочитая асимметричность и
сложность извилистых линий, а в интерьере богатые росписи и большие зеркала,
создающие впечатление легкости и нематериальности стен).
Во второй половине XVIII в. рококо уступает место ампиру монументальному,
величественному стилю, опирающемуся на традиции классицизма и на стиль эпохи римских
императоров. Он выражает воинскую мощь и державное величие власти (например,
Триумфальная арка в Париже).
Достижения русского зодчества запечатлены в кремлях, крепостных сооружениях,
дворцах, культовых и гражданских зданиях. Русская архитектура богата самобытными
национальными творениями (колокольня Ивана Великого, храм Василия Блаженного, церкви в
Кижах). «Русское барокко» утверждало единство русского государства, подъем национальной
жизни (творения Растрелли: Зимний дворец и ансамблиЦарского Села).
В XVIII-XIX вв. вырабатываются принципы русского классицизма: ясность и
выразительность архитектурного образа, простые конструктивные и художественные средства. В
XIX в. утверждается эклектизм.
В ХХ в. появляются новые типы зданий: промышленные, транспортные,
административные многоэтажные дома и жилые массивы. Их строительство ведется
индустриальными методами с использованием новых материалов и стандартных элементов
заводского изготовления.
Украшательство, которым грешила советская архитектура 30-х 50-х гг.,
тормозило ее развитие. Отказ от украшательства удешевил строительство, увеличил его
масштабы и темпы. Новая постперестроечная архитектура Москвы обогатилась
оригинальными зданиями.
У архитектуры свой язык, своя система. Куб воплощение идеи неизменности,
равновесия, устойчивости; параллелепипед, стоящий вертикально образ устремленности к
небу: цилиндр ротонда символ вечности, божества, уподобления человека Богу; полусфера
образ неба, часто применяется в пантеонах, планетариях;
Существуют разные типы архитектурных знаков.
1.Знак рецепционного ожидания.
Архитектурный знак рецепционного ожидания (характер решетки, ворот перед зданием,
аллеи ведущей к нему) дает настрой зрителю на тот или иной тип восприятия, дает информацию
о целостности архитектурного произведения, о его типе, предупреждает о том, с чем встретится
зритель
2.Функциональный знак предупреждает о назначении данного здания. Массивные
министерские здания своей пластикой несут идею державности. Форма круга в здании один
из функциональных знаков цирка. Надгробие в глубокой древности было курганом, холмом.
Функциональные знаки передают через форму назначение предмета.
3.Знаки этикета регулируют поведение людей.
В Париже, в Доме инвалидов, где похоронен Наполеон I, зрители находятся на балконе-
галерее и с нее смотрят вниз на стоящий на пьедестале гроб. Чтобы его увидеть, нужно чуть-чуть
нагнуться: поклон задан архитектурой. В русских избах входная дверь из сеней в комнату была
низкой, что способствовало сохранению тепла и служило знаком этикета: входя, человек снимал
шапку и кланялся — хозяевам и иконам.
4.Знаки национальной характерности несут информацию о принадлежности
произведения к определенной национальной культуре.
5.Знак времени несет информацию о принадлежности архитектурного сооружения к
определенной исторической эпохе. Знаки-символы (гербы, эмблемы) служат знаком времени.
6.Знаки, несущие смысл произведения, передают систему идей, художественную
концепцию мира и личности. Готический храм устремлен к небу. Его высокая островерхая крыша
продолжает и зрительно «ускоряет» эту устремленность всего здания вверх. В пластике этого
порыва воплощается художественная концепция: идеалы человека находятся в ином мире.
Химеры собора Парижской богоматери знаки сакрального смысла и выражают таинственность
мира.
Кариатиды, атланты это тоже знаки архитектуры.
Через монументальность, державность, эмблематику и символику архитектурные
функциональные знаки сообщают нам о том, что перед нами министерское или другое
государственное здание.
7.Глобально-мировоззренческие знаки выражают космогонические взгляды людей,
их представления о строении мира. Эти знаки особенно часты в культовых сооружениях. Так,
мандала символическое изображение буддистских представлений о структуре Вселенной
стала основой построения многих древнеиндийских, тибетских, и японских буддистских храмов.
8.Знаки эмоционального воздействия и знаки символики цвета.
В древнерусской архитектуре белый цвет символизировал свободу, (Белозерск, Белгород
и т.д.). Красный же цвет символизировал праздничность, красоту: и Москва, и Псков считались
красными городами, хотя о Москве говорилось еще и «белокаменная».
Архитектуру называют летописью мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни
и предания, когда уже ничто не напоминает о безвозвратно ушедшем в прошлое народе. На
страницах «каменной книги» запечатлены эпохи человеческой истории.
Декоративное искусство.
Декоративное искусство эстетическое освоение среды, окружающей человека,
художественное оформление созданной человеком «второй природы»: зданий, сооружений,
помещений, площадей, улиц, дорог. Это искусство вторгается в повседневную жизнь, создавая
красоту и удобства внутри и около жилых и общественных помещений.
Произведениями декоративного искусства могут быть дверная ручка и ограда, оконное
стекло в витраже и светильник, вступающие в синтез с архитектурой.Декоративное искусство
вбирает в себя достижения других искусств, особенно живописи и скульптуры.
Декоративное искусство искусство украшения, а не украшательства. Оно
запечатлевает стиль эпохи. Искусствовед и археолог могут по дверной ручке или остаткам
стенной росписи с такой же точностью восстановить облик эпохи, с какой палеонтолог
восстанавливает по зубу облик вымершего животного и окружавшей его природы.
Живопись и графика.
Живопись изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных
творческим воображением художника; выделение элементарного и наиболее популярного
эстетического чувства чувства цвета в особую сферу и превращение его в одно из средств
художественного освоения мира.
Монументальная живопись
а) Фреска техника живописи красками по сырой штукатурке.
б) Мозаика изображение, выполненное из однородных или различных по материалу
частиц камня, смальты, керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта извести
или цементе.
Станковая живопись
(не связана с плоскостью стены и может свободно экспонироваться)
Виды и жанрыживописи:
Натюрморт
Бытовой жанр
Исторический жанр
Батальный жанр
Пейзаж
Портрет
В древней живописи соотношение изображаемых явлений было не столько
пространственным, сколько смысловым. Древнеегипетские художники ради смыслового
выделения изображали фигуру военачальника в несколько раз большей, чем фигуры его воинов.
Древний художник не воспринимал красоту пейзажа.
Античный художник хорошо знает анатомию уже не только животного, но и человека.
В воспитании воина участвуют гимнастика, музыка и изобразительное искусство, чувствующее
красоту и силу человеческого тела.
Средневековая живописьдавала условно-плоскостное изображение мира.
Средневековое изобразительное искусство вглядывается во внутренний мир человека,
проникает вглубь его духа. На смену культу красоты обнаженного тела приходит мода на
драпирующие тело, ниспадающие до пола одежды. Характерно монашеское одеяние,
скрадывающее очертания фигуры человека.
Возрождение воскрешает культ обнаженного тела, подчеркивая не только его
красоту и мощь, но и чувственную привлекательность. Эпоха Возрождения дала таких великих
художников, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рубенс, Тициан.
В XIX в. завершается наметившийся уже ранее процесс размежевания живописи и
графики.
Графика (от греч. Gραφfo «пишу»)вид изобразительного искусства,
использующий в качестве основных изобразительных средствлинии, штрихи и
пятна (цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет
вспомогательную роль).
Виды графики:
Станковая (рисунок, гравюра, лубок)
Книжная (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.)
Журнальная и газетная
Компьютерная
Миниатюра(вариант книжной графики)
Промышленная
Специфика графики линейные соотношения, воспроизведение формы предметов,
передача их освещенности, соотношения света и тени.
Живопись запечатлевает соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает
существо предметов, их эстетическую ценность, их соответствие окружающему. Процесс
размежевания живописи и графики завершают импрессионисты. Они ничего не передают
вне цвета, все линейное для них второстепенно; не рисунок, а цветовые соотношения
изображаемых предметов становятся основным носителем эстетического смысла.
В ХХ в. резко меняется характер живописи. На нее воздействуют фото, кино,
телевидение. Появление фотографии и освоение ею цвета поставило перед живописью новые
задачи. Просто запечатлеть объект на память теперь может фотография. В живописи ХХ в.
возрастает роль субъективного начала, обостряется значение личного видения,
индивидуального восприятия жизни (вспомним «Мартовский снег» Грабаря).
Скульптура.
Скульптура пространственно-изобразительное искусство, осваивающее
мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах,
способных передать жизненный облик явлений.
Скульптурные произведения высекают из мрамора, гранитаи другого камня,
вырезают из дерева, лепят из глины. Мягкие материалы считаются временными, при работе с
ними обычно предполагается дальнейшая отливка в более долговечные чугун, бронзу. В наше
время расширилось количество материалов, пригодных для скульптуры: возникли произведения
из стали, бетона, пластмассы.
Человек главный, но не единственный предмет скульптуры. Анималисты создают
фигуры животных. Круглая скульптура может воссоздать лишь детали среды, окружающей
человека. Такие виды скульптуры, как барельеф и горельеф, сближаются с живописью и
графикой, и им доступно изображение пейзажа.
Ваяние всегда передает движение. Даже полный покой воспринимается в скульптуре как
внутреннее движение. В распоряжении ваятеля лишь один момент действия, но несущий на себе
печать всего предшествующего и последующего. Это придает скульптуре динамическую
выразительность.
Монументальность одна из возможностей скульптуры, обеспечивающая ей синтез с
архитектурой.
Средства изобразительности и выразительности скульптуры свет и тень. Плоскости и
поверхности изваянной фигуры, отражая свет и отбрасывая тени, создают пространственную
игру форм, эстетически воздействующую на зрителей.
В Древнем Египтескульптура была связана с культом мертвых: убеждение, что душа
жива, пока существует изображение человека, заставляло создавать долговечные скульптуры из
прочнейших материалов. Древнеегипетской скульптуре присущи монументальность, некоторая
упрощенность форм.
В Древней Греции ваяние достигло высочайшего уровня. В античной скульптуре всегда
живет ощущение внутренней свободы. Герой непринужден и сохраняет внутреннее достоинство,
даже страдание не искажает, не обезображивает его лица, не нарушает гармонию образа.
Средневековье развило монументальные формы скульптуры, находящиеся в синтезе с
архитектурой. Готическая скульптура сочетала натуралистическую подробность деталей с
декоративностью и динамичностью фигур, передававших напряженную духовную жизнь.
Появляются и иллюзорно-фантасмагорические, аллегорические образы (например, химеры
собора Парижской богоматери).
Ваятели в эпоху Возрождения создали галерею ярко индивидуализированных образов,
волевых, инициативных, деятельных людей.
Скульптура барокко (XVII в.) была торжественна, пафосна, парадна, полна
причудливой игры света и тени, кипения клубящихся масс.
Скульптура классицизма, напротив, рационалистична, спокойна, величава, благородно
проста. В XVIII в. скульптура тяготеет к социально-психологической портретной
характеристике человека.
В XIX в.в скульптуре расцветает реализм: образы обретают эстетическую
многогранность, историческую конкретность, бытовую и психологическую характерность.
В ХХ в.ваятели дают обобщенную, подчас символическую, трактовку скульптурных
образов. Скульптура углубляет психологическое содержание изображения, расширяются
возможности выражения в пластике духовной жизни эпохи.
Литература.
Литература эстетически осваивает мир в художественном слове. Ее предмет
неуклонно расширяется. В его сферу ныне входят природные и общественные явления, огромные
социальные катаклизмы и движения народных масс, духовная жизнь личности, ее мысли и
чувства.
Литература исторически изменчива. Литература живая, подвижная художественная
система, чутко реагирующая на изменения жизни.
Слово выразительное средство и мыслительная форма литературы, знаковая
основа ее образности.
Строительный материал скульптуры, живописи, кино глина, краска, кинопленка.
Строительный материал литературы — слово.
Универсальность, гибкость, опора на многовековой опыт естественного языка определяют
ведущее значение литературы в системе видов искусств. О силе поэтического слова говорят
многие предания. Греки рассказывали, что певцы Орфей и Амфион укрощали песнями диких
зверей и передвигали деревья и камни. Деревья шли за Орфеем в пустыню, чтобы стать там
рощами. Под песни Амфиона камни сами складывались в городские стены.
Восприятие культуры не через печатный текст, а через движущуюся на телеэкране картину
вот что характерно для нашей эпохи.
Однако, чтение не заменимо ничем, никакими художественными впечатлениями. Оно
основная форма художественной коммуникации.
Художественная литература обладает гибкой связью с философией, наукой и другими
формами общественного сознания. Наконец, чтение требует больших интеллектуальных усилий
и соответственно обладает высоким гедонистическим эффектом. Лишь масс-литература
становится средством манипуляции сознанием людей. Добротная литература не манипулирует
личностью, а формирует ее.
Литература сценарная и драматургическая основа кино и театра.
V. Закрепление нового материала.
Учитель. Ребята, давайте вспомним виды искусства, с которыми вы сегодня познакомились.
VI. Самостоятельная работа учащихся.
Учитель.Сравнение двух картин живописцев разных направлений.
VII. Итог урока: обобщение материала.