Презентация "Культура Месопотамии"


Подписи к слайдам:
КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ

  • Учитель истории школы 229 Кораблева Н.Л.

По ходу презентации выделите особенности культуры Междуречья

  • По ходу презентации выделите особенности культуры Междуречья
  • Определите ее отличие от культуры Египта

  • Основы культуры Междуречья закладываются в Шумере – области нижнего течения Тигра и Ефрата.
  • Первые поселения появились на юге этого географического района в плодородной низменности, у впадения рек Тигра и Евфрата в Персидский залив, который в те времена вдавался значительно глубже в сушу.

Основан в устье Евфрата в 5 тыс. до н.э. Город известен как родина Авраама.

  • Основан в устье Евфрата в 5 тыс. до н.э. Город известен как родина Авраама.
  • Стал известен благодаря раскопкам, которые производились в 1922-1934 гг. под руководством английского археолога Л. Вулли.

Это был город, построенный в шумерских традициях, овальный в плане с главной осью, ориентированной с юго-востока на северо-запад.

  • Это был город, построенный в шумерских традициях, овальный в плане с главной осью, ориентированной с юго-востока на северо-запад.
  • В Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что соответствовало населению, с учетом домашних рабов, 40-50 тыс. жителей.

  • План г. Ур
  • Мощные стены, сложенные из сырцового кирпича, достигали толщины 25-32 м. В северо-западной части города на холме, искусственно расширенном в виде террасы, размещался дворцовый и храмовый комплекс Ура, посвященный культу бога луны Наннара.

  • Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние — в красный, верхние — в белый

Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из обожженного кирпича, скрепленного битумным раствором.

  • Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из обожженного кирпича, скрепленного битумным раствором.
  • Зиккурат имел основную платформу высотой 15 м и размерами 62,5 х 43м; её грани, облицованные обожженным кирпичом, были слегка наклонены внутрь – для большей устойчивости; наверх вели три лестницы, соединявшиеся у каменной террасы

  • Вавилон ( “Бабилу”- “врата бога”) впервые упоминается в III тысячелетии до н.э. До этого на левом берегу Евфрата, по-видимому, было небольшое поселение, не имевшее особого политического значения.
  • Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.) Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). До нас почти не дошли сооружения этого периода, поскольку город неоднократно подвергался сильным разрушениям.
  • Вплоть до конца XIX в. Вавилон был неизвестен, и лишь благодаря раскопкам, проведенным под руководством немецкого ученого и архитектора Р. Кольдевея, этот город вновь стал достоянием человечества.
  • Раскопки производились с 1899 по 1914 г и результаты этих раскопок дали удивительный материал, относившийся главным образом к VII-VI вв. до н.э.

  •      Город Вавилон занимал обширную территорию, насчитывавшую 20 кв.км и внешними крепостными стенами протяженностью 18 км. Внутри этой территории располагался собственно город, занимавший оба берега реки Евфрат, и в свою очередь укрепленный крепостными стенами. Территория внутреннего города насчитывала 410 га, а протяженность крепостных стен 8360м.
  • Укрепления состояли из глубокого рва, наполненного водой, соединявшегося с Евфратом, и крепостных стен, построенных из сырцового и обожженного кирпича толщиной около 30 м.
  • Через каждые 20 м находились крепостные башни. Город делился на две части.

  •      В город вело восемь ворот и все ворота назывались именами различных богов.
  • Главными были северо-западные - ворота богини Иштар. Этот вход был защищен цитаделью с четырьмя массивными башнями и арочными проходами между ними. Башни были облицованы глазурованной керамикой с орнаментом и устрашающими изображениями львов, быков, фантастических чудовищ. Кроме этих ворот, существовали еще ворота бога луны Сина, ворота главного вавилонского божества Мардука, ворота бога земли Энлиля, ворота бога солнца Шамаша, ворота бога грозы и бури Адада, а также ворота Лугалгирра и Ураш.
  • Все эти ворота соединялись между собою улицами, разрезавшими город почти на равные части.

  •      Главные улицы города предназначались для религиозных процессий.
  • Так, например, особым праздником в Вавилоне считалась встреча Нового года. Новогодний праздник начинался в марте месяце, поскольку вавилоняне следовали лунному календарю, и длился более 10 дней. Начало его отмечалось религиозными обрядами на башне-зиккурате Этемененнаки, откуда жрецы вели наблюдения за звездами; затем статую Мардука выносили из храма, погружали на корабль и везли вверх по течению Евфрата за пределы внутреннего города.
  • Там, в специальном храме, называвшемся “Домом Нового года”, служили молебен, и на десятый день торжественная процессия направлялась к воротам богине Иштар. Впереди жрецы несли статую Мардука, за ними следовали приближенные царя и народ. Вся эта процессия вступала на улицу Процессий, которая начиналась между выступами городских стен и имела ширину перед воротами Иштар 16 м. Этот отрезок улицы был особо украшен изображениями львов и грифонов золотистого цвета на ярко-синем фоне крепостных стен и ворот Иштар. Изображения были выполнены из глазурованного кирпича, которым были облицованы поверхности стен и ворот. Далее процессия проходила ворога богини Иштар и направлялась но улице Процессий в сторону центра города. “Дорога процессий” 7,5 метров шириной, мощеная каменными плитами шла на юг от ворот Иштар.

  • Основное население Вавилона составляли купцы, ремесленники, землевладельцы. Среди них были богатые жители, занимавшие своими домами целые кварталы, и были бедняки, ютившиеся в тростниковых, обмазанных глиной хижинах, расположенных на окраине города. Низший, бесправный слой городского населения составляли рабы, по большей части военнопленные, которые выполняли все виды работ от ремесленного производства до тяжелого труда чернорабочих.
  •      Ремесла в Вавилоне процветали самые разнообразные. Представители отдельных ремесел селились на определенных улицах. Так, в Вавилоне существовали улицы ювелиров, ткачей, гончаров и т.д.
  •      Жилая часть города была разбита на регулярные квадраты, разделённые узкими, шириной 4 метра, улицами. Жилые дома как большие, так и малые, строились по одной и той же схеме: комнаты группировались вокруг внутреннего двора, часто замощенного обожженным кирпичом; иногда в центре двора находился очаг. Главные помещения жилого дома всегда располагались на южной стороне двора и были обращены к северу своими проёмами. Античные историки указывают на существование в Вавилоне 3- 4 этажных домов, но рядовую застройку составляли одно и двух этажные дома с плоскими кровлями и с террасами наверху.

  •      Для Древнего мира Вавилон олицетворял собой город сказочного богатства, огромный, населенный несметным числом жителей.
  • Действительно, в период правления Навуходоносора II в Вавилоне было около 360 тыс. жителей, из которых во внутреннем городе проживало 80 тыс. Масштабы его сооружений, мощность крепостных стен - все это поражало взор чужестранцев.
  • Позднее Вавилон пришел в полное запустение и вскоре забыли не только о его существовании, но и даже о его местоположении.

  • Столицей Ассирии была Ниневия, город, соперничавший с Вавилоном богатством и роскошью дворцов и храмов.
  • К сожалению, нельзя судить о планировке крупнейшей столицы Ассирии IX-VII вв. до н.э. - Ниневии, поскольку в 612 г. до н.э. она была стерта с лица земли царем Набопаласаром из Вавилона.
  • Известен лишь украшенный барельефами северный дворец Ашшурбанипала, который был раскопан экспедицией П.Э. Ботта в 1842 г. Найденные остатки Южного дворца Ассархаддона, архива и библиотеки не позволяют с достоверностью судить об очертаниях города и расположении его главных улиц.

  • Ассирийцы заимствовали религию, культуру и искусство Вавилонии.
  • Они установили в беспокойном Двуречье свой державный порядок, создали единое мощное государство.
  • Ассирийское искусство от начала I тысячелетия до н. э. и до крушения ассирийской державы в конце VII в. до н. э. было целиком исполнено пафосом силы, прославляло мощь, победы и завоевания ассирийских властителей

Величественны и фантастичны некогда возвышавшиеся у входа в знаменитый дворец царя Саргона II, близ Ниневии, грандиозные крылатые быки в тиарах, с высокомерными человеческими ликами, сверкающими глазами, с огромными, прямоугольными, сплошь закрученными мелким завитком бородами; каждый бык — с пятью тяжелыми, все под собой попирающими копытами.

  • Величественны и фантастичны некогда возвышавшиеся у входа в знаменитый дворец царя Саргона II, близ Ниневии, грандиозные крылатые быки в тиарах, с высокомерными человеческими ликами, сверкающими глазами, с огромными, прямоугольными, сплошь закрученными мелким завитком бородами; каждый бык — с пятью тяжелыми, все под собой попирающими копытами.
  • Эти чудовища - «шеду» клинописных текстов считались покровителями дворцовых сооружений. Фигуры выполнены в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Моделируя их, скульптор использовал богатство светотеневых эффектов.
  • Характерно, что скульптор хотел показать чудовище одновременно и в покое и в движении. Для этого ему пришлось добавить лишнюю ногу, и таким образом получилось, что смотрящий на фигуру в фас видел ее стоящей, а обозревающий ее в профиль - идущей.

  • Оригинал – Лувр , Париж
  • Копия – музей им. Пушкина , Москва

  • Длинные ленты рельефов тянулись на уровне человеческого роста по залам ассирийских дворцов. В хорсабадском дворце рельефом было занято 6000 кв. м.
  • Исследователи считают, что существовали картоны, по которым художники наносили общие контуры изображений, в то время как бесчисленное количество помощников и учеников копировали отдельные сцены и исполняли детали композиций.

  • Сюжетами композиций были главным образом война, охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец, сцены религиозного содержания.
  • Главное внимание сосредоточивалось на тех изображениях, где царь являлся центральной фигурой. На его прославление направлен был весь труд ассирийских художников.
  • Задачей их было также подчеркнуть и физическую силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их часто скованы условной канонической позой и тяжелой, пышной одеждой.

  • Царь! Он не небожитель, не воплощенный бог, как в Египте, но всемогущий земной повелитель, меч которого — высший закон. Всюду лицо царя величаво, деспотически сурово, без индивидуальных черт.
  • Он одинаково грозен и безличен и в охоте, и в бою, и когда шествует в сопровождении толстых, безбородых евнухов, держащих над его головой роскошные опахала, и когда пирует с царицей, празднуя победу над врагом, чья голова подвешена рядом
  • Самые знаменитые рельефы из ассирийских царских дворцов находятся теперь в лондонском Британском музее и в парижском Лувре. Ленинградский Эрмитаж также обладает характерными образцами этой монументальной скульптуры.

Фигуры людей, за редкими исключениями, изображены с характерной для Древнего Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги и голова - в профиль.

  • Фигуры людей, за редкими исключениями, изображены с характерной для Древнего Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги и голова - в профиль.
  • Модели у мастеров этого времени кажутся как бы приведенными к единому типу. Сохранена также и разномасштабность при изображении лиц разного социального положения.
  • Фигура царя всегда совершенно неподвижна.

  • Рельеф «Царь и бог»

  • Вверху слева — фантастические крылатые существа (с ассирийского рельефа); справа — вавилонский бог Мардук, убивающий чудовище Тиамат.
  • В центре — золотая голова священного быка с синей бородой из лазурита; украшение арфы, найденной в царской гробнице в шумерийском городе Уре (III тысячелетие до н. э.); ворота богини Иштар в Вавилоне. (VI в. до н. э. Реконструкция.) Внизу слева — финикийские корабли (с ассирийского рельефа VI в. до н. э.). Справа внизу — ассирийский царь охотится на львов (с ассирийского рельефа VII в. до н. э.).

Львиная охота в Ассирии имела религиозно-магическое значение: царь, побеждающий льва, воплощал победу сил добра над злом.

  • Львиная охота в Ассирии имела религиозно-магическое значение: царь, побеждающий льва, воплощал победу сил добра над злом.

КЛИНОПИСЬ

  • КЛИНОПИСЬ
  • ИЕРОГЛИФЫ

  • http://nnvashkevich.narod.ru/SLTCVL/smr.htm
  • http://sascha-lange.livejournal.com/1568.html
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/639687
  • http://www.stroisa.com