Презентация "Методика декоративной композиции"

Подписи к слайдам:
Методика декоративной композиции Декоративные изображения на сегодняшний день занимают важное место в современном искусстве. Декоративное изображение органично выражает глубокую фантазию художника, где основным способом достижения его индивидуальности является стиль, который призван стимулировать эстетическое и культурное развитие зрителя, дает возможность внутреннего совершенствования человека. Таким образом, данная область искусства заслужила высокий авторитет среди художников.
  • Декоративные изображения на сегодняшний день занимают важное место в современном искусстве. Декоративное изображение органично выражает глубокую фантазию художника, где основным способом достижения его индивидуальности является стиль, который призван стимулировать эстетическое и культурное развитие зрителя, дает возможность внутреннего совершенствования человека. Таким образом, данная область искусства заслужила высокий авторитет среди художников.
Основное развитие декоративная композиция как наука получила сравнительно недавно – в середине ХХ века. Однако, большая часть принципов работы было разработано еще в древности в практическом применении при создании объектов декоративно-прикладного искусства – бытовой утвари, мебели, тканей и многого другого. И на протяжении многих веков несла в себе функцию украшения жизни человека.
  • Основное развитие декоративная композиция как наука получила сравнительно недавно – в середине ХХ века. Однако, большая часть принципов работы было разработано еще в древности в практическом применении при создании объектов декоративно-прикладного искусства – бытовой утвари, мебели, тканей и многого другого. И на протяжении многих веков несла в себе функцию украшения жизни человека.
  • С развитием материалов и мастерства художников внимание зрителей было обращено к развитию реалистичного искусства, как наиболее точно отражающему окружающую жизнь людей (природу и прочее). В период Средневековья многие знания о реалистичном изображении были утеряны и на первый план вышел религиозный канон. Все законы, правила и технологии создания предметов ДПИ были подчинены религии.
  • В эпоху Ренессанса человечество вновь обратилось к реалистичному изображению, а декоративное искусство вновь несло в себе функцию украшения. И лишь в начале ХХ века в эпоху «Серебряного века» функция декоративных изображений меняется. Теперь основная его задача не только украшение окружающего мира, но и способ самовыражения для художника. Именно с этого периода и начался процесс систематизации знаний о приемах и композиционных средствах создания декоративного изображения.
Декоративная композиция – это стилизованное изображение, которое отличается от академического тем, что основным принципом его создания служит достижение максимальной выразительности изображаемого, т.е. достоверность отходит на задний план.
  • Декоративная композиция – это стилизованное изображение, которое отличается от академического тем, что основным принципом его создания служит достижение максимальной выразительности изображаемого, т.е. достоверность отходит на задний план.
  • В декоративном изображении все взвешенно, обдуманно и работает на утверждение декоративного образа. Если в академическом изображении объекта может быть практически любой объект, то для декоративного пригоден лишь объект, явно выразительный, способный мобилизировать творческий потенциал художника в декоративной его трактовке.
Монокомпозиция (греч. monos один, единый, единственный) всегда строится на конкретной замкнутой плоскости, обычно ограниченной заданными размерами.
  • Монокомпозиция (греч. monos один, единый, единственный) всегда строится на конкретной замкнутой плоскости, обычно ограниченной заданными размерами.
  • Второй вариант композиции – ритмическая композиция, в которой изображенные элементы повторяются с определенной периодичностью, еще ее называют орнаментальной.
  • Орнамент - (лат. ornamentium - украшение) - узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов - растительных или животных мотивов и предназначенный для оформления разнообразных вещей (предметов быта, мебели, одежды, оружия и т. д.), архитектурных сооружений.
Виды орнаментов по структуре
  • Виды орнаментов по структуре
  • Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).
  • Ленточный – мотив линейно чередуется вертикально или горизонтально (фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.).
  • Сетчатый, при котором вся поверхность заполнена узором. Мотив в нем повторяется и по вертикали, и по горизонтали, этот орнамент бесконечен во всех направлениях.
  • Ленточный орнамент
  • Замкнутый орнамент
  • Ленточный орнамент
  • Ленточный орнамент
  • Сетчатый орнамент
  • Сетчатый орнамент
Виды орнаментов по изображаемым мотивам
  • Виды орнаментов по изображаемым мотивам
  • Геометрический орнамент. Геометрический орнамент состоит из точек, линий и геометрических фигур.
  • Растительный орнамент. Состоит из стилизованных объектов растительного мира - листьев, цветов, плодов, веток и т.д.
  • Зооморфный орнамент (анималистический). Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных (млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые, земноводные и т.д.).
  • Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
  • Геометрический орнамент
  • Растительный орнамент
  • Растительный орнамент
  • Зооморфный орнамент
  • Зооморфный орнамент
  • Антропоморфный орнамент
  • Этапы создания орнамента.
  • 1).поиск декоративного мотива (растительного, животного и т.д.)
  • 2). создание раппорта (главный мотив орнамента и расстояние до следующего такого же мотива).
  • 3). Создание орнамента
Мотив может быть:
  • Мотив может быть:
  • простым – состоит из одного элемента;
  • сложным – состоит из 2-х или нескольких элементов, пластически связанных в единое целое.
  • Простой мотив
  • Простой мотив
  • Сложный мотив
  • Работу над орнаментом рекомендуется начинать с поиска простого мотива.
  • Следующим этапом является его усложнение, затем поиск его положения в структуре орнамента, а затем при необходимости орнамент усложняется.
  • раппорт
  • раппорт
  • Стилизация объектов природного мира (растительного и животного).
  • Для успешного освоения процесса стилизации объектов природного мира необходимо прохождение 5 этапов:
  • 1.) изучение и анализ природных форм,
  • 2). изучение образцов стилизации природных форм в истории искусства,
  • 3). поиск декоративной интерпретации природных мотивов,
  • 4). поиск вариантов монокомпозиции с полученным мотивом,
  • 5). Поиск вариантов ритмической композиции полученным мотивом.
  • Анализ формы.
  • Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму: уч.пособие / М.С.Якушева: МГХПУ им.С.Г.Строганова. – М., 2009.
  • Анализ формы.
  • Анализ формы.
  • Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму: уч.пособие / М.С.Якушева: МГХПУ им.С.Г.Строганова. – М., 2009.
  • Поиск декоративных интерпретаций
  • Поиск декоративных интерпретаций
  • Поиск декоративных интерпретаций
  • Орнаменты и монокомпозиция
  • Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму: уч.пособие / М.С.Якушева: МГХПУ им.С.Г.Строганова. – М., 2009.
  • Монокомпозиция
  • Орнаменты
  • Орнамент и монокомпозиция
  • Поиск декоративных интерпретаций
  • Поиск декоративных интерпретаций
  • Монокомпозиция
  • Орнамент
  • Монокомпозиция
  • Орнамент
  • Монокомпозиция
  • Монокомпозиция
  • Орнамент
  • Орнамент и монокомпозиция
  • Поиск декоративных интерпретаций
  • Поиск декоративных интерпретаций
  • Поиск декоративных интерпретаций
  • Анализ формы, поиск декоративных интерпретаций, орнамент
  • Поиск декоративных интерпретаций, орнамент
  • Поиск декоративных интерпретаций
  • Монокомпозиция
  • Орнамент
  • Поиск декоративных интерпретаций, орнамент
  • Стилизация фигуры человека с помощью фактуры
  • Стилизация фигуры человека с помощью линии и ограниченной цветовой гаммы
  • Стилизация фигуры человека