Презентация "Искусство ислама"


Подписи к слайдам:
Diapositiva 1

Искусство ислама

  • "Всемирная история" Джами ал-Таварих (Сборник летописей) Рашид ад-Дина – Тебриз, Персия, 1307 год. Хранится в Эдинбургском университете

  • Рукопись узбекского происхождения
  • (Бустан Саади, 1514 год, Бухара.
  • Хранится в Музее Метрополитен).

Особенности исламского орнамента:

  • Имперсональность (отсутствие образа личности)
  • Бессюжетность (отсутствие события)
  • Абстрактность (отвлеченность образа)
  • Функциональность (целесообразность действия)
  • Геометрическая организованность (как метод построения геометрического пространства)

Основные типы орнамента

  • Геометрический
  • Растительный
  • Эпиграфический

Геометрический тип орнамента

  • Основные фигуры геометрического орнамента:
  • Прямоугольные (квадрат, прямоугольник)
  • Кривоугольные (круг, окружность, овал, элипс)

Гирих (узел) — разновидность геометрического орнамента (либо отдельный элемент орнамента) в мусульманском искусстве Ближнего и Среднего Востока IX—XVI вв. Представляет собой причудливое переплетение многоугольников и звезд.

  • Гирих (узел) — разновидность геометрического орнамента (либо отдельный элемент орнамента) в мусульманском искусстве Ближнего и Среднего Востока IX—XVI вв. Представляет собой причудливое переплетение многоугольников и звезд.

Последняя страница Корана (центральная часть). Марокко, 1568

Растительный орнамент

  • Узор ат-таурик (покрывающийся листьями) – ислими – у иранских и тюркских народов с XII в.
  • Банд-е руми (византийская связка)

«Византийская связка» — в искусстве стран Ближнего и Среднего Востока — разновидность орнамента, чаще для декорирования тканей — раппо́рта, модулем которого является овал, ромб или шестигранник, в который вписаны изобразительные мотивы, например, букеты цветов.

  • «Византийская связка» — в искусстве стран Ближнего и Среднего Востока — разновидность орнамента, чаще для декорирования тканей — раппо́рта, модулем которого является овал, ромб или шестигранник, в который вписаны изобразительные мотивы, например, букеты цветов.

Эпиграфический орнамент

Фронтиспис 23-й части Корана. Автор — Абдалла Мухаммад ал-Хамадани, 1313

Последняя страница Корана (центральная часть). Валенсия, 1182/83 г.

Последняя страница Корана, 1729 (Марокко)

Мукарны

  • (мукарнас, сталактиты) - в архитектуре Ближнего и Среднего Востока декоративные выступы призматической формы, расположенные нависающими друг над другом рядами на сводах ниш, тромпах, полукуполах.

Куфическое письмо

Куфи - самый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Характерные особенности этого почерка — тяжеловесность, прямые и толстые линии, угловатость форм и приближенность к квадратному шрифту, геометричность. Господствовал до XII в. Сегодня он канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана.

Письменные принадлежности

  • Калам – тростниковое перо

Насх («переписка», «отмена», «вытеснение»)

  • Ясный, открытый, некрупный, относительно легко читаемый округлый почерк с четко выраженным стандартом.
  • Алеф – главный модуль измерения, по высоте равен трем точкам, а горизонтальный элемент – ба – семи точкам, тогда как бортики буквы по высоте равны двум точкам

Мусанна (турецкий стиль) – техника зеркального письма, в которой композиция слева зеркально отражает композицию справа.

  • Мусанна (турецкий стиль) – техника зеркального письма, в которой композиция слева зеркально отражает композицию справа.

Тугра – каллиграфический приём, который используется как королевская печать. Эти эмблемы стали особенно популярны во времена расцвета Османской бюрократии.Нишанги или тугракеш – это каллиграф, специально подготовленный для написания тугры.

  • Тугра – каллиграфический приём, который используется как королевская печать. Эти эмблемы стали особенно популярны во времена расцвета Османской бюрократии.Нишанги или тугракеш – это каллиграф, специально подготовленный для написания тугры.

В зооморфной каллиграфии из слов составляются фигуры человека, птицы, животного или какого-нибудь объекта.

  • В зооморфной каллиграфии из слов составляются фигуры человека, птицы, животного или какого-нибудь объекта.

Современная каллиграфия

Эдуард Димасов

Памятники Сирии

  • Мечеть Омара

Купол Скалы – Куббат ас-Сахра

Разрез мечети Куббат ас-Сахра

Мозаика мечети

Мечеть Омейядов в Дамаске

Мечеть Омейядов в Дамаске

Сокровищница Куббат аль-Хазна (787год).

Мозайки мечети Омейядов

Минарет пророка Исы- Иисуса

Минарет Невесты

Минарет Мухаммада (минарет Каит-бея)

Памятники Египта

  • Мечеть Амр ибн ал-Аса (640)

Стрельчатая арка

  • Стрельчатая арка - отличительная особенность архитектуры мусульманского Машрика

Мечеть Каит-бея (1468)

Мечеть Ибн Тулуна в Каире (876-879)

  • 868-905 г. – династия Тулунидов, помимо Египта управлявшая Палестиной и Сирией
  • Ахмад ибн Тулун (868-884) – основатель династии, военачальник Аббасидов.
  • После прихода к власти династии Фатимидов и основании города Каира, мечеть была заброшена.
  • 1297-1299 г. – правление мамлюкского султана Ладжина, мечеть восстановлена, получила новый минарет и фонтан для омовений. Появление резной дикки – платформы для муаззина, передающего молящимся, которым не хватило места в зале, слова имама

План мечети Ибн Тулуна

Мечеть Хасана (1356)

Архитектура ал-Андалуса

  • 711-1492 – мусульманская Испания (ал-Андалус)
  • 756 г. – утверждение власти уцелевшего представителя династии Омейядов Абд ар-Рахмана I (756-1031)
  • Наивысшего рассцвета культура мусульманской Испании достигает в правление Абд ар-Рахмана III (912 (929)-961))

Подковообразная арка

  • Подковообразная арка, известная также как мавританская арка. Изначально была одной из доминант вестготской архитектуры, заимствована арабами

Резьба по стуку

  • Стук – разновидность алебастра (минерал, водный сульфат кальция. Встречается в природе в известняковых отложениях рек. Разновидность мрамора, наиболее мягкая, слегка просвечивающая на солнце, желтоватого оттенка с перламутровым стекловидным блеском.
  • Как для архитектуры исламских стран крайнего запада, так и для Средней Азии характерна изысканная резьба по стуку – разновидности алебастра. Мастер наносит тонким резцом рисунок по слою алебастра, а затем начинает «выбирать» излишний материал, создавая причудливый объемный рисунок

Большая мечеть Кордовы (Мескита)

Большая мечеть Кордовы

  • 785 г. – возведена по приказу Абд ар-Рахмана I
  • Первая половина IX в. – перестройка во времена эмира Абд ар-Рахмана II (822-852). Мечеть получает Т-образный план, характерный для мечетей мусульманского Запада.
  • 962-966 – строительный период при халифе Хакаме II (961-976). Михраб и максура
  • 980-е годы – самые большие по объему строительные работы при ал-Мансуре (Альманзоре) (976-1002)

Общий вид интерьера мечети в Кордове – из книги «Арабские древности Испании», Джеймс Кавана Мерфи(1760-1816)

Михраб Хакама II

Звездчатый купол над центральной частью максуры перед михрабом Хакама II (965 г.)

Большая мечеть Кайруана (мечеть Сиди Окба)

  • 670 г. – арабский полководец Окба ибн Нафи закладывает город-лагерь Кайруан («караван», «караванная стоянка»).
  • 724 г. – реконструкция мечети при омейядском халифе Хишаме
  • 773/774 г. – перестройка мечети намесником Аббасидов, от первоначальной постройки остается только минарет и михраб.
  • 800-909 г. – правление династии Аглабидов. Несколько этапов строительства мечети
  • 836 г. – вновь возведена при эмире Зийадате Аллахе I (817-838)

Магрибские минареты выполняли две функции: они были башнями, с которых мусульман оповещали о начале молитвы и одновременно смотровыми площадками, откуда можно было следить за передвижениями неприятеля на большом удалении.

  • Магрибские минареты выполняли две функции: они были башнями, с которых мусульман оповещали о начале молитвы и одновременно смотровыми площадками, откуда можно было следить за передвижениями неприятеля на большом удалении.
  • Кроме того, они были оснащены оборонительными деталями, позволяющими в случае нападения защищаться. Зубчатые стены, узкие прорезные окна и машикули (навесные бойницы в верхних частях стен и башен) позволяли лучнику занять удобную позицию.
  • Типичными «оборонительными» минаретами можно назвать минарет Кутубийа в Марракеше (Марокко – 1184) или минарет Хиральда в Севилье (совр. Испания, 1195).
  • Как правило, минареты Магриба и Андалусии строились на прямоугольном основании, иногда это увеличивающиеся кубы, стоящий один на другом.

Минарет (1199) мечети Кутубийа (1153 г.) в Марракеше

Башня Хиральда в Севилье – бывший минарет Большой мечети Севильи. Севодня колокольня Севильского собора

Минарет Хасана в Рабате

Иранская мечеть

  • В Иране и областях Закавказья и Средней Азии мечеть колонного типа (арабская) не прижилась.
  • В основу иранской мечети положена идея чортака («четыре арки») – это наиболее распространенный тип культовой постройки сасанидского Ирана, вместилище священного огня. Он представлял собой каменный павильон, квадратный в плане, с аркой в центре каждой стены и купольным перекрытием.

Айван

  • Айван – еще одна традиционная конструкция Древнего Ирана и Месопотамии – высокий зал без передней стены
  • Пештак (букв. «передняя арка») – парадный портал в виде выдвинутой на фасад вертикальной прямоугольной рамы

  • Типовые структуры в мусульманской архитектуре 
  • 1. – Гульдаста – колонны, укрепляющие внутренние углы стен 2. – Стены 3. – Айваны, глубокие ниши в стене 4. – Внутренний дворик 5. – Вход, оформленный айванами 6. – Большие купола 7. – Малые купола над торговыми помещениями 8. – Большой торговый купол 

Мечеть Калян в Бухаре

Медресе ал-Мустансирийя в Багдаде

Искусство Турции

Селемие в Эдирне

Ахмадие – «Голубая мечеть»

Искусство Индии

Истоки арабо-мусульманского искусства

  • Божественное откровение 
  • - Коран - барака пророка
  • Мухаммада
  • "Всемирная история" Джами аль-Таварих (Сборник летописей) Рашид аль-Дина –
  • Тавриз, Персия, 1307 год. Хранится в Эдинбургском университете

Смысл творчества:

  • Достижение эстетического идеала, передача подлинной совершенной красоты.
  • Что есть совершенная красота в мусульманском понимании?

Характеристики красоты:

  • Нравственность
  • Функциональность
  • Полезность или целесообразность
  • Неразрывность формы и содержания
  • Соразмерность и согласованность всех элементов произведения

Мавританский стиль

  • Дом А.Д.Мурузи

Ворота дома Мурузи

Вестибюль дома Мурузи

Особняк Арсения Морозова (Маврический дом)

Воронцовский дворец в Алупке