Презентация "Формальная композиция. Законы правила приемы и средства композиции" скачать


Презентация "Формальная композиция. Законы правила приемы и средства композиции"

Подписи к слайдам:
Формальная композиция. Законы, правила, приемы и средства композиции.
  • Подготовила: учитель ИЗО МБОУ «Художественно-технологический лицей города Кирова» Д.Р. Деветьярова
Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное сочетание частей в единое целое и общее.
  • Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное сочетание частей в единое целое и общее.
  • Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над  композицией
  • Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины.
Основные законы композиции:
  • Закон целостности
  • Закон соподчинения
  • Закон равновесия
Правила и приемы композиции :
  • Доминанта
  • Симметрия/асимметрия
  • Статика/динамика
  • Ритм
  • Контрасты, нюансы, аналоги
Средства композиции:
  • Формат
  • Композиционный центр,
  • Равновесие
  • Целостность
  • Соподчинение
  • Ритм
  • Контраст
  • Динамика/статика
  • Симметрия/асимметрия
  • Доминанта
Рассмотрим подробнее понятия и термины композиции: Закон целостности- объединение элементов, частей в единое целое.
  • Закон целостности- объединение элементов, частей в единое целое.
  • рисунок 1
  • рисунок 2
Закон соподчинения – подчинение всех элементов изображения доминанте
  • Закон соподчинения – подчинение всех элементов изображения доминанте
  • рисунок 3
  • рисунок 4
Закон равновесия- состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой
  • Закон равновесия- состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой
  • рисунок 5
  • рисунок 6
Доминанта – главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные
  • Доминанта – главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные
  • рисунок 7
  • рисунок 8
  • рисунок 9
  • рисунок 10
  • Симметрия - равномерное размещение элементов по оси
          • Асимметрия - неравномерное размещение элементов
Динамичная композиция - при которой создается впечатление движения
  • Динамичная композиция - при которой создается впечатление движения
  • Статичная композиция - создает впечатление неподвижности
  • рисунок 11
  • рисунок 12
Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
  • Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
  • рисунок 13
  • рисунок 14
Контраст - противопоставление в композиции
  • Контраст - противопоставление в композиции
  • Нюанс (франц. nuance) - тонкое различие, едва заметный переход.
  • Акцент - (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции
  • Аналог (греч. «сходство») – одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции
Виды контрастов:
  • рис. 15 контраст по цвету
  • рис. 16 контраст размера
  • рис. 17 контраст формы
  • Виды контрастов:
  • рис. 18 контраст фактур
  • Виды контрастов:
Нюанс
  • рис. 19 нюанс по цвету и по форме
Акцент
  • рис. 20 цветовой акцент
  • рис. 21 акценты по цвету и размеру
Аналог
  • рис. 22 аналоги по форме и цвету
Зачем изучать формальную композицию?
  • Формальная композиция строится из линий, пятен, геометрических фигур, выражает логику композиционного построения
  • рис. 23 Диего Веласкес. Сдача Бреды.
рис. 24 Казимир Малевич «Супрематизм. Беспредметная композиция»
  • рис. 25 Василий Кандинский
  • «Композиция № 8»
Теперь выполним задания:
  • Задание 1. Равновесие в композиции.
  • С помощью 3-6 геометрических фигур создать композицию и передать равновесие
  • рис. 26 равновесие в композиции
Задание 2. Доминанта. С помощью 4-6 геометрических фигур создать композицию с ярко выраженной доминантой
  • рис. 27 доминанта в композиции
Задание 3. Статика и динамика. С помощью 4-5 геометрических фигур создать: а) статичную композицию; б) динамичную композицию;
  • рис. 28 статика в композиции
  • рис. 29 динамика в композиции
Задание 4. Симметрия и асимметрия. С помощью геометрических фигур создать: а) симметричную композицию; б) ассиметричную композицию;
  • рис. 30 симметрия в композиции
  • рис. 31 ассиметрия в композиции
Задание 5. Ритм. С помощью геометрических фигур передать ритм в композиции
  • рис. 32 ритм в композиции
Задание 6. Контраст. С помощью геометрических фигур создать композицию и передать: а) цветовой контраст; б) контраст фактур
  • рис. 33 цветовой контраст
  • рис. 34 контраст фактур
Задание 7. Нюанс, акцент аналог. С помощью геометрических фигур создать на выбор: а) нюанс в композиции; б) акцент в композиции; в) аналоги в композиции
  • рис. 35 нюанс
  • рис. 36 акцент
  • рис. 37 аналог
Домашнее задание. Разобрать композиционную структуру любой живописной картины (на ваш выбор)
  • Поль Сезанн. Персики и груши
  • Рафаэль. Сикстинская мадонна
  • рис. 38
  • Список литературы:
  • 1. Голубева, О. Л. [Текст] Основы композиции: Учебное пособие-2-е изд/ О. Л. Голубева –М.: Изд. дом «Искусство», 2004.-120с. ISBN 5-85200-417-0
  • 2. .Паранюшкин, Р. В. [Текст] Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 79, [4] с. : ил. — (Школа изобразительных искусств).ISBN 5-222-07410-2
  • 3. Чернышев, О. В. [Текст] Формальная композиция. Творческий практикум/ О.В. Чернышов -Мн.: Харвест, 1999.-312 с. ISBN 985-433-206-3.
  • 4. http://politeh.debesi.ru/files/IvshinCOMPOSITIONhtml/5.html
  • http://library.fentu.ru/book/arhid/osnovkompoz/22___.html
  • 5. http://www.coposic.ru/pravila/simmetriya/
  • 6. http://paintmaster.ru/osnovy-kompozitsiji.php
  • 7.http://www.razlib.ru/kulturologija/osnovy_kompozicii_uchebnoe_posobie/p9.php
  • 8. http://www.kodiz.ru/abcompos/complaw.html
  • 9. http://shar08.narod.ru/8-arch-grafika.html
  • 10. http://baranovweb.narod.ru/pri_1.html
  • 11. http://prodslr.ru/2012/10/teoriya-tsveta/
  • 12.http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/komp_tehn_v_dizayne/dizayn2.htm