Презентация "Литература мусульманского Востока"

Подписи к слайдам:
Презентация по МХК «Литература мусульманского Востока»
  • Большой вклад в развитие исламской средневековой художественной культуры внесли народы иранской группы, у которых в 7-8 вв. сложился единый литературный язык – фарси. Искусство Ирана, Азербайджана, Афганистана, Средней Азии тесно связано общностью традиций, отражением которой является возвышенная и подобно орнаментам цветистая иранская классическая поэзия.
  • Родоначальником иранской классической литературы считается Рудаки(860-941 г.). Статный, крепкий старец с длинной густой бородой, высоким лбом, узким, резко очерченным лицом, таким предстал Рудаки в портрете, по останкам воссозданном скульптором-историком М.М.Герасимовым. Свыше 40 лет Рудаки прослужил при дворе правителя Бухары и сочинил , по преданию, около миллиона стихов. Рудаки был певцом-импровизатором; он пел свои стихотворные строки, аккомпанируя себе на струнном инструменте. Как человек, вышедший из простой крестьянской семьи, Рудаки знал цену нелёгкому труду бедняка. Его стихи полны горьких размышлений о несправедливости жизни.
  • Вряд ли приближённым эмира нравился свободолюбивый поэт. К концу жизни Рудаки был обвинён в сочувствии к врагам властей, выслан из Бухары и умер в нищете. По преданию, при изгнании он был слеплён.
  • Другое предание сообщает о знаменитом поэте Фирдоуси Абулькасиме (ок. 940-1020, 1030), сочинившем поэму «Шахнаме» в расчёте получить у эмира вознаграждение, чтобы на эти деньги построить плотину на реке, заливавшей посевы его земляков. Фирдоуси был воспитан на гуманистических идеалах и верил в силу просветительского слова. В своей великой поэме он хотел вскрыть корни зла, ведущего страну к упадку. В сочинении три части: мифологическая, богатырская(повествующая о подвигах богатыря Рустама) и историческая, посвящённая 28 правителям из царской династии Сасанидов. Фирдоуси повторил судьбу Рудаки: конец жизни он провёл в изгнании в страшной нужде.
  • Всесторонне одарённым человеком был Омар Хайям(ок.1048-после 1122). Он прославился как крупный учёный, астроном, создатель точного календаря, математик. Однако в истории культуры его ценят прежде всего как самобытного поэта, сочинения которого проникнуты духом вольнодумства. Хайям протестовал против ханжества, лицемерия, доктринерства и напыщенной религиозности. Идеал поэта – справедливость, свобода, радость жизни, честность. Единственной формой стихов у Хайяма были рубаи(четверостишия, традиционные для поэзии иранских народов). Подобная форма требовала ясного изложения, лаконизма и афористичности. Всем этим в полной мере владел Хайям:
  • В детстве ходим за истиной к учителям.
  • После – ходят за истиной к нашим дверям,
  • Где же истина? Мы появились из капли.
  • Станем прахом. Вот смысл этой сказки,
  • В конце 14 в. Иран вошёл в состав державы Тимура, центром которой стала Средняя Азия. Грозный правитель основал свою столицу в Самарканде. Здесь в 14-15 вв. художественная культура исламской традиции вновь пережила период расцвета. Тимур пожелал видеть свою столицу самым красивым городом мира. Грандиозные памятники зодчества, возведённые в Самарканде, принадлежат к шедеврам средневекового искусства. Правда, далеко не все они сохранились до наших дней.